1. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
В семье
Обогащать сознание ребенка новыми сведениями, способствующими накоплению представлений о мире.
Продолжать рассказывать о представителях живой природы
(растениях и животных), обитающих не только рядом с ребенком, но и
находящихся в разных климатических условиях (животные и растения жарких
стран, северных стран, умеренного климата).
Продолжать знакомить с миром неживой природы: Солнце и Солнечная
система; мир камней; природные материалы. Учить узнавать различные
природные явления (радуга, ветер и др.).
Формировать социальные представления и понятия. Закреплять и
расширять представления ребенка о своем городе, стране. Закреплять
представление о семье и родственных отношениях.
Рассказывать о Родине, России; о ее богатствах, просторах; о
народах, населяющих ее, и известных людях; о подвигах людей (трудовых,
боевых) в разные времена.
Продолжать знакомить ребенка с профессиональной деятельностью
близких ему людей. Обращать внимание на людей разных профессий, с
которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни (в магазине —
продавец, кассир; в транспорте — водитель, кондуктор; в поликлинике —
врач, медицинская сестра и т. д.). Обращать внимание на круг домашних
дел каждого члена семьи. Привлекать ребенка к участию в домашнем труде.
Объяснять ребенку назначение некоторых хорошо знакомых ему
общественных мест (магазин, театр, выставка, общественный транспорт,
поликлиника и т. п.).
Формировать представления о правилах безопасности в разных
условиях: дома, во дворе, на игровых площадках, на улице; в подъезде, в
лифте, при встрече с незнакомыми людьми.
В дошкольном образовательном учреждении
Обогащать сознание ребенка новыми сведениями, способствующими накоплению представлений о мире.
Закреплять и расширять представления детей о природе.
Продолжать знакомить с миром неживой природы. Закреплять
полученные представления, расширять их за счет дополнительной доступной
детям информации. Закреплять представление о Солнечной системе; о
различных атмосферных явлениях (дождь, снег, ветер, гроза, радуга, туман
и др.); о качествах и свойствах объектов неживой природы (камень,
песок, почва, вода и т. д.). Закреплять представления о природных
материалах. Рассказать, как человек использует их в своей жизни
(народные промыслы).
Расширять и закреплять представления детей о мире живой природы.
Закреплять представления о конкретных растениях и животных
(внешний вид, места произрастания и обитания; легенды, сказки и
интересные сведения о живой природе).
Закреплять и расширять представления детей о мире человека.
Формировать представления о самоценности человека (красота, сила ума,
созидание, героизм и пр.). Знакомить с поступками, достижениями людей
(познавательными, трудовыми, художественными) как примерами возможностей
человека.
Закреплять представления о строении человека (части тела и лица).
Подводить детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).
Ввести, закрепить и обогатить социальные понятия (семья, город
(село), страна; Родина, Россия, столица (город Москва); государственная
символика и т. п.).
Закреплять представления детей о различной деятельности
человека. Подводить к пониманию того, что любая деятельность имеет свой
результат. Передавать разнообразную информацию о рукотворном мире
(предметах, сделанных руками человека и играющих большую роль в его
жизни).
Ввести понятие «праздники» как отражение определенного отношения к различным сферам жизни человека.
Формировать основы здорового образа жизни и правил личной
безопасности. Закреплять представления о строении тела человека и частях
головы (лица), об органах чувств (глаза, нос, уши, рот (язык), кожа),
их значении в жизни человека. Обозначить некоторые важные
физиологические процессы (сон, движение, питание). На базе перечисленных
представлений закреплять и конкретизировать различные правила личной
гигиены. Расширять и закреплять правила личной безопасности, связанные с
помещениями («Опасности в доме»), с улицей («Ребенок и улица»),
природой («Ребенок и природа»).
2. Развивать познавательные процессы
(восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные
операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) в
соответствии с возрастной нормой.
В семье
Развивать познавательные способности своего ребенка. Предлагать
различные развивающие игры и упражнения. Наблюдать окружающую природу и
социальный мир; отмечать происходящие в них изменения; совместно
действовать в зависимости от увиденного и замеченного.
В дошкольном образовательном учреждении
Способствовать развитию и совершенствованию разных способов
познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными
темпами развития ребенка.
Целенаправленно развивать познавательные процессы посредством
специальных дидактических игр и упражнений. Максимально использовать
мыслительные операции в процессе познания мира.
Дифференцировать имеющиеся представления о природе и социальном
мире посредством различных классификаций (природа: живая — неживая;
живая природа: растения и животные; растения: дикорастущие и культурные;
животные: дикие и домашние; деятельность человека: познавательная,
трудовая, художественная и др.). Упражнять в умении по-разному
классифицировать мир природы и мир человека.
Упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире природы и
человека посредством постижения различных связей (целевых,
причинно-следственных), зависимостей, закономерностей. Показать, к чему
приводит нарушение связей и закономерностей.
Развивать умения детей анализировать различные явления и
события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения.
Создавать условия для активизации самостоятельной поисковой активности.
3. Способствовать выявлению и поддержанию избирательных интересов; проявлению самостоятельной познавательной активности детей.
В семье
Поддерживать познавательные интересы, привязанности ребенка.
Учитывать их при планировании и проведении
познавательно-развлекательных, культурных мероприятий в семье.
Рассматривать семейные коллекции; рассказывать о своих увлечениях в детстве.
Приобретать соответствующую познавательным интересам ребенка
литературу. Создать домашнюю познавательную библиотеку и видеотеку,
активно пользоваться ее материалами. Записать ребенка в библиотеку.
Ввести традиционные просмотры познавательных телепередач.
В дошкольном образовательном учреждении
Поощрять познавательные вопросы детей.
Организовывать познавательные практикумы для приобщения детей к
элементарному экспериментированию (с водой, песком, глиной; с
пластилином, тканью, магнитом и т. д.).
Знакомить с материальными источниками информации (книги,
телевидение, радио, компьютер). Показать их роль в жизни людей.
Формировать познавательное отношение к источникам информации. Начать
приобщать к источникам информации.
Создать условия для выявления и поддержания избирательных
интересов детей. Обеспечить место для хранения их личных вещей и
предметов (сумочка, визитка, косметичка, красиво украшенный мешочек,
альбом и т. п.). Организовать работу с коллекциями (личными и
групповыми). Демонстрировать культуру оформления коллекций; правила
работы с ними; способы пополнения. Проводить в течение года выставки
«Мир увлечений».
4. Формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.
В семье
Собственным примером демонстрировать внимательное и заботливое
отношение к людям (в первую очередь к близким); заинтересованное,
бережное и созидательное отношение к природе.
Посещать места, где можно встретиться с представителями живой
природы (зоопарк, ботанический парк, цирк, выставки (цветов, животных) и
др.).
Обсуждать с ребенком, за что вы и он любите (не любите) то или иное природное явление, время года, части суток.
Формировать чувство гордости за своих родителей, Родину, Россию.
В дошкольном образовательном учреждении
Формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения мира через конкретные исторические факты.
Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям
окружающей действительности; к радостям и достижениям, переживаниям и
проблемам других людей.
Создавать условия, позволяющие активно проявлять собственное
отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.
Обращать внимание на положительные поступки и проявления детей
по отношению к людям, к природе; фиксировать их; обсуждать, возвращаться
к ним. Вместе с детьми планировать новые хорошие дела. Следить, чтобы
дети стремились довести их до конца.
Формировать у детей бережное отношение к предметам, объектам природного и рукотворного мира.
Формировать у детей чувство признательности к сотрудникам
детского сада (через объяснения и демонстрации значимости, важности их
труда), желание оказать им посильную помощь.
Формировать чувство гордости за свой город, страну. |