Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в
целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно
познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в
мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать
накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести
свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Достойно пройти
описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития.
Все сферы жизнедеятельности человека несут в себе
познавательный компонент. Любое направление в развитии ребенка
подразумевает передачу определенных представлений, обязательное участие
познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки,
объекты и пр. Представления, процессы, эмоции являются составляющими
познавательной сферы, которая рассматривается как сложное
образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное
(интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.
На протяжении всего своего существования человек неустанно
познает мир. Результаты своих открытий люди отражают в разных формах.
Разнообразные виды искусства помогают людям всех времен и поколений
передавать свое восприятие мира посредством художественных образов и
средств (красками, музыкальными звуками, движениями, словом и пр.). В
понятиях, формулах, символах и знаках фиксируется информация в науках.
Огромный пласт духовных ценностей отражен в традициях и обычаях.
Накопленный опыт постижения мира трепетно передается из поколения в
поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного
развития человека.
Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни
человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое
место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о
мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы;
происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей
действительности.
Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и
представлениями о мире. Они обеспечивают успех умственного развития. В
первую очередь ребенка волнует предметное содержание мира — природы и
общества (человека).
В раннем возрасте дети активно накапливают сенсорный опыт. С
помощью органов чувств и собственных манипуляций они усваивают внешние
характеристики предметов (их признаки и свойства), определяют их форму,
размер, цвет и пр. Элементарное экспериментирование помогает ребенку
выделить различные свойства предметов (деревянная пластинка и пенопласт
не тонут в воде, а бумага размокает и расползается и пр.). Постепенно
дети постигают основополагающие характеристики предмета: целевое
назначение (для чего он предназначен) и функцию (как им пользоваться).
Это скрытые, внутренние характеристики. Их нельзя потрогать,
почувствовать. Но именно они в конечном счете определяют сам предмет.
Например, шапочки у детей могут быть самого разного фасона, размера,
расцветки, сделаны из различных материалов. При этом целевое назначение
(укрыть голову от непогоды) и функция (надеваем на голову) всех
шапочек едины.
Постижение внутренних характеристик предметов играет
существенную роль в воспитании бережного отношения к ним. Оно
проявляется в умении использовать их по назначению, в соответствии с
предполагаемой функцией. Успешное познание внутренних характеристик
предмета происходит только под чутким руководством взрослых.
Дети постигают не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования.
Исследования педагогов и психологов показали, что дети 4—7 лет
способны освоить самые разнообразные знания и в достаточно большом
объеме. Большая роль в этом процессе отводится стихийному опыту
ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных
вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».
Основной недостаток детских знаний заключается в их хаотичности
и отрывочности. Это происходит потому, что имеющиеся у ребенка
возможности переработки, упорядочивания информации не позволяют ему
полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Информационная
перегрузка в этом возрасте может привести к снижению познавательных
интересов и активности.
В связи с этим взрослым (педагогам и родителям) необходимо
серьезно отнестись к отбору оптимального содержания для полноценного
познавательного развития ребенка. Отдельные знания и умения не выводят
детей на должный уровень умственного развития. Существенные сдвиги в
данном вопросе достигаются в результате последовательного усвоения
детьми определенной системы знаний. При этом каждое последующее
формируемое представление и понятие вытекает из предыдущего. Центральным
звеном систематизации знаний выступают существенные связи и
зависимости между предметами и явлениями, их изменения и развитие.
Освоение системы знаний и представлений о мире происходит при
непосредственном участии психических (познавательных) процессов —
восприятия, памяти, внимания, мышления. Они определяют возрастные и
индивидуальные особенности познавательного развития ребенка. В 4—7 лет
происходят серьезные изменения в коре головного мозга — миеленизация
нервных окончаний. Поэтому после 4 лет постепенно начинает возрастать
произвольность психических процессов. Ребенок прилагает усилия для их
включения в свою деятельность. Он начинает действовать по принципу «Не
хочу, но надо». Произвольность познавательных процессов — одно из
необходимых условий последующего развития ребенка и его успешного
обучения в школе.
Совершенствование психических процессов значительно расширяет
возможности ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый
способ познания — восприятие информации, переданной посредством слова.
Теперь малышу необязательно «видеть и действовать» с познаваемым
объектом. Взрослому достаточно рассказать о чем-либо, и ребенок
правильно поймет его сообщение.
Происходящие изменения в познавательном развитии ребенка
позволяют ему выходить за пределы непосредственно воспринимаемой
действительности. Резко расширяется его территория познания. Он
перешагивает рамки ближайшего окружения — мой дом, двор, детский сад,
места частого посещения. Объектом познания становится все богатство
нашего мира. Он узнает, что за пределами его маленького, уютного мирка
растут другие растения, живут другие животные. А сколько разных людей и
народов населяют нашу планету! И у всех — свои песни и игры, язык и
сказки, традиции и обычаи. Все это способствует интеллектуальному
развитию ребенка, расширению его кругозора, появлению особой
познавательной формы общения со взрослыми.
Познавательные процессы претерпевают значительные изменения в
дошкольном возрасте. Но все же они еще несовершенны. Как же маленький
ребенок усваивает огромный объем информации? В этом ему помогают его
эмоции и чувства. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет
первостепенное значение для познавательного развития дошкольника.
Ребенок постоянно сталкивается с различными предметами,
явлениями, событиями. Эти встречи оставляют в его душе определенный
эмоциональный отклик, вызывают различные чувства. Огромное количество
представлений ребенок хранит в своей памяти в виде
эмоционально-чувственных образов. Например, ребенок наблюдает грозу.
Она вызывает в нем определенные эмоциональные реакции (испуг, интерес,
восторг и пр.). Значительно позже, в старших классах школы, на уроках
физики, ему объяснят это явление природы с научной точки зрения. Но это
не значит, что до данного момента он не будет знать о нем. Нет,
ребенок имеет знания о грозе, но на другом уровне. Так формируется
эмоционально-чувственный опыт. Причем, когда малыш вырастет и овладеет
теоретическими знаниями, он по-прежнему будет на многое реагировать
так, как в детстве.
Подобным образом ребенок постигает все сферы жизнедеятельности
человека. Поэтому к эмоционально-чувственному опыту ребенка необходимо
относиться внимательно и бережно.
Колоссальная роль в данном процессе отводится взрослым.
Их реакция на отдельные объекты, явления и события играет большую роль
в формировании отношения к миру. Оно не дается ребенку от рождения, а
закладывается и развивается в течение жизни. Отношение рождается в
общении со взрослыми, с теми, кого он любит и кому доверяет. Значимыми
для малыша могут стать и чужие ему люди (педагоги, соседи и др.). Но
родители, близкие родственники всегда остаются для ребенка самыми
важными и авторитетными людьми.
Истинное отношение проявляется не на словах, а в наших
действиях и поступках. Поэтому взрослым необходимо следить за своими
реакциями, мимикой, жестами. Нельзя восхищаться красотою осеннего
листочка и бросать его под ноги. Нельзя рассказывать об удивительной
жизни животных и кричать «Брось эту гадость!», увидев в ладошке малыша
паука. В этом возрасте более глубокие следы в сознании ребенка оставят
не слова, а ваши действия, ваше истинное отношение. Именно его ребенок
усваивает и проносит через всю жизнь. И никакая теория не сможет
разрушить это отношение к миру.
Познавательное развитие осуществляется под воздействием
окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников.
Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию
ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие семьи может
значительно ослабить положительные тенденции в познавательном
развитии. Особенно это касается накопления сенсорного опыта (в раннем
возрасте) и развития кругозора и познавательных интересов (в дошкольном
возрасте). У детского сада (как и других массовых образовательных
учреждений для дошкольников) нет возможностей учесть разнообразные
меняющиеся познавательные предпочтения всех детей группы. Педагоги
могут их выявить и максимально учесть в работе. Развивать такие
предпочтения может только семья.
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение
усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка.
Взаимодействие, сотрудничество — это прежде всего диалог, который
постоянно обогащает всех партнеров и участников. Сотрудничество
позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать
индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Для усиления
результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и
родители должны действовать по единой программе, выполнять общие
задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.
Цель познавательного развития — развивать познавательные
интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую
деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного
эмоционально-чувственного опыта.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста.
|