В семье
Способствовать обогащению чувственного опыта. Создавать условия
для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с
ребенком показывать различные параметры величины и относительность
признаков, обогащать словарь (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий), показывать образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.).
Привлекать внимание к количественной характеристике группы
объектов (сосчитай сколько; определи, чего больше, а чего меньше; каких
предметов поровну).
Способствовать усвоению цифровой символики и ее использованию в
быту и жизни ребенка (через игры, картинки, карточки с цифрами,
окружающую обстановку).
Создавать условия для накопления чувственного опыта при
восприятии формы через разнообразные модели, предметы, стилизованные
картинки и игры. Способствовать накоплению пассивного и обогащению
активного словаря при определении формы предметов окружающего мира.
Привлекать внимание к определению местоположения предметов
относительно собственного тела ребенка, побуждать рассказывать об
увиденном, обогащать речь словами: впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа, близко, далеко, от, под, на, над и др.
Конкретизировать временные представления о частях суток через
примеры жизнедеятельности ребенка и труд взрослых, о временах года через
сезонные явления, жизнь животных, быт и труд людей.
В дошкольном образовательном учреждении
Обогащать математические представления через обследование и
наблюдение предметов и явлений окружающего, доступные образы
(зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, словесные).
Знакомить с параметрами величины протяженных предметов (длина,
ширина, высота, толщина) и способами сравнения объектов по величине в
процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем
наложения и приложения). Обозначать словом результаты своих действий.
При наглядном восприятии и в практической деятельности
показывать образование чисел в пределах 5. Знакомить с цифрами от 1 до
5. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа.
Привлекать внимание к количественной характеристике объектов (сосчитай,
сколько предметов, и покажи соответствующую цифру; отсчитай столько
предметов, сколько показывает эта цифра).
Конкретизировать и обогащать имеющиеся представления о
количественных отношениях: сравни две группы предметов по количеству и
расскажи о результатах сравнения (одних предметов больше (меньше), чем
других; в одной группе предметов столько же, сколько в другой; в двух
группах предметов поровну и т. п.).
Способствовать пониманию отношений между натуральными
(последовательными) числами (число 4 меньше 5 на один; число 5 больше 4
на один; число 3 меньше 4, но больше 2).
Формировать представление о независимости числа от
пространственного расположения элементов множества и величины объектов.
Формировать понимание количественного и порядкового значения числа.
Создавать условия для накопления чувственного опыта при
восприятии формы. Способствовать накоплению пассивного и обогащению
активного словаря при определении формы предметов окружающего мира.
Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат,
треугольник) и их свойствах (углы, стороны). Классифицировать предметы
по заданному признаку (по форме, величине, цвету, количеству,
назначению).
Развивать элементарные пространственные ориентировки (вперед —
назад, вверх — вниз, далеко — близко). Способствовать пониманию
относительности пространственных характеристик. Определять и обозначать
словами местоположение предметов относительно собственного тела,
пространственное расположение объектов относительно друг друга,
используя соответствующие грамматические формы. Использовать в общении с
детьми разнообразные словесные обозначения соответствующих
пространственных характеристик.
Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о
временах года и частях суток. Формировать восприятие времени через
собственную деятельность, наблюдение деятельности окружающих, изменений в
природе. В повседневной жизни актуализировать и наполнять понятным
детям содержанием временные характеристики. |