Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 26.04.2024, 15:45

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        «Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
      «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» — спрашивал своих современников В. Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
      Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. В описании быта дворянства и русской интеллигенции первой трети XIX века можно найти множество таких примеров.
      В «Воспоминаниях» Марьи Федоровны Каменской (1817—1899) с красочностью и обилием деталей так описаны семейные спектакли: «В зале давались вечеринки, маскарады и спектакли. В старину люди были сентиментальны, и потому эти спектакли давались всегда сюрпризом и непременно по случаю чьих-либо именин. Сцена и вся обстановка изготовлялись тайно и в той же зале, при закрытых дверях. И даже прислуга для прочности тайны в залу не допускалась. Работали там только родные руки маменьки, теток и дядей... Разумеется, папенька орудовал больше всех, на его долю приходилось самое трудное: он писал кулисы и писал их не небрежно, как их всегда пишут, а так, что у него выходили не кулисы, а прелестные пейзажи.
      Виновник торжества, «именинник», всегда был глубоко тронут сюрпризом и благодарил родных-актеров со слезами на глазах. Актеры были счастливы тем, что игру их похвалили. Хозяева театра, папенька с маменькой блаженствовали уже потому, что к ним собрались милые им люди и что удалось их повеселить...».
      «Светлой радостью детства» называл свой детский театр марионеток великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. И это не случайно.
      По воспоминаниям современников, жизнь пятилетнего Михаила Лермонтова в Тарханах была наполнена весельем, играми и забавами. Но особенно он увлекался лепкой из красного воска. Военные колесницы и боевые слоны, украшенные бусами, стеклярусом и фольгой, были выполнены так тщательно, что вызывали искреннее восхищение всех обитателей барского дома.
      Но однажды Мишель решил «оживить» их. И с этого момента началось его увлечение театром марионеток. С помощью ниток и простых приспособлений фигурки приходили в движение.
      Возможность действовать с ними приводила мальчика в восторг, доставляя ни с чем не сравнимую радость. Движение порождало сюжет, и вскоре он начал сам сочинять истории, которые тут же и разыгрывал перед присутствующими.
      Таких примеров из истории отечественной культуры и семейного воспитания можно привести очень много. Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.
      С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. В играх-драматизациях или театрализованных играх дети сами или под руководством педагога могут разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение или действовать с куклами театра марионеток и других видов театров: плоскостного, настольного, пальчикового и т. п.
      Особое значение для развития детей имеет выступление со сцены в какой-нибудь роли.
      «Я — артист! Я — артистка!» От сознания этого трепет и волнение охватывают маленького человека, когда он выходит на сцену, потому что роль артиста для большинства детей чрезвычайно привлекательна.
      В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника.
      Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка.
      В течение 8—10 часов малыш находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость.
      Особое значение театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника состоит в том, что действия на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. А для того чтобы создать на сцене тот или иной образ, ребенку вначале надо представить себе своего героя.
      Возможность пофантазировать чрезвычайно привлекательна для ребенка и имеет большое значение для развития его художественных способностей.
      Ученые считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка-дошкольника в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность, а благодаря яркости, легкости и быстроте, присущей детскому воображению, добиваться в своем творчестве оригинальных решений.
      Особое место театрализованная деятельность занимает в эмоциональном развитии ребенка.
      В театрализованной деятельности средства выразительности (жесты, мимика, движения и др.) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.
      Ученые установили, что дети старшего дошкольного возраста по выражению лица, позе, жестам уже могут понять эмоциональные состояния других людей. По внешним признакам они могут распознавать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа. Эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом по поводу художественного образа создает благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние и даже предвидеть его.
      Очевидно, что все это имеет большое значение для художественного развития ребенка и его подготовки к настоящему творчеству в будущем.
      Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.).
      Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферами существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создается вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребенка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют не отвлекаясь, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они еще более организованны на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей и т. п.). Очевидно, что все это становится возможным только при условии постоянной поддержки детей со стороны взрослых.
      Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей не просто добиваться доброжелательного внимания со стороны взрослых, а стремиться к взаимопониманию, сотрудничеству с ними. Очевидно, что такого рода общение имеет большое значение для личностного развития ребенка, позволяет по-новому подойти к работе над ролью и добиться значительных успехов.
      Не менее важным для ребенка дошкольного возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребенок обменивается информацией и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.
      С появлением у детей самооценки становится возможным распределение их по ролям. И хотя у старших дошкольников самооценка часто бывает завышена, ребенок теперь в состоянии более критично отнестись к своим действиям и сделать соответствующие выводы.
      Но может случиться так, что у отдельных детей стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство породит чувство раздражения, недоброжелательство, зависть к товарищам, которые исполняют главную роль.
      Нежелательные особенности поведения ребенка должны быть вовремя замечены как педагогами, так и родителями.
      К ребенку с завышенной самооценкой, в поведении которого проявляется чувство превосходства над товарищами, нужно предъявлять повышенные требования. Тактично и доброжелательно отмечать недостатки в выполнении тех или иных действий, ставить новые сложные задачи. При этом важно понимать, что такая перестройка сознания ребенка происходит болезненно и является серьезной проблемой для педагогов и родителей. Вместе с тем своевременное решение ее в детском саду позволит избежать определенных трудностей в школе, когда ученик на любое замечание взрослых или плохую отметку реагирует озлобленностью, грубостью и нервными срывами.
      Ребенка с пониженной самооценкой, не уверенного в себе и своих возможностях, надо дома и в детском саду постоянно подбадривать, внушать ему веру в свои силы и помогать работать не только над ролью, но и над собой. В присутствии малыша рассказывать родным и близким о его сценических «достижениях», о том, как он прекрасно справился со своей ролью. Рекомендуется предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими успехами, исполнив понравившуюся ему роль.
      Особое внимание педагогам и родителям следует уделить робким, стеснительным детям, для которых выступление на сцене связано с огромным нервным напряжением.
      Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу.
Не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.

      Волнение и страх порождают у ребенка чувство неуверенности в себе и могут доставить много неприятностей его здоровью. На почве нервного перенапряжения у отдельных детей возникают психические травмы, устойчивое заикание и другие нарушения.
      Авторы программы очень серьезно относятся к вопросам эмоционального благополучия детей, поэтому считают, что в дошкольном детстве театрализованная деятельность должна не дублировать профессиональный театр взрослых, а быть максимально приближенной к игре.
      В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла.
      Всем детям, независимо от их способностей, должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировках и созданы условия для реализации художественного образа.
      Содержание театрализованной деятельности может быть расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу дошкольников. Но для того чтобы дети могли полноценно развиваться в театрализованной деятельности, в семье и дошкольном учреждении необходимо решить следующие задачи, которые являются общими для работы с детьми от 4 до 7 лет.

      В семье
      Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности.
      Родителям стараться постоянно присутствовать на детских спектаклях.
      Регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля — полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка.
      Предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль.
      Рассказывать в присутствии ребенка другим людям (родственникам, знакомым) о достижениях своего малыша, о том, как он прекрасно справился со своей ролью.
      Рассказывать об опыте собственной художественной деятельности, о будущих и настоящих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектакля, кинофильма и т. п.
      Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
      По желанию ребенка создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения.
      По мере возможности организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок.

      В дошкольном образовательном учреждении
      Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
      Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. п.).
      Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
      Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
      Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия.
      Вызывать желание исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги. Побуждать по ходу инсценировки произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа.
      В доступной форме знакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
      Научить детей управлению простейшей куклой-марионеткой с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), побуждать согласовывать свои действия с действиями партнеров по ходу спектакля и не заслонять других участников.
      Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа.
      Побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизаци. Развивать двигательное воображение.

Категория: ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО | Добавил: admin (21.07.2014)
Просмотров: 1338 | Теги: Программы общеобразовательных учреж, Программа для родителей и воспитате, ДОУ | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru