Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 13:40

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
                    О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
                                      Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
      Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития.
      Все сферы жизнедеятельности человека несут в себе познавательный компонент. Любое направление в развитии ребенка подразумевает передачу определенных представлений, обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки, объекты и пр. Представления, процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы, которая рассматривается как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.
      На протяжении всего своего существования человек неустанно познает мир. Результаты своих открытий люди отражают в разных формах. Разнообразные виды искусства помогают людям всех времен и поколений передавать свое восприятие мира посредством художественных образов и средств (красками, музыкальными звуками, движениями, словом и пр.). В понятиях, формулах, символах и знаках фиксируется информация в науках. Огромный пласт духовных ценностей отражен в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передается из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека.
      Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.
      Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и представлениями о мире. Они обеспечивают успех умственного развития. В первую очередь ребенка волнует предметное содержание мира — природы и общества (человека).
      В раннем возрасте дети активно накапливают сенсорный опыт. С помощью органов чувств и собственных манипуляций они усваивают внешние характеристики предметов (их признаки и свойства), определяют их форму, размер, цвет и пр. Элементарное экспериментирование помогает ребенку выделить различные свойства предметов (деревянная пластинка и пенопласт не тонут в воде, а бумага размокает и расползается и пр.). Постепенно дети постигают основополагающие характеристики предмета: целевое назначение (для чего он предназначен) и функцию (как им пользоваться). Это скрытые, внутренние характеристики. Их нельзя потрогать, почувствовать. Но именно они в конечном счете определяют сам предмет. Например, шапочки у детей могут быть самого разного фасона, размера, расцветки, сделаны из различных материалов. При этом целевое назначение (укрыть голову от непогоды) и функция (надеваем на голову) всех шапочек едины.
      Постижение внутренних характеристик предметов играет существенную роль в воспитании бережного отношения к ним. Оно проявляется в умении использовать их по назначению, в соответствии с предполагаемой функцией. Успешное познание внутренних характеристик предмета происходит только под чутким руководством взрослых.
      Дети постигают не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования.
      Исследования педагогов и психологов показали, что дети 4—7 лет способны освоить самые разнообразные знания и в достаточно большом объеме. Большая роль в этом процессе отводится стихийному опыту ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».
      Основной недостаток детских знаний заключается в их хаотичности и отрывочности. Это происходит потому, что имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Информационная перегрузка в этом возрасте может привести к снижению познавательных интересов и активности.
      В связи с этим взрослым (педагогам и родителям) необходимо серьезно отнестись к отбору оптимального содержания для полноценного познавательного развития ребенка. Отдельные знания и умения не выводят детей на должный уровень умственного развития. Существенные сдвиги в данном вопросе достигаются в результате последовательного усвоения детьми определенной системы знаний. При этом каждое последующее формируемое представление и понятие вытекает из предыдущего. Центральным звеном систематизации знаний выступают существенные связи и зависимости между предметами и явлениями, их изменения и развитие.
      Освоение системы знаний и представлений о мире происходит при непосредственном участии психических (познавательных) процессов — восприятия, памяти, внимания, мышления. Они определяют возрастные и индивидуальные особенности познавательного развития ребенка. В 4—7 лет происходят серьезные изменения в коре головного мозга — миеленизация нервных окончаний. Поэтому после 4 лет постепенно начинает возрастать произвольность психических процессов. Ребенок прилагает усилия для их включения в свою деятельность. Он начинает действовать по принципу «Не хочу, но надо». Произвольность познавательных процессов — одно из необходимых условий последующего развития ребенка и его успешного обучения в школе.
      Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый способ познания — восприятие информации, переданной посредством слова. Теперь малышу необязательно «видеть и действовать» с познаваемым объектом. Взрослому достаточно рассказать о чем-либо, и ребенок правильно поймет его сообщение.
      Происходящие изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему выходить за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Резко расширяется его территория познания. Он перешагивает рамки ближайшего окружения — мой дом, двор, детский сад, места частого посещения. Объектом познания становится все богатство нашего мира. Он узнает, что за пределами его маленького, уютного мирка растут другие растения, живут другие животные. А сколько разных людей и народов населяют нашу планету! И у всех — свои песни и игры, язык и сказки, традиции и обычаи. Все это способствует интеллектуальному развитию ребенка, расширению его кругозора, появлению особой познавательной формы общения со взрослыми.
      Познавательные процессы претерпевают значительные изменения в дошкольном возрасте. Но все же они еще несовершенны. Как же маленький ребенок усваивает огромный объем информации? В этом ему помогают его эмоции и чувства. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение для познавательного развития дошкольника.
      Ребенок постоянно сталкивается с различными предметами, явлениями, событиями. Эти встречи оставляют в его душе определенный эмоциональный отклик, вызывают различные чувства. Огромное количество представлений ребенок хранит в своей памяти в виде эмоционально-чувственных образов. Например, ребенок наблюдает грозу. Она вызывает в нем определенные эмоциональные реакции (испуг, интерес, восторг и пр.). Значительно позже, в старших классах школы, на уроках физики, ему объяснят это явление природы с научной точки зрения. Но это не значит, что до данного момента он не будет знать о нем. Нет, ребенок имеет знания о грозе, но на другом уровне. Так формируется эмоционально-чувственный опыт. Причем, когда малыш вырастет и овладеет теоретическими знаниями, он по-прежнему будет на многое реагировать так, как в детстве.
      Подобным образом ребенок постигает все сферы жизнедеятельности человека. Поэтому к эмоционально-чувственному опыту ребенка необходимо относиться внимательно и бережно.
      Колоссальная роль в данном процессе отводится взрослым. Их реакция на отдельные объекты, явления и события играет большую роль в формировании отношения к миру. Оно не дается ребенку от рождения, а закладывается и развивается в течение жизни. Отношение рождается в общении со взрослыми, с теми, кого он любит и кому доверяет. Значимыми для малыша могут стать и чужие ему люди (педагоги, соседи и др.). Но родители, близкие родственники всегда остаются для ребенка самыми важными и авторитетными людьми.
      Истинное отношение проявляется не на словах, а в наших действиях и поступках. Поэтому взрослым необходимо следить за своими реакциями, мимикой, жестами. Нельзя восхищаться красотою осеннего листочка и бросать его под ноги. Нельзя рассказывать об удивительной жизни животных и кричать «Брось эту гадость!», увидев в ладошке малыша паука. В этом возрасте более глубокие следы в сознании ребенка оставят не слова, а ваши действия, ваше истинное отношение. Именно его ребенок усваивает и проносит через всю жизнь. И никакая теория не сможет разрушить это отношение к миру.
      Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников. Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие семьи может значительно ослабить положительные тенденции в познавательном развитии. Особенно это касается накопления сенсорного опыта (в раннем возрасте) и развития кругозора и познавательных интересов (в дошкольном возрасте). У детского сада (как и других массовых образовательных учреждений для дошкольников) нет возможностей учесть разнообразные меняющиеся познавательные предпочтения всех детей группы. Педагоги могут их выявить и максимально учесть в работе. Развивать такие предпочтения может только семья.
      Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Взаимодействие, сотрудничество — это прежде всего диалог, который постоянно обогащает всех партнеров и участников. Сотрудничество позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.
      Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
      Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Категория: ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО | Добавил: admin (21.07.2014)
Просмотров: 1061 | Теги: Программы общеобразовательных учреж, Программа для родителей и воспитате, ДОУ | Рейтинг: 5.0/1
РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0



    Copyright MyCorp 2016    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru