В семье
Много разговаривать с ребенком. Показывать и называть реальные
предметы ближайшего окружения ребенка; комментировать действия с
предметами.
Учить узнавать изображения знакомых предметов на предметных
картинках. Учить находить знакомое изображение из двух, трех, четырех
предлагаемых картинок.
Развивать у ребенка невербальные формы общения (фиксация
взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающих
жестов, выполнение жестового ритуала приветствия и прощания, объятия и
поцелуя как форм эмоционального общения).
Научить понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением («Принеси игрушку», «Дай чашку» и др.).
Упражнять ребенка в произношении часто слышимых звукосочетаний и
слов. Пополнять активный словарь ребенка словами, обозначающими близких
людей, знакомые предметы и игрушки, привычные действия.
В дошкольном образовательном учреждении
Учить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных реакциях.
Поддерживать детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса.
Обеспечивать положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
Развивать понятийную сторону речи. Расширять
запас понимаемых слов. Учить узнавать и показывать реальные предметы
окружающей действительности и игрушки. Учить узнавать предметы и объекты
на картинке. Упражнять в демонстрации действий с простыми предметами и
игрушками по произнесенной фразе («Кукла Ляля спит; пляшет» и др.;
«Молотком стучим, в барабан бьем» и др.). Учить соотносить действие
(команду-просьбу) со словом («Возьми мячик», «Дай кубик»).
Способствовать развитию речевого слуха (указывать объекты и
предметы по звукоподражанию взрослых: ко-ко-ко; му-му-му; тук-тук-тук и
др.).
Развивать активную речь. Побуждать (просьба,
вопрос) ребенка реагировать на обращения взрослых всеми доступными
средствами (мимикой, жестами; вокализацией, звукоподражанием).
Развивать у детей невербальные формы общения (фиксация взгляда на
лице взрослого, понимание указательного и приглашающих жестов,
выполнение жестового ритуала приветствия и прощания). |