Ученые-медики, педагоги, психологи отмечают, что период адаптации
к детским дошкольным учреждениям требует от ребенка большого
нервно-эмоционального напряжения. Ему предстоит приспосабливаться к
незнакомым людям, к детскому коллективу, где поначалу его ждет много
трудностей. Неожиданно оказавшись в новой обстановке, ребенок проявляет
недовольство, страх, протест. Это естественная защитная реакция его
пока неустойчивой нервной системы.
Иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок
заболевает. Родители, как правило, ищут причину болезни в простуде,
инфекции, а на самом деле это последствия эмоционального стресса,
который угнетает защитные силы организма тем сильнее, чем возбудимее
ребенок. Как правило, здоровые дети привыкают к новым условиям за
несколько дней, и таких последствий у них не возникает. Тем не менее,
чтобы облегчить ребенку период адаптации, подготовку к посещению яслей и
сада надо начинать заранее, по крайней мере за месяц. Родители должны
ознакомиться с принятым там режимом дня и постепенно корректировать
домашний режим ребенка.
Большое значение имеет и эмоциональный настрой. Надо говорить с
малышом о предстоящем событии как о радостном, интересном: там будет
много детей, новых игрушек, добрая воспитательница; тебе там будет
очень хорошо, вечером ты мне расскажешь, как вы играли, и т. д.
Недопустимо выражать вслух при ребенке свои сомнения и опасения по
этому поводу.
До поступления ребенка в ясли приучите его засыпать самостоятельно, есть ложкой, пить из чашки, играть с игрушками.
Очень важно оздоровить малыша. За 1—2 месяца надо пройти осмотр
у врачей-специалистов — невропатолога, хирурга, отоларинголога,
сделать необходимые анализы. А если выяснится, что ваш ребенок страдает
тем или иным заболеванием, в ясли его можно отправить только после
прохождения курса лечения под контролем участкового врача. Старайтесь,
чтобы ребенок как можно больше был на свежем воздухе (не менее четырех
часов зимой и весь световой день летом), постоянно проводите массаж и
гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не
кормите его насильно.
Если ребенок подвержен простудным заболеваниям, регулярно
проводите закаливающие процедуры, не отменяя их даже во время болезни
(следует только уменьшить нагрузку).
При самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех
неожиданных перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых
форточек, ветров, дождей, сырости. Чем старательнее кутают ребенка, тем
более он уязвим для простуды, тем чаще он болеет.
При повышенной нервной возбудимости малыша создайте ему
спокойную обстановку. Постарайтесь удлинить дневной сон (хотя бы на
15—30 мин).
С персоналом группы, куда поступит малыш, нужно познакомиться
заранее, сообщить воспитательнице и няне ласкательное имя ребенка, к
которому он привык дома, рассказать им о привычках малыша, об
особенностях его поведения и о других подробностях домашней жизни.
Следует приучать ребенка к новой обстановке постепенно: в
первый день оставить его всего на 2—3 часа, потом до обеда, несколько
дней забирать после обеда так, чтобы он освоился и привык без большого
напряжения и срывов.
Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться
режима дня, принятого в яслях. Резкие изменения режима даже на
протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и
вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими
трудностями, вызывает излишнюю нервозность.
Все врачи, все педагоги сходятся на том, что в основе самого
драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок
так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо,
чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно не постоянно, но часто. И
даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для
поцелуев и нежности.
Если у ребенка к моменту поступления в ясли все же сохранилась
привычка к укачиванию, сосанию пустышки во время игры и т. д., то
отучать от нее надо постепенно, сначала дома, а потом уже в яслях,
договорившись с персоналом.
Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или милые
пустячки, с которыми он не расставался дома. Это поможет ребенку легче
и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с
удовольствием будет посещать ясли, ждать встречи с новыми друзьями,
игрушками.
|