1. Обогащать сознание информацией, находящейся в
ближайшем окружении и лежащей за пределами непосредственно
воспринимаемой действительности.
В семье
Рассказывать о различных представителях живой природы (растения и
животные). Учить наблюдать за ними (на примере домашних животных и
растений), отмечать их особенности, фиксировать изменения (внешний вид,
поведение животных). Читать сказки о природе и детскую познавательную
литературу.
Фиксировать внимание ребенка на явлениях неживой природы (дождь,
снег, ветер и др.). Связывать наблюдения с реальной жизнью ребенка.
Обогащать представления ребенка о природе в летний период.
Делиться воспоминаниями из своего детства, связанными с
домашними животными, интересными местами (море, лес, река, горы и пр.),
удивительными встречами и находками (например, встретили в лесу лося,
нашли на улице котенка и т. д.).
Рассказывать ребенку о целевом назначении и функциях, свойствах и
качествах различных рукотворных предметов (орудия труда, бытовая
техника, мебель и т. д.), используемых в хозяйстве и жизни семьи.
Демонстрировать предметы, объекты в доме (на даче), сделанные с
помощью определенных орудий труда. Обсуждать, что еще можно сделать с их
помощью.
Формировать элементарные представления о семье (посредством
рассказов, рассматривания семейных альбомов, видеофильмов о жизни
близких, семейных традициях и праздниках, реликвиях). Обращать внимание
на сложившиеся отношения (теплые, доброжелательные, внимательные) между
членами семьи и другими родственниками.
Рассказывать о родном городе (поселке). Посещать исторические места; музеи, красивые места.
Рассказывать ребенку о профессиональной деятельности близких ему
людей. Обращать внимание на круг домашних дел каждого члена семьи.
Привлекать ребенка к участию в домашнем труде.
Закреплять представления о строении тела и частях головы (лица) и
связанные с ними пространственные ориентиры (вверху — над головой,
внизу — под ногами; сзади — за спиной; спереди — перед лицом (носом) и
пр.).
Формировать представления о правилах безопасности в разных условиях: дома, во дворе, на игровых площадках, на улице.
В дошкольном образовательном учреждении
Обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и
представлениями) посредством основных источников информации
(искусство, наука, традиции и обычаи).
Формировать представления о природе (красота, многообразие, изменчивость и др.).
Продолжать знакомство с отдельными представителями растительного
и животного мира (уникальность, особенности внешнего вида, повадки), с
закономерностями их жизнедеятельности в разное время года.
Обогащать сознание информацией об отдельных объектах и явлениях неживой природы в соответствии с сезонными изменениями.
Продолжать знакомство с качествами и свойствами объектов
неживой природы (песок, вода, камень и др.) и природных материалов
(дерево, глина и др.).
Закреплять и обогащать социальные понятия (семья, город, село).
Продолжать целенаправленно знакомить детей с различной
деятельностью людей (профессиональная, бытовая (домашний труд), отдых и
увлечения).
Закреплять и расширять представления детей о предметах и
материалах, созданных руками человека (признаки, целевое назначение,
функции предметов; зависимость внешних характеристик предметов от их
целевого назначения и функций). Упражнять в умении выделять свойства и
качества предметов, видеть и называть их детали (части) и понимать их
назначение.
Начать знакомить и приобщать к правилам поведения (мерам
предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественных местах (в
детском саду и за его пределами).
2. Развивать познавательные процессы
(восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные
операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.) в
соответствии с возрастной нормой.
В семье
Развивать познавательные способности своего ребенка.
Проводить с ребенком специальные развивающие игры и упражнения, активизирующие познавательные процессы.
Наблюдать окружающую природу и социальный мир.
В дошкольном образовательном учреждении
Активно использовать новый способ познания — восприятие
информации посредством слова (с частичной опорой на наглядность).
Целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.
Упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире.
Знакомить с понятием «последовательность»; расширять представление о
целевых связях (зачем? для чего? для кого?) на примерах предметов и
материалов рукотворного мира.
Показывать роль последовательности в жизни растений и животных
(на примере сезонных изменений). Показывать отдельные связи и
зависимости в жизни природы, во взаимоотношениях между природой и
человеком.
3. Способствовать выявлению и поддержанию избирательных интересов; развитию самостоятельной познавательной активности детей.
В семье
Определять познавательные
предпочтения ребенка путем наблюдений за ним в свободной и игровой
деятельности, через анализ содержательной стороны его деятельности,
вопросов, просьб.
Внимательно относиться к детским вопросам. Содержательно и образно отвечать на них.
Внимательно выслушивать рассказы ребенка о его наблюдениях и размышлениях.
Чрезвычайно деликатно относиться к проявлениям детской фантазии, не высказывая подозрений в умышленной лжи.
Приобретать познавательную литературу, отвечающую познавательным
предпочтениям ребенка, и знакомить его с ней. Посещать выставки и
музеи.
Начать создавать домашнюю познавательную библиотеку и видеотеку и
активно пользоваться ее материалами. Проводить беседы о прочитанном,
увиденном и услышанном.
В дошкольном образовательном учреждении
Побуждать детей задавать вопросы, содержательно отвечать на них.
Эмоционально и содержательно рассказывать о том, что находится
за пределами непосредственного восприятия. Вносить в группу
познавательную литературу. Использовать тематические коллекции, наборы в
работе с детьми.
Максимально учитывать избирательность познавательных интересов
детей (по половому признаку — мальчики и девочки; индивидуальным
предпочтениям).
Создавать условия, проявлять заинтересованность и помогать детям
собирать свои первые коллекции. Организовывать в течение года выставки
«Мир увлечений» с участием детей, их родителей, сотрудников детского
сада, приглашенных гостей. Проводить работу в специально созданных
условиях («Познавательная игротека»).
4. Формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.
В семье
Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое
отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.
Посещать места, где можно встретить представителей живой
природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и
т. д.).
Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе).
В дошкольном образовательном учреждении
Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям
окружающей действительности; к радостям и достижениям, переживаниям и
проблемам других людей.
Использовать разнообразные средства (художественная литература,
образные сравнения, средства театрализации, праздники и др.) для
усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия объектов и
явлений природы, событий из жизни человека.
Побуждать детей отражать свои эмоции и чувства через
высказывания, рассказы, рисунки, поделки, а главное — через практические
действия. Учить выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения и
добиваться результата (ухаживать за комнатными растениями и животными,
наводить порядок в группе и пр.).
Формировать бережное отношение к предметам, объектам природного и рукотворного мира.
Формировать чувство признательности сотрудникам детского сада
(через объяснение и демонстрацию значимости, важности их труда), желание
оказать им посильную помощь.
Формировать чувство гордости за свой город (село).
Способствовать развитию ответственного, бережного отношения к окружающей природе.
Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе). |