От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать два раза в день.
Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки,
второй — или после обеда, или перед полдником, если после обеда малыш
активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у разных детей может
быть неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон
длится 10—11 часов.
Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в адаптации к
детскому саду (яслям), сохраняют себе второй сон дольше 1,5 лет.
Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда
созреют. Переход на один сон — процесс крайне индивидуальный.
Ранний переход (до 1,5 лет) на один сон нежелателен, так как
дети утомляются от длительного бодрствования, перевозбуждаются и не
могут уснуть.
Если при переводе на один сон ребенок не справляется с новым режимом, нужно временно перевести его на прежний режим.
При назначении режима учитывают индивидуальные особенности,
поведение ребенка, длительность бодрствования без признаков утомления,
длительность засыпания.
В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост
ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто
отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.
Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам, в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.
Примерный режим дня
Режимные моменты |
1 год — 1 год 6 мес. |
1 год 6 мес. — 2 года |
Холодный период года |
Дома |
Подъем, утренний туалет |
6.30—7.30 |
6.30—7.30 |
В дошкольном учреждении |
Прием детей, игра |
7.00—8.00 |
7.00—8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
7.30—8.30 |
7.30—8.30 |
Самостоятельная деятельность |
8.30—9.30 |
8.30—9.20 |
Игра-занятие 1 (по подгруппам) |
— |
8.50—9.05—9.20 |
Подготовка ко сну, 1-й сон |
9.30—12.00 |
— |
Подготовка к прогулке, прогулка |
— |
9.20—11.00 |
Возвращение с прогулки, игры |
— |
11.00—11.30 |
Подготовка к обеду, обед |
— |
11.30—12.00 |
Постепенный подъем, обед |
12.00—12.30 |
— |
Подготовка ко сну, сон |
— |
12.00—15.00 |
Самостоятельная деятельность |
12.30—14.30 |
— |
Игра-занятие 1 (по подгруппам) |
13.00—13.10—13.20 |
— |
Игра-занятие 2 (по подгруппам) |
13.50—14.00—14.10 |
— |
Подготовка ко сну, 2-й сон |
14.30—16.00 |
— |
Постепенный подъем, полдник |
16.00—16.30 |
15.00—15.30 |
Самостоятельная деятельность |
16.30—18.20 |
15.30—16.30 |
Игра-занятие 2 (по подгруппам) |
— |
16.00—16.15—16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
— |
16.30—18.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность |
— |
18.00—18.20 |
Подготовка к ужину, ужин |
18.20—18.40 |
18.20—18.40 |
Самостоятельная деятельность, уход домой |
18.40—19.00 |
18.40—19.00 |
Дома |
Прогулка |
19.00—20.00 |
19.00—20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00—20.30 |
20.00—20.30 |
Подготовка ко сну, ночной сон |
20.30—6.30 (7.30) |
20.30—6.30 (7.30) |
Теплый период года |
Дома |
Подъем, утренний туалет |
6.30—7.30 |
6.30—7.30 |
В дошкольном учреждении |
Прием детей, самостоятельная деятельность |
7.00—8.00 |
7.00—8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
7.30—8.30 |
7.30—8.30 |
Прогулка, самостоятельная деятельность |
8.30—9.30 |
8.30—11.00 |
Игра-занятие 1 (по подгруппам) |
— |
9.30—9.45—10.00 |
Возвращение с прогулки, подготовка ко сну, 1-й сон |
9.30—12.00 |
— |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, обед |
— |
11.00—12.00 |
Постепенный подъем, подготовка к обеду, обед |
12.00—12.30 |
— |
Подготовка ко сну, сон |
— |
12.00—15.00 |
Прогулка, самостоятельная деятельность |
12.30—14.00 |
— |
Игра-занятие 1 (по подгруппам) |
13.00—13.10—13.20 |
— |
Игра-занятие 2 (по подгруппам) |
13.40—13.50—14.00 |
— |
Возвращение с прогулки, водные процедуры |
14.00—14.30 |
— |
Подготовка ко сну, 2-й сон |
14.30—16.30 |
— |
Постепенный подъем, полдник |
16.30—17.00 |
15.00—15.30 |
Прогулка, самостоятельная деятельность |
17.00—18.30 |
15.30—18.30 |
Игра-занятие 2 (по подгруппам) |
— |
16.00—16.15—16.30 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин |
18.30—19.00 |
18.30—19.00 |
Уход домой |
17.00—19.00 |
17.00—19.00 |
Дома |
Прогулка |
19.00—20.00 |
19.00—20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00—20.30 |
20.00—20.30 |
Подготовка ко сну, ночной сон |
20.30—6.30 (7.30) |
20.30—6.30 (7.30) |
Примечание. Перевод
ребенка на режим второй подгруппы осуществляется постепенно.
Показателями для него являются: возрастающая потребность в более
длительном бодрствовании, изменения в поведении при укладывании (1 год 6
месяцев), физическое развитие и состояние здоровья.
С возрастом существенно изменяется не только длительность, но и
характер бодрствования детей: оно становится более разнообразным.
Следует помнить, что однообразные занятия, длительное ожидание ведут к
снижению активности детей, к утомлению. Особенного внимания требуют эти
вопросы при организации бодрствования детей в раннем возрасте.
Назначение режима должно происходить на основании комплексной
оценки состояния здоровья ребенка. Это позволит в полной мере учесть не
только возраст (в том числе биологический) и здоровье, но и
индивидуальные особенности ребенка (потребность в длительном
бодрствовании, частота и длительность дневного сна и т. п.).
Какие же признаки могут свидетельствовать о правильно назначенном режиме? К ним относятся:
1. Ребенок активен и спокоен во время бодрствования.
2. К концу бодрствования наступает утомление (но не возбуждение).
3. Ребенок сохраняет аппетит.
4. Спокойно и быстро засыпает.
5. Крепко спит.
6. Просыпается бодрым.
Если в одной и той же группе находятся дети, нуждающиеся в
разном режиме сна и бодрствования, то необходимо установить два или три
режима, разделив детей на подгруппы. Воспитатель должен иметь
пофамильный список этих детей. Для создания лучших условий дети из
различных возрастных подгрупп должны быть максимально разобщены. В этом
случае дети меньше устают от общения друг с другом, а взрослые могут
уделять каждому ребенку максимум внимания.
С 1,5 до 2 лет ребенок спит днем один раз — около двух часов.
Сокращается и ночной сон, но общая продолжительность сна составляет не
менее 14—13 часов.
Безусловно, режим требует строгого соблюдения. Однако, если
поведение ребенка свидетельствует о том, что он утомился, его следует
уложить спать раньше, чем предусмотрено по режиму; если он продолжает
крепко спать, будить малыша насильственно не следует. Если подобные
отступления в режиме ребенка часты, это может свидетельствовать о
несоответствии установленного режима индивидуальным особенностям
ребенка. О необходимости перевода ребенка на другой режим могут
свидетельствовать: возраст (целесообразно не только ориентироваться на
паспортный возраст, а учитывать степень зрелости и состояние здоровья);
трудности в засыпании (особенно последний дневной сон); сокращение сна;
отсутствие утомления перед сном.
При организации режима детей раннего возраста очень важно учитывать воспитательную роль режимных процессов.
Режимные процессы — это кормление, укладывание на сон, подъем,
сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических
процедур.
Правильное проведение режимных процессов играет огромную роль в
воспитании ребенка, требует четкого соблюдения всех требований,
терпения со стороны взрослых, так как дети нуждаются в непосредственной
помощи взрослого.
В раннем возрасте один из ведущих принципов — принцип постепенности включения
каждого ребенка в режимный процесс; при организации кормления за стол
усаживают первыми тех 2—3 детей, которые не умеют есть самостоятельно.
Остальные в это время продолжают играть.
Наиболее удачно на втором году жизни комплектование группы,
когда половину группы составляют дети от 1 года 2 месяцев до 1 года 6
месяцев («двухсонники»), а половину — от 1 года 6 месяцев до 2 лет
(«односонники»).
В режимных процессах у ребенка воспитываются умения, связанные с
подготовкой ко сну, выходом на прогулку и возвращением с нее, уходом
за волосами, зубами, навыки опрятности.
|