В семье
Много беседовать с ребенком.
Активизировать слова, обозначающие наименование, действие, признаки
предметов. Поощрять использование слов, обозначающих материал, из
которого сделаны предметы; объекты и явления природы.
Следить за правильным употреблением окончаний существительных,
прилагательных, глаголов во фразах. Поощрять употребление сложных
предложений.
Учить слушать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
Вызывать у ребенка желание пересказывать (при помощи взрослого)
знакомые сказки и рассказы разными средствами: с опорой на картинки,
средствами драматизации.
В дошкольном образовательном учреждении
1. Развитие лексической стороны речи.
Развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире.
Учить детей различать и называть части предметов. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и
т. д.). Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и
действия людей; движения животных). Поощрять стремления детей
использовать определения (характеристики предметов, явлений, внешний вид
людей и животных, их эмоциональное состояние).
2. Формирование грамматического строя речи.
Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице; упражнять в
правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения
(у, в, под, с, из, к, за, на).
Начинать формировать у детей процессы словообразования. Учить
употреблять в речи имена существительные в единственном и во
множественном числе. Закреплять в речи умение называть животных и их
детенышей (кроме сложных форм) в единственном и во множественном числе:
кошка — котенок, котята; утка — утенок, утята; лиса — лисенок, лисята и др.
Учить составлять предложения с однородными членами.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
Упражнять речевой аппарат
(артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного
звукопроизношения; вызывать, уточнять и закреплять произношение звуков
родного языка; развивать речевое внимание и речевой слух.
Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе (с опорой на картинку и без нее).
Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки): дом — кот, машина — барабан и др. Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и звучанию (с опорой на картинки): дом — ком, удочка — уточка (дудочка), бабушка — бабочка, мишка — мышка и т. д.
Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные звуки и часть согласных (кроме шипящих и сонорных).
Вырабатывать правильный темп речи и интонационную выразительность.
4. Развитие связной речи детей.
Продолжать развивать диалогическую речь как
способ коммуникации (жесты, мимика, слова; фразы; основы речевого
этикета). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со
взрослыми и с другими детьми.
Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя
фразовую речь. Упражнять в пересказе простых произведений с помощью
взрослого, с использованием средств драматизации. Упражнять в
составлении простых высказываний с элементами описания (перечисления) и
повествования (динамики событий или действий).
Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек. |