Это программа для родителей и педагогов, которая называется «Из детства — в отрочество».
В название программы авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами.
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Период отрочества закрепляет достижения детства и использует
их. При этом педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от
взрослых, воспитывающих ребенка и в детстве, и в отрочестве, в первую
очередь зависит, как будет протекать его развитие в самом трудном,
подростковом возрасте. Правильно построить взаимоотношения с подростком
трудно, а зачастую и невозможно, если они не сложились гораздо
раньше — в детстве.
Путь из детства в отрочество ребенок проходит с родителями, воспитателями и учителями начальной школы.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни — родители. Благодаря
их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается,
у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
На определенном отрезке дороги раннего и дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это
событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его
окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и
которые составляют иную общность, чем его семья. Но малышу не страшно,
потому что рядом с ним его родители. Крепко держа маму за руку, он
доверчиво протягивает свою маленькую, теплую ладошку воспитателю.
С этого момента идти ребенку по дороге своего детства
становится и легче, и труднее. Легче, если родители и воспитатели
объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный
комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.
А детский сад, в свою очередь, будет способствовать развитию его
основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит
подготовку к школе. Труднее идти по дороге дошкольного детства станет
потому, что именно в детском саду при решении
воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности,
связанные с развитием ребенка, его поведением.
И если воспитатели обратят на это внимание, а родители
отмахнутся от них и не примут участия в их разрешении, то в школе их
ждут самые печальные последствия. Специалисты по дефектологии считают,
что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является
отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со
стороны семьи и детского сада, невнимание к его здоровью и физическому
развитию с самого раннего возраста.
Это вовсе не означает, что для большинства таких детей
требуется серьезная коррекция личностного развития, которую может
оказать только специалист. Своевременно им можно было помочь только
силами семьи и детского сада. И в этой работе особая роль принадлежит
родителям.
В первую очередь это связано с тем, что в дошкольном детстве
именно родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие
ребенка. И если они не будут поддерживать действия воспитателей или
станут противоречить им, то многие усилия педагогов могут оказаться
напрасными. Но этого недостаточно. Важно, чтобы родители были в курсе
всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и
помогали ему добиться нужного результата.
Немаловажным является и тот факт, что воспитатели не будут
рядом с малышом на протяжении всего периода детства. На пороге школы
они с грустью попрощаются с ним, и следующий ответственный отрезок пути
своего детства ребенок должен будет пройти со своими родителями и учителем начальной школы. Сделать это будет значительно легче, если усилия родителей и учителей объединятся. И теперь для этого есть серьезные предпосылки.
Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобрели опыт педагогического
сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической
общественностью в целом. Как следствие, в дальнейшем будет полностью
исключено традиционное положение дел, когда родителям отводится роль
восхищенного зрителя, комментатора или болельщика, с тревогой ожидающего
очередного результата.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им:
• преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
• относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать,
что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное — не норматив,
а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем
вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту,
развитию;
• знать его сильные и слабые стороны и учитывать их. А это
значит, что при поступлении в школу в самосознании ребенка не
произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в
школе — неумеха);
• проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке;
• понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя
сделать, а можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим
добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять
участие в работе. А для этого у взрослого с ребенком должны быть
хорошие, доверительные отношения и искреннее желание участвовать в его
делах, радостях и горестях.
В итоге общение с учителем как в начальной, так и в средней
школе не вызывает затруднений у родителей. Они готовы к диалогу, умеют
отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если
потребуется, то и защитить его. Понимание родителями процессов
развития, происходящих с их ребенком, и своевременное вмешательство в
них позволит намного эффективнее решать задачи, связанные с
формированием здоровья, осуществлять профилактику ранних отклонений в
его развитии.
Кроме того, совместная деятельность пап и мам с детьми на
протяжении раннего и дошкольного детства, а затем и в начальной школе
позволит повысить качество образования детей и использовать
потенциальные возможности каждого ребенка.
Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного
доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной
основе не с каждым участником этого процесса — отдельно родителями и
воспитателями, а одновременно со всеми вместе.
Для того чтобы воспитатели дошкольных образовательных
учреждений могли взаимодействовать с родителями, и была создана
программа «Из детства — в отрочество».
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения с родителями являются документы международного права
(Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также законы
Российской Федерации (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об
образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»).
Декларация прав ребенка является первым
международным документом, в котором родители призываются к признанию и
соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное,
нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства.
Конвенция ООН о правах ребенка признает за
каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального, этнического и
социального происхождения, юридическое право на:
• воспитание;
• развитие;
• защиту;
• активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями
родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их
развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии
решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным
Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу 15 сентября 1990 года;
и таким образом в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции стала
составной частью правовой системы Российской Федерации.
Отдельные права детей и обязанности родителей были закреплены в
Конституции Российской Федерации, в Гражданском и Семейном кодексах.
Был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В ст. 63 Семейного кодекса РФ оговариваются права и обязанности
родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается
ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое,
духовное и нравственное развитие ребенка. Кроме того, указано, что
обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их
родителей.
Право ребенка-дошкольника на образование гарантируется
государством в ст. 43 Конституции и конкретизируется в ст. 18 Закона
«Об образовании», которая целиком посвящена образованию детей
дошкольного возраста. В них указано, что родители являются первыми
педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития его личности.
К основным, наиболее важным положениям этих документов, которые
нашли отражение в программе для родителей и педагогов «Из детства — в
отрочество», относятся:
• право ребенка на образование, гуманистическое по своему
характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и
творческой жизни, занятия искусством;
• бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
• право ребенка на защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного
обращения;
• взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с
семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного
развития ребенка.
Программа «Из детства — в отрочество» комплексная и охватывает возраст от 1 года до 7 лет.
В программе определены задачи, которые надо решать в условиях
семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным
направлениям — «Здоровье» и «Развитие».
Первое направление программы — «Здоровье» —
обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей, их развитие и эмоциональное благополучие.
Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и
медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения с
раннего возраста вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а
затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.
Второе направление программы — «Развитие» — нацелено на:
• развитие личности ребенка (компетентности, инициативности,
самостоятельности, любознательности, способности к творческому
самовыражению);
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная
часть носит публицистический характер. Ее цель — привлечь внимание
родителей и педагогов к проблемам, связанным с воспитанием, здоровьем и
развитием детей, и обосновать необходимость использования
определенного содержания образования.
Авторы понимают, что у родителей нет сил и времени для работы с
большим по объему научным материалом. Поэтому постарались в вводной
части программы как можно короче и доступнее изложить только те
психолого-педагогические условия, которые необходимы для реализации
непрерывного образования, т. е. плавного, безболезненного перехода
ребенка из групп раннего возраста в дошкольные, из дошкольного
образовательного учреждения в школу.
В основной части представлены задачи, которые необходимо решать
в семье и дошкольном образовательном учреждении, для того чтобы
обеспечить формирование здоровья, воспитание и полноценное развитие
ребенка на этапе раннего и дошкольного детства.
Для реализации программы создан комплект методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающий целостность педагогического
процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем
направлениям взаимодействия взрослого с ребенком.
При желании каждый родитель может более подробно изучить
интересующий его вопрос, познакомившись со всем комплектом методических
материалов полностью, который, кроме данной программы, включает
пособия по:
• оптимизации здоровья детей;
• воспитанию и развитию детей раннего возраста;
• физической культуре;
• развитию речи;
• художественной литературе;
• познавательному развитию;
• математике;
• игровой деятельности;
• изобразительной и продуктивной деятельности;
• музыке;
• театрализованной деятельности;
• взаимодействию ДОУ с семьей;
• созданию предметно-игровой среды;
• элективным (по выбору) программам.
В комплекте методических пособий к программе полностью дано
годовое планирование работы с детьми, но последовательность
планирования педагогом материала определяется в зависимости от
индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа
их продвижения, независимо от уровня исходной подготовленности.
Для того чтобы добиться желаемого результата в работе по программе, родителям и педагогам необходимо:
• осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться друг к другу;
• помнить о том, что ребенок — уникальная личность. Поэтому
недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого, как он (она), нет
больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и
развивать ее;
• знать, что в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
• педагогам — воспитывать в детях безграничное уважение к
родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и
физических сил, для того чтобы они росли и были счастливы;
• родителям — внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы;
• педагогам — учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
• родителям и педагогам — изменить свое отношение к воспитанию и
развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как
искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний
психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт
ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в
семье и образовательном учреждении;
• родителям и педагогам — проникнуться чувством искреннего
уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка,
сооружения из песка, строительного материала, поделки из бумаги, лепка,
рисунок и т. п.). Восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
• родителям и педагогам — проявлять понимание, деликатность,
терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку
зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
• педагогам — регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
• всем участникам педагогического процесса внимательно изучить
нашу программу и комплект пособий, обсудить их содержание и выработать
свою стратегию и тактику работы с детьми.
В течение восьми лет наша программа и комплект методических
пособий проходили широкую экспериментальную апробацию в различных
регионах России и получили положительную оценку со стороны родителей и
педагогов.
Авторы выражают искреннюю признательность всем родителям и
педагогам, которые, реализуя идею взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с родителями, добились высоких результатов в
воспитании и развитии своих детей не только в детском саду, но и в
школе.
Вполне возможно, что наш первый опыт по созданию единой
программы для родителей и педагогов окажется в чем-то несовершенным.
Авторский коллектив с благодарностью примет и рассмотрит все замечания и
обязательно постарается учесть их в своей дальнейшей работе. |