В семье
Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений;
углублять и обогащать восприятие музыки во взаимосвязи с литературными
произведениями, живописью, театром; в условиях совместного восприятия
музыки знакомить детей с отдельными доступными сведениями об известных
отечественных и зарубежных композиторах и их произведениями, с
различными музыкальными инструментами и особенностями их звучания
(используя аудио- и видеозаписи, походы в театры, музеи); использовать
музыку при занятиях спокойной деятельностью (например, рисованием,
лепкой).
Поощрять желание детей петь, воспитывать любовь к пению в
процессе совместного исполнения песен в семейном кругу; предлагать для
исполнения песни, доступные по содержанию и музыкальному языку
(небольшие по объему, хорошо запоминающиеся мелодии, в удобном для
детского голоса диапазоне); поощрять певческие импровизации детей,
предлагать для этой цели знакомые детям стихи, потешки.
Продолжать поддерживать интерес детей к движениям под музыку,
создавать ситуации для танцевальных импровизаций, подвижных игр под
пение; использовать музыку для выполнения физических упражнений
(утренней гимнастики, лечебной физкультуры).
Стремиться к созданию необходимых условий для организации игры
детей на простейших музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон,
триола, треугольник, бубен, ложки, колокольчики, трещотки и др.);
организовывать совместное с детьми музицирование; поощрять детей к
импровизациям на инструментах.
В дошкольном образовательном учреждении
В восприятии музыки
Развивать музыкальные способности детей; формировать целостное и
дифференцированное восприятие музыки; постепенно формировать осознание
детьми эмоционально-образного содержания музыки, средств музыкальной
выразительности.
Формировать ценностное отношение к музыке, ориентируя детей на
восприятие высокохудожественных образцов; учить детей давать осознанную
оценку музыкальным произведениям различных жанров, видов, стилей.
Расширять знания детей о вокальной и инструментальной музыке
(русские народные песни, песни разных народов, песенки из мультфильмов,
арии из опер, программная музыка, пьесы-настроения, оркестровые
сочинения).
Учить высказывать предпочтения, давать эстетическую оценку
воспринимаемой музыке, различать жанровые признаки произведений (песня,
танец, марш, полька, вальс, народная пляска), части произведения
(вступление, заключение, запев, припев).
Знакомить с доступными для восприятия произведениями русских композиторов-классиков, зарубежных и современных авторов.
Расширять и обогащать эмоционально-образный словарь детей, вводя в
него прилагательные, обозначающие различные эмоциональные состояния (музыка веселая, шутливая, сердитая, печальная и др.).
В пении
Развивать голосовой аппарат детей, формировать вокальные и хоровые
навыки пения, учитывая примерный диапазон звучания и стремясь сохранять
индивидуальность природного типа детского голоса (высокий, средний,
низкий).
Воспитывать культуру пения, добиваться выразительного исполнения в зависимости от содержания песен.
Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения.
В ритмике
Формировать умение чувствовать выразительные особенности музыки,
музыкальный образ и передавать его в движении: отражать в движениях
умеренный, быстрый и медленный темп, ритмический рисунок, паузы,
динамику звучания (громко, тихо, громче, тише), менять движения в
соответствии с двух- и трехчастной формой произведения, различать и
отмечать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш).
Обучать лексике танцевальных движений (прямой галоп, пружинка,
поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, присядка, вальсообразные
движения, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу,
перестроения из круга врассыпную и обратно), учить овладевать движениями
с предметами (лентами, цветами, обручами и т. д.).
В музыкальных играх — инструментальных (сюжетных и несюжетных) и
под пение развивать умение чувствовать музыку, ее выразительные
особенности, согласовывать с ней движения, развивать четкость,
координированность, ритмичность, выразительность движений.
В игре на детских музыкальных инструментах
Продолжать учить детей овладевать приемами и
способами игры на простейших инструментах ударной группы (бубен,
барабан, треугольник, маракасы, металлофон, ксилофон, ложки, трещотка,
коробочка и др.).
Знакомить с тембровой выразительностью и образными возможностями
разных инструментов (звонкий и нежный у треугольника, четкий, активный у
бубна, звонкий, протяжный у металлофона, стучащий, глуховатый у
барабана и т. д.).
Учить детей овладевать выразительными приемами игры (глиссандо, стаккато, легато, усиление и ослабление звука).
Расширять и обогащать знания о различных инструментах
симфонического и народного оркестров, учить различать на слух их
звучание.
В творчестве
Развивать творческое воображение детей в процессе восприятия
музыки, стимулировать творческие проявления в процессе вербальных
высказываний (сочинение маленькой сказки, рассказа под впечатлением от
услышанной музыки, подбор ярких эпитетов, характеризующих музыкальный
образ), рисования, отражающего характер звучания музыкального
произведения, в процессе отображения образного содержания музыки с
помощью выразительных движений, мимики, жестов и т. д.
Развивать способности к творческим проявлениям в пении, создавать
игровые ситуации для певческих импровизаций путем сочинения «музыкальных
вопросов и ответов», простейших мелодий на готовый текст (знакомые
считалки, потешки, стихи, загадки), сочинения мелодий в разных жанрах
(марш, колыбельная, полька, вальс), сочинения песенок сказочных
персонажей для драматизации и др.
Поощрять стремление детей к творческим проявлениям в танцевальной и
музыкально-игровой деятельности; учить самостоятельно комбинировать
знакомые танцевальные движения в свободной пляске, придумывать движения
для характерных танцев, инсценировать знакомые песни, сказки, создавать
сценки, используя образно-выразительные движения, жесты, пантомимику.
Учить творческому музицированию на простейших музыкальных
инструментах (созданию образов птиц, животных с помощью выразительных
возможностей инструментов, сочинению ритмических рисунков, подбору
соответствующих музыкальных инструментов для составления оркестровой
партитуры и т. д.). |