В семье
Много разговаривать с ребенком на
понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять
простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с
жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты
ел?» и др.).
Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки,
разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять
названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и
пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие
величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.
Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать
несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.
В дошкольном образовательном учреждении
Обеспечивать положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные
действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь
игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку,
спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»,
«Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).
Целенаправленно обогащать словарь детей.
Упражнять в умении называть реальные предметы, объекты, явления, их
изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные
части объектов и предметов (у кошки — голова, ушки, носик, усы, спинка,
лапки, хвостик; у чайника — ручка, носик; у машины — кузов, колеса и
т. п.).
Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в
умении соотносить словесное обозначение действия с собственными
движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия,
изображенные на картинке («Кто что делает?» — девочка прыгает, мальчик
сидит, птичка летает и др.).
Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий).
Начинать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и др.).
Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.
Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).
Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам,
временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять
использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований (машинка, ключик, уточка и т. д.).
Развивать произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь.
Начинать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка — мышка).
Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из 3—4
предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто
тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»). Учить
дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку — ко-ко, ту-ту — тук-тук, ку-ка-ре-ку — ку-ку и т. д.).
Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами
звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы — тик-так; поезд — ту-ту-ту; машина — би-би; кошка — мяу-мяу; курочка — ко-ко-ко; корова — му-му-му; молоток — тук-тук-тук; собака — ав-ав-ав и др.).
Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного
произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков.
Развивать диалогическую речь как способ
коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу
детей в общении со взрослыми и другими детьми. Упражнять в умении
обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться
игрушками) к взрослому и другому ребенку.
Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые
высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в
пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с
использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо). |