В семье
Много разговаривать с ребенком. Обучать речи путем
совершенствования ее понимания, активизации подражания звукам, словам.
Тренировать артикуляционный аппарат.
При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и
события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто?
где?).
Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки
бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет
гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в
кровать; кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).
Учить рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с
ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и своих
действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов
и игрушек; находить знакомое изображение из трех, четырех, пяти
предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные действия и
состояния животных и игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и
др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и комментировать (с помощью
взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка кормит куклу, зайчик
спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).
Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как
лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и др. (с опорой
на картинки и (или) игрушки и без наглядной опоры). В сценках с
игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос
соответствующих животных.
Учить рассматривать реальные предметы и игрушки (одежда, обувь,
мебель и др.) и действовать с ними с последующим их называнием.
В дошкольном образовательном учреждении
Обеспечивать положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
Развивать понятийную сторону речи. Расширять
пассивный словарь детей путем ввода новых слов, обозначающих предметы,
их функции и некоторые признаки, местоположение предметов (там).
Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по
односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми
чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет», «Брось в корзину», «Ложись в
кровать», «Сядь на стульчик»).
Формировать представления о том, что можно делать, а что делать нельзя. Учить действовать по разрешению (можно) и останавливаться по запрету (нельзя).
Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где
кукла Ляля», «Покажи, где машина: би-би», «Покажи, где барабан: бам-бам»
и т. п.).
Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием (ав-ав — собака, мяу-мяу — кошка, ку-ка-ре-ку — петушок, га-га — гусь, ко-ко — курочка и т. п.).
Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала два слова с опорой на картинки (бусы — бант; мишка — мышка).
Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из двух предметов или
картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал:
петушок или курочка?»).
Учить понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
Развивать активную речь. Поддерживать детей в
стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления,
проявления интереса. Побуждать заменять звукоподражание на слова. Ближе к
2 годам упражнять ребенка в умении строить короткие фразы, состоящие из
2—3 слов.
Целенаправленно обогащать словарь детей
(называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на
иллюстрациях; обозначать словами свои и чужие действия); поощрять
попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Побуждать
использовать в речи прилагательные и наречия (большой, маленький, высоко, низко) наряду с существительными и глаголами.
Способствовать развитию речевого слуха: указывать
объекты и предметы по звукоподражанию взрослых (ко-ко-ко; му-му-му;
тук-тук-тук и др.); обозначать средствами звукоподражания знакомые
предметы и объекты (тик-так; ту-ту-ту; мяу-мяу; ав-ав-ав и др.).
Развивать диалогическую речь как способ
коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу
детей в общении со взрослыми и другими детьми. Учить здороваться,
отвечать на приветствия взрослого, благодарить. |