1. Развитие лексической стороны речи.
В семье
Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления
представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать
и показывать ребенку, водить его на экскурсии, проводить наблюдения,
рассматривать отдельные объекты и предметы.
Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства
предметов в различных видах детской деятельности (трудовые поручения,
самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд,
наблюдения и др.), рассказывать и показывать ребенку различные качества
(легкий, тяжелый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства
(тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира. Доказать
(показать) свойства в практическом плане (например: пластмассовая
лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как
он тяжелый). Обращать внимание ребенка на то, из чего сделаны предметы
(из дерева — деревянный, из кирпича — кирпичный и др.).
В повседневной жизни (например, при посещении разнообразных
магазинов, во время прогулок) или через игровые упражнения закреплять и
расширять обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и
др. Например, игровое упражнение «Путешествие»: «Мы собираемся на Север.
Там очень холодно. Нам понадобятся меховые шубы, теплые шапки, вязаные
шарфы, толстые брюки. Как это называется одним словом? (Одежда.) Какая
это одежда? (Теплая или зимняя.) Собираясь в путешествие, мы должны
подумать о продуктах питания. Крупы, консервы. А еще — яблоки, бананы,
апельсины, груши. Как это можно назвать одним словом? (Фрукты.)
Обязательно захватим картофель, свеклу, морковь. Как называются эти
продукты? (Овощи.)».
После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить
и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия
понравившегося ему персонажа. Проводить специальные игровые упражнения
для подбора глаголов действия, осуществляемых одним действующим лицом
или персонажем. (Кто что будет делать? Мама — готовить ужин, накрывать
на стол, мыть посуду, пить чай, смотреть телевизор; папа — помогать
маме, читать книгу, разговаривать по телефону; брат — делать уроки,
слушать музыку, играть в шашки; я — помогать маме и папе, играть,
рисовать, кушать, умываться, ложиться спать. Что делает зайчик?
(Действия с игрушкой.) Зайка прыгает, бегает, резвится, прячется и
т. д.)
Через простые игры типа «Мальчик (девочка) Наоборот» легко и
весело вводить в словарный запас ребенка простые антонимы (слова с
противоположным значением).
В дошкольном образовательном учреждении
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей.
Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубленных
представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей
действительности. Способствовать не только количественному росту
словаря, но и его качественному совершенству. Поощрять проявления
внимания детей к незнакомым словам и желание узнать, что они обозначают.
Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов.
Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту.
Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
Знакомить с простейшими антонимами.
Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи (ручка, ножки; гладить, ходить; новый, сильный).
2. Формирование грамматического строя речи.
В семье
Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов,
выражающих пространственные отношения. Для этого в повседневной жизни
создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие
упражнять ребенка: в правильном употреблении предлогов; в умении
действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей
изучаемые предлоги. Например, житейская ситуация: во время уборки
игрушек обратить внимание ребенка на то, куда «разбежались» игрушки
(что (кто) где находится): кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и т. д. Взрослый говорит: «Давай все расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку» и т. д. или предлагает убрать игрушки по местам, а затем спрашивает: «Что ты убрал? Куда поставил (положил)?»
Игровая ситуация «Собираем пирамидку». Взрослый прячет кольца от
пирамидки в разные места по комнате и предлагает найти их по подсказке:
«Синее кольцо (или самое большое кольцо) лежит в шкафу под тарелкой. Красное кольцо лежит на полке между книгами» и т. д.
Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные
во множественном числе, систематически предлагать ему игровые
упражнения типа «Волшебник». Прикосновением волшебной палочки
(карандаша, который дается ребенку) все увеличивается в количестве: был
один стул — стало много стульев; была одна тарелка — стало много
тарелок; был один конь — стало много коней; было одно окно — стало много
окон и т. д.
Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного
числа существительных (чего нет?). С помощью волшебной палочки все
может и исчезать: были кони — и нет коней; были окна — и нет окон; были
яблоки — и нет яблок и т. д. (тарелка без яблок, окна без штор и т. п.).
Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол хотеть.
Проводить с ребенком игры «Командир» (ребенок отдает приказы, а
взрослый их выполняет); «Великий Нехочуха» (взрослый предлагает ребенку и
его друзьям-игрушкам что-либо сделать, а ребенок от своего имени и от
имени игрушек отказывается, употребляя глагол хотеть: не хочу
спать, мишка не хочет прыгать, машины не хотят ехать, мы не хотим
смотреть телевизор и т. д.); «Спор с Нехочухой» (взрослый: «Я не хочу
есть»; ребенок: «А я хочу есть»; взрослый: «Зайчик не хочет петь»;
ребенок: «Зайчик очень хочет петь» и т. д.).
Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи
суффиксов. Проигрывать вариант игры «Волшебник» (все, чего касается
волшебная палочка, уменьшается в размере: юбка превратилась в юбочку; елка превратилась в елочку; ложка превратилась в ложечку и т. д.).
Закреплять приемы словообразования существительных по теме
«Животные и их детеныши». Например: ситуация с игрушками (картинками)
«Лесной детский сад». (В лесу открылся детский сад, и все звери повели
своих детенышей на лесную поляну. Слон привел слоненка, лев — львенка, тигр — тигренка и т. д.)
Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок.
Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других
людей (шел — зашел — вышел — перешел — ушел; лез — залез — вылез — перелез — подлез; прыгает — подпрыгивает — перепрыгивает — запрыгивает и т. д.). Использовать воображаемые ситуации. Например, «Цирк» (образование глаголов с помощью приставок при-, про-, пере-). Игрушки собирались на представление: машинка приехала, кукла пришла, самолет прилетел, лошадка прискакала, мячики прикатились, зайчики прискакали, лодочка приплыла, черепаха приползла. А веселый мальчик Игорь прибежал. Двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла, самолет пролетел и т. д. После представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу. Машина переехала, кукла перешла, самолет перелетел и т. д.
Закреплять умение составлять и распространять простые
предложения в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например:
«Представь себе, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там
продаются? (В магазине продаются мячи, куклы, машины, лопаты и т. д.)
Представь себе, что на столе стоит много вкусной еды. Какая еда стоит на
столе? (На столе стоят торт, конфеты, сухари, печенье и т. д.)
Представь себе, что мы на берегу реки. Что мы делаем? (На берегу реки мы
загораем, играем в мяч, строим из песка, кидаем в воду камешки и
т. п.)» Взрослый и ребенок по очереди «удлиняют» предложение, каждый раз
повторяя получившийся вариант.
В дошкольном образовательном учреждении Упражнять
детей в употреблении имен существительных во множественном числе (по
принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа
множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без.
Учить употреблять названия животных и их детенышей в
единственном и во множественном числе (не используя трудные формы слов),
в родительном падеже множественного числа (не вижу утят, котят, лисят, медвежат и т. д.).
Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе).
Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании).
Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать детей спряжению глагола хотеть.
Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т. п.).
Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой.
Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.).
Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (-ищ-, -иц-, -ец-).
Учить образовывать глаголы с помощью приставок.
Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина — малиновый, дерево — деревянный и т. д.).
Знакомить с приемами словообразования существительных при изучении темы «Животные и их детеныши» (слон — слоненок, лев — львенок, тигр — тигренок, кошка — котенок, лиса — лисенок и т. д.).
Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и
предложения. Обучать составлению и распространению простых предложений
за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых.
Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций.
Начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
В семье
По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные
игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры
речи. Предлагать специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем
звуки улицы», «Кто так кричит?» и т. п.; игры в рифмы (или «поэты») на
подбор слов, близких по звучанию (лягушка — петрушка — ватрушка — старушка).
Упражнять ребенка в выделении заданного звука в словах (в
начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале
слова).
Следить за четким и спокойным произнесением слов и фраз.
В дошкольном образовательном учреждении
Развивать фонематический слух. Определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом («Скажи, есть ли в этом слове звук [ж]: жаба»). Осуществлять выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук (звук [з] — кролик, заяц).
Производить самостоятельный отбор детьми предметов с заданным звуком,
длительно произнося звук; произнося звук громче, чем остальные звуки в
слове. Подбирать слово с заданным звуком (интонационное выделение
педагогом определенного звука).
Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка.
Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный
темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в
специальных игровых упражнениях средствами театрализованной
деятельности.
В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить
артикуляционные упражнения (артикуляционную гимнастику); специальные
упражнения на развитие речевого дыхания (через игры на поддувание и
проговаривание фраз, состоящих из 3—5 слов, на одном выдохе), речевого
внимания и т. д.
4. Развитие связной речи детей.
В семье
Закладывать семейную традицию
ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и
детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый
ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком
демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать
собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные
вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за
столом, в гостях, при разговоре по телефону, в общественных местах и
т. п.
Поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и
игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и
мультфильмы).
В дошкольном образовательном учреждении
Диалогическая речь. В особых коммуникативных
ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и
начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение
слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы;
строить ответ в соответствии с услышанным).
Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и
в других видах деятельности), что языковое насыщение диалога (какие
слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и
реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение.
Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым
материалом в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение,
просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание).
Обучать детей быть вежливыми и тактичными в диалоге со взрослыми и с детьми.
Монологическая речь. Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).
Описание. Упражнять детей в умении выделять и
называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять
объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объект речи с
соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые
перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и др.).
Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в
составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2—4
предложений.
Повествование. Упражнять детей в восстановлении
простых последовательностей в знакомых сказках (в какой
последовательности появлялись герои, разворачивались события или
действия). Упражнять в составлении простых последовательностей (какие
герои появлялись, какие события развивались), которые педагог соединяет в
сюжеты (с использованием наглядности, без наглядности, с частичным
использованием наглядности). Учить детей составлять повествовательные
высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказки на
новый лад» — например, вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок
рассказывает свою сказку «Свекла» («Морковка», «Редиска» и т. д.)),
путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Упражнять в
пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в
повествовательный (прозу). Поощрять желание детей составлять собственные
повествовательные высказывания (по рассказам в картинках, собственным
рисункам и т. д.).
|