Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду
доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером
приходят домой.
Есть много книг, в которых мы можем прочесть о проявлениях
«адаптационной болезни», ведь многие дети, поступив в детский сад,
начинают болеть, и довольно часто. Это не случайность — дети переживают
эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями, только
мы, взрослые, не очень-то задумываемся над этим и не всегда относимся к
этому достаточно серьезно («Переплачет...»).
В то же время родители склонны частые проявления адаптационного
стресса приписывать плохой работе воспитателей. Поэтому ниже мы
приводим мнения ученых по этому вопросу, а также перечень тех мер,
которые необходимы для смягчения проявления «адаптационной болезни».
Успех этих мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка
раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики
динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации к детскому саду.
Поэтому, если ребенок уже был в детском учреждении и школе, вы уже
знаете его слабые места. В то же время, посещая детский сад, школу,
ребенок приобретает возможность потратить свою адаптационную энергию на
более полезные цели, чем «адаптационные болезни».
Наблюдения в период адаптации за детьми раннего и дошкольного
возраста показали, что в функциональном состоянии организма ребенка
возникают сдвиги, сопровождающиеся отчетливым изменением
эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.
Почти у всех детей раннего возраста и у одной трети детей дошкольного
возраста отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста,
которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей
заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность
уменьшаются вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретенных
ранее навыков. У них резко снижается аппетит, нарушается
продолжительность и глубина сна.
В некоторых случаях отмечается задержка темпа
нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует
судить об умственном развитии ребенка в первые дни пребывания в детском
саду. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении
бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении
пульса.
У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями
период адаптации может сопровождаться проявлениями расстройств в виде
энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала),
расстройства стула, обострения кожных высыпаний.
Научные исследования показали, что у ребенка напряжена
деятельность системы, отвечающей за физиологическое течение стрессовой
реакции (система гипофиза, коры надпочечников). Это важно знать, так
как те же системы участвуют в реакции организма на специальные
закаливающие процедуры, тем более важно знать и учитывать это при
организации закаливания (см. соответствующий раздел).
Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от
возраста ребенка, состояния его здоровья и индивидуальных особенностей.
Поэтому при организации жизни вновь поступающих в детский сад
детей должны соблюдаться как общепринятые правила, так и специальные
мероприятия, рассчитанные на облегчение состояния в периоде адаптации
детей, часто болеющих и с другими пограничными состояниями:
1. Первичный прием ребенка должен проводиться совместно с
врачом-педиатром и педагогом. При первичном осмотре ребенка в
дошкольном учреждении собираются дополнительные сведения по анамнезу
жизни ребенка, состоянию здоровья и поведению, а также назначаются
дополнительные мероприятия в период адаптации.
2. Общие правила ведения ребенка в период адаптации:
• укороченное время пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
время пребывания в группе увеличивается постепенно в зависимости от
поведения ребенка на 1—2 часа в день;
• сохранение привычных для ребенка воспитательных приемов
(кормление, укладывание на сон и т. д.), причем, чем младше ребенок,
тем это более необходимо;
• организация бодрствования вновь поступившего ребенка с учетом
его желания (играть одному или с другими детьми, участвовать в
занятиях или нет и т. д.);
• отказ от применения специальных мер закаливания, обеспечение
ребенку теплового комфорта, рекомендация вечером дома теплых
гидропроцедур.
3. Специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение адаптационного периода у часто болеющих детей.
В первые дни разрешается:
• присутствие родителей, если того требует поведение ребенка;
• чаще предлагать ребенку теплое питье;
• медицинский отвод от профилактических прививок до окончания
периода адаптации (не менее чем на один месяц); в настоящее время в
связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в детский сад дети
без прививок не принимаются;
• по возможности не производить в учреждении травмирующих
медицинских манипуляций, которые могут вызвать отдельные реакции у
ребенка (стричь ногти, волосы, брать кровь на анализ);
• использование музыкальных занятий в качестве фактора, улучшающего эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;
• применение расслабляющего массажа;
• применение лейкоцитарного интерферона путем закапывания в нос, распыления или в виде мази;
• применение комплекса витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы.
На протяжении периода адаптации можно рекомендовать ведение
специального листа адаптации, в котором ежедневно отмечать знаками «+»,
«–», «+/–» аппетит ребенка (завтрак, обед, полдник), сон (засыпание,
характер сна, длительность), настроение, активность (в игре, в речи),
контакты со взрослыми и с детьми.
При наличии в группах раннего возраста дневника (ф. 127) или
журнала утреннего приема необходимость в этом листе, на наш взгляд,
отпадает.
Данные вносятся в лист адаптации воспитателем группы, а
контролируются врачом и педагогом для дачи соответствующих назначений.
При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и
поведения в течение 3—5 дней период острой адаптации считается
законченным и ребенку можно проводить необходимые оздоровительные и
реабилитационные мероприятия.
Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий
режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время
пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических
рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение
родителей с ребенком — особенно ласковым.
Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.
Научные исследования доказали, что можно облегчить трудности
адаптации, если придерживаться определенных правил подготовки ребенка и
ведения его в период адаптации.
Общие рекомендации и мероприятия по подготовке детей к поступлению в детское учреждение и организация периода адаптации для здоровых детей
(I и II группы здоровья)
№ п/п |
Мероприятия и рекомендации |
Семья |
Детский сад |
1 |
Режим |
Возрастной, максимально приближен к детскому саду |
Укороченное время пребывания в детском саду |
2 |
Питание |
Набор продуктов по возрасту. Привитие навыков самостоятельной еды |
Сохранение привычного способа питания в период адаптации. Не кормить насильно |
3 |
Гимнастика и массаж |
По возрасту. Желательно овладение родителями элементарными приемами массажа |
Занятия по возрасту. Специальный комплекс дома (№ 9) |
4 |
Закаливание |
Закаливание по любой методике. По I или II группе |
Закаливание по III группе в учреждении. Теплые гидропроцедуры дома |
5 |
Воспитательные воздействия |
Занятия по возрасту, особое внимание уделить умению занять себя |
Занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка |
6 |
Профилактические прививки |
По календарю. Не позднее чем за месяц до поступления |
Не раньше окончания адаптации |
7 |
Профилактика фоновых состояний |
По рекомендации врача |
По рекомендации врача |
8 |
Диспансеризация |
Врачебное наблюдение по возрасту. При необходимости — консультация педагога |
При необходимости — консультация врача-педиатра и других специалистов |
9 |
Анализы |
Анализ крови, мочи, кала на яйца глистов и кишечную группу |
По календарю. Не желательны никакие травматические процедуры до конца адаптации |
10 |
Врачебные назначения |
Здоровым детям никакие лечебные мероприятия не показаны |
Фитопрепараты: шиповник, зверобой, шалфей, пустырник. Комплекс витаминов, массаж и др. |
Общие рекомендации на период адаптации и подготовки к поступлению в детский сад для детей с отклонениями в состоянии здоровья
(II Б и III группы здоровья)
№ п/п |
Мероприятия и рекомендации |
Семья (подготовка) |
Детский сад (адаптация) |
1 |
Режим |
Возрастной, максимально приближен
к детскому саду. При наличии выраженных отклонений решается
возможность пребывания в детском саду |
Максимально укороченное
пребывание. Сохранение всех дополнительных воздействий при укладывании
на сон и осуществление других режимных процессов |
2 |
Питание |
То же, что и по режиму |
Максимальное сохранение привычного способа питания в период адаптации. Можно привлекать родителей к процессу кормления |
3 |
Закаливание |
Специальные процедуры для II и III групп |
Специальные закаливающие процедуры для III группы (у некоторых — теплые гидропроцедуры) |
4 |
Гимнастика и массаж |
По возрасту, учитывая назначения специалистов. (Обучение родителей комплексу № 9) |
При отсутствии специальных противопоказаний — по возрасту (комплекс № 9) |
5 |
Воспитательные воздействия |
Организация бодрствования в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья |
Максимальное сохранение всех
привычек. Очень постепенное привлечение ко всем занятиям с учетом
реакции ребенка. Период адаптации облегчается, если ребенок имеет
возможность общаться с ранее знакомыми ему детьми (играли вместе раньше,
живут в одном подъезде и т. п.) |
Другие рекомендации даются специалистами в зависимости от особенностей течения заболевания у каждого ребенка.
|