В семье
Привлекать внимание к предметам окружающего и их свойствам.
Обогащать представления о том, что отдельные предметы и группы предметов
могут различаться величиной, формой, пространственным расположением,
количеством.
Создавать условия для обследования предметов, развивать
самостоятельные обследовательские действия, умения наблюдать, изучать и
выделять особые признаки предметов, соотносить по признакам при выборе
из нескольких предметов, узнавать предметы по сочетанию свойств,
обобщать однородные предметы по одному или нескольким признакам.
Побуждать сравнивать контрастные предметы, рассказывать о своих
наблюдениях и результатах действия с предметами и игрушками. Расширять
пассивный и активный словарь (одинаковые, неодинаковые, длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже, больше — меньше, такой — не такой, столько же, один — много).
Привлекать внимание к разнообразию форм окружающих предметов,
называть их. Упражнять в нахождении предмета заданной формы (круглый
мяч, квадратный платочек, треугольная косынка, строительный материал,
мозаика и др.).
В повседневной жизни, при самообслуживании и движении
способствовать усвоению пространственных ориентировок от себя.
Закреплять в речи соответствующие слова: впереди, сзади, рядом, около, вверху, внизу, слева, справа.
Привлекать внимание к различным частям суток и временам года.
Раскрывать, что деятельность людей, жизнь и действия детей в разные
временные отрезки различаются. Способствовать осознанию некоторых
признаков, характерных для частей суток и времен года.
В дошкольном образовательном учреждении
Развивать на основе чувственного опыта и систематизировать
представления о свойствах предметов: величине, форме, пространственном
расположении, количестве.
Выделять и называть параметры величины (длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий). Развивать умения сравнивать предметы
контрастных и одинаковых размеров с использованием приемов наложения и
приложения, указывать на результаты сравнения. Способствовать пониманию
взаимосвязи действий соизмерения и результата. Закреплять использование
слов: одинаковые, равные по длине, длиннее — короче; одинаковые по высоте, выше — ниже; одинаковые по ширине, шире — уже; одинаковые по толщине, толще — тоньше; одинаковые по величине, больше — меньше.
Развивать количественные представления, умения сравнивать одну
группу предметов с другой, используя прием наложения (приложения),
последовательно накладывая предметы одной группы на предметы другой
группы, различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в
них предметов без счета и называния числа. Использовать в речи
выражения: поровну, одинаковое количество, столько же ... сколько . Понимать значение вопроса «сколько?».
Осваивать приемы обследования формы осязательно-двигательным и
зрительным путем, различать и называть формы: круг, квадрат,
треугольник.
Развивать пространственные ориентировки относительно своего тела
и направления от себя, использовать в речи соответствующие наречия и
предлоги: вперед (впереди), назад (сзади), вверх, вниз, в, на, под, над, за, из, в; понимать слова: направо (справа), налево (слева), далеко — близко.
Развивать временные ориентировки, умения различать и называть
части суток (утро, день, вечер, ночь). Различать и называть времена года
(осень, зима, весна, лето), выделять некоторые признаки, характерные
для определенного времени года. Понимать и отвечать на вопросы
причинно-следственного и временного характера. |