Существуют стандартные рекомендации по режиму для детей раннего и дошкольного возраста.
Помимо возрастных, могут быть еще оздоровительные (щадящие)
режимы. Конечно, в условиях детского сада трудно организовать режим
так, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, но если в
группе много детей, нуждающихся в каких-то особенностях режима, то,
естественно, целесообразно взять за основу именно один из
оздоровительных режимов, пользуясь рекомендациями Ю. Ф. Змановского:
1. Режим дня организуется в соответствии с особенностями
биоритма, с обязательным учетом физической и умственной
работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй
половине дня. То есть если в группе преобладают «жаворонки», то
организацию занятий необходимо делать с учетом пика их активности в
первой половине дня, а если преобладают «совы», то некоторые занятия,
возможно, будут более результативными во второй половине дня (учеными
доказано, что такие занятия, как физкультурные и музыкальные, лучше
проводить во второй половине дня).
В этом плане интересен опыт зарубежных детских садов (например,
в одном из детских садов Берлина), где было более свободное отношение к
режиму: особенно ярко выраженных «сов» приводил в детский сад тот
родитель, который уходил на работу последним, а забирал ребенка
(любого) тот из родителей, который приходил с работы первым, для того
чтобы малыш не переутомлялся.
2. При составлении и организации режима необходимо учитывать
повторяющиеся (стереотипные) компоненты, которые обязательны:
время приема пищи;
укладывание на дневной и ночной сон;
общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
Остальные компоненты режима динамические, т. е. они не должны
быть строго «вколочены» в одни рамки и необязательны раз и навсегда.
3. При организации оздоровительного режима необходимо
стремиться к полной реализации в жизни каждого ребенка трех моментов:
полное удовлетворение потребности в движении, достаточной
индивидуальной умственной нагрузки и обеспечение условий для
преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
4. Достаточный (но не укороченный и не излишний) по продолжительности дневной и ночной сон детей.
Возрастные режимы детей раннего и дошкольного возраста
(изменение продолжительности сна, бодрствования и числа кормлений в течение суток
у детей от 1 месяца до 6 лет)
№ режима |
Возраст |
Кормления |
Бодрствование (максимальная длительность), ч |
Сон |
Количество часов сна в сутки |
Кол-во |
Интервал, ч |
Кол-во периодов |
Длительность каждого периода, ч |
дневной |
ночной |
1 |
1—3 мес. |
7 |
3 |
1—1,5 |
4 |
2—1,5 |
10—11 |
18,5—17,5 |
2 |
3—5—6 мес. |
6 |
3,5 |
1—1,5—2 |
4 |
2—1,5 |
10—11 |
17,5—16,5 |
3 |
5—6—9 мес. |
5 |
4 |
2—2,5 |
3 |
2—1,5 |
10—11 |
16,5—15,5 |
4 |
9 мес. — 1 год |
4—5 |
3,5—4,5 |
2,5—3,5 |
2 |
2,5 + 2—1,5 |
10—11 |
15,5—14,5 |
5 |
1 год — 1 год 6 мес. |
4 |
3,5—4,5 |
3,5—4 |
2 |
2,5 + 1,5—1 |
10—11 |
14,5—13,5 |
6 |
1 год 6 мес. — 2 года |
4 |
3,5—4,5 |
5—5,5 |
1 |
3 |
10—11 |
14—13 |
7 |
2—3 года |
4 |
3,5—4,5 |
5,5—6,5 |
1 |
2,5—2 |
10—11 |
13—12 |
8 |
4—5 лет |
4 |
3,5—4,5 |
6,5—7 |
1 |
2—1,5—1 |
10—11 |
11,5—12,5 |
9 |
5—6 лет |
4 |
3,5—4,5 |
7—7,5 |
1 |
1 |
10—11 |
11 |
Длительность сна определяется не только
возрастными особенностями, но и индивидуальными проявлениями
деятельности мозга ребенка. При организации дневного сна целесообразно
больше пользоваться поступлением свежего воздуха.
Температура воздуха в спальне при этом может не превышать
+5° С. Запомните: нет ничего хуже, чем сон ребенка в спертом воздухе.
5. При организации оздоровительного режима желательно учитывать
сезонные особенности. Поэтому в детском саду желательно иметь два, а
лучше четыре сезонных режима с постепенным переходом от одного к
другому. При этом основными изменяющимися компонентами являются
соотношение периодов сна и бодрствования и двигательной активности
детей на открытом воздухе и в помещении.
|