Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он
держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над
головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь — это
счастье.
Малыш еще не знает, что влажный аромат травы, красоту цветов и
деревьев можно утратить навсегда, если не беречь, не охранять их.
Малыш еще не знает, что на земном шаре не прекращаются войны и
люди убивают друг друга и способны равнодушно пройти мимо голодных,
бездомных, обездоленных. Малыш верит в любовь, силу и доброту
окружающих его взрослых и очень надеется на их защиту.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том нежном
возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и
дошкольном детстве у малыша складывается доверие к себе, людям, миру,
формируется характер, возникает и укрепляется чувство собственного
достоинства и уверенности в себе.
Психофизиологи, представители гуманистической психологии и
мировой педагогики единодушны во мнении, что именно семье принадлежит
особая роль в становлении личности ребенка, его физическом и
психическом благополучии. От рождения, когда, казалось бы, связи
ребенка с миром еще ограниченны, он чутко реагирует на заботу, внимание
и любовь близких. И если между ребенком и родителями возникает
отчуждение и дети ощущают себя нелюбимыми, то очень страдают от этого.
Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами
становятся люди, пережившие хронический недостаток любви, особенно в
раннем и дошкольном детстве. Специалисты отмечают, что в нашей жизни мы
недооцениваем роль детских переживаний не только в формировании
личности, но и в том, каким прибежищем они могут стать для взрослого
человека. Об этом свидетельствует изучение сотрудниками ВНИИ МВД СССР
большой группы лиц, осужденных за тяжкие преступления, которое показало,
что 80—85% преступников не имели эмоциональных контактов, т. е.
нормальных, теплых отношений со своими родителями.
Кроме отчуждения, детям еще приходится испытывать голод,
насилие и унижения. Их запугивают, используют телесные наказания,
угрозы, проявляют чрезмерную строгость. Но не менее опасными для
ребенка являются действия взрослых, унижающие его достоинство.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. В
1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах
ребенка.
Конвенция провозглашает, что «государства-участники
обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое
развитие ребенка» (ст. 6). Конвенция признает «право каждого ребенка на
уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного,
нравственного и социального развития ребенка» (ст. 27). А статья 18
Конвенции призывает страны-участницы оказывать «родителям и законным
опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по
воспитанию детей» и обеспечивать «развитие сети детских учреждений».
Конвенция рождает надежду. Она рассматривает развитие как
всесторонний процесс и, подчеркивая роль родителей, признает
необходимость оказания им поддержки путем создания соответствующих
учреждений.
Кроме того, в Конвенции прямо указано, что между занятостью
родителей и заботой о ребенке существует тесная связь. Поэтому семья
нуждается в постоянной помощи со стороны государства.
Конвенция о правах ребенка в нашей стране вступила в силу с
1990 года, и в конце 1997 года Правительство Российской Федерации
представило Комитету по правам ребенка (органу, которому поручен
контроль за осуществлением Конвенции) свой первый Периодический доклад о
ее реализации в Российской Федерации.
Очевидно, что наряду с правительством общество в целом и семья
как его основная ячейка, где воспитываются дети, должны знать и
понимать права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Именно семье
и обществу надлежит играть главенствующую роль в усилиях по
претворению в жизнь благородных принципов Конвенции. Для будущего
России чрезвычайно важно, чтобы ее дети росли в атмосфере уважения и не
страдали от негативных последствий.
Благородные, возвышенные идеи Конвенции о правах ребенка,
направленные на оказание государством помощи родителям в выполнении ими
своих обязанностей по воспитанию детей и развитию сети дошкольных
учреждений (ст. 18), регулируются Законом Российской Федерации «Об
образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном
учреждении, утвержденным Правительством Российской Федерации в 1995
году.
К сожалению, этого в настоящее время недостаточно.
Проведенные в 90-е годы XX в. реформы российского общества
оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким
изменениям в ее жизнедеятельности.
Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не
сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые
для своей защиты стратегии и механизмы.
Все эти трудности усугубляются тем, что потеряны ориентиры
прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала
ответственность семьи за воспитание детей. У большинства родителей
оказались не сформированы ценности семейного воспитания, которые в
первую очередь складываются из ответственности семьи за рождение и
воспитание ребенка.
В обществе не утвердилось понимание того, что дети нуждаются в
защите и любви со стороны родных и близких и что только в семье у детей
формируются уверенность в себе и своих возможностях, ценностные
ориентиры и мировоззрение в целом.
Вместе с тем современные психолого-педагогические исследования
убедительно показывают, что родители испытывают серьезные трудности в
обучении и воспитании детей. Их беспокоят капризы и непослушание,
которые возникают у детей в раннем возрасте, а затем закрепляются и в
дошкольном возрасте приводят к конфликтности, неуравновешенности,
агрессивности. У родителей ребенка-дошкольника вызывают отчаяние его
слабое развитие, отсутствие любознательности, пассивность, заниженная
самооценка, аффективность, плохие успехи на занятиях в детском саду и
многое другое, но они не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Было установлено, что родители при воспитании своих детей
используют телесные наказания, угрожают им, запугивают и проявляют
чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают
значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая
их беспредметными и немотивированными.
Лишь незначительная часть родителей испытывает раскаяние, но не
владеет иными способами воздействия на ребенка. В воспитании детей они
руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются
псевдонаучными источниками информации (советами друзей, соседей,
коллег).
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и
для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных
неврастенией, основной причиной развития заболевания явились нарушения
внутрисемейных отношений в период дошкольного детства.
Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь,
меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их
действительность, прибегают к обману, приспосабливаются. Семейный
кодекс Российской Федерации также предусматривает, что родители не
вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их
нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение, их оскорбление или эксплуатацию.
Очевидно, что в ближайшем будущем государство не сможет оказать
помощь родителям и детям России путем создания ряда специальных служб.
Поэтому их единственной надеждой являются педагоги и специалисты
дошкольных образовательных учреждений.
Именно педагоги могут познакомить родителей с правами ребенка,
провозглашенными в Конвенции, и помочь им превратить их в реальность.
Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в
атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых,
трогательных руках малыша — наше будущее, завтрашний день, завтрашняя
судьба человечества. Поэтому надо даже сейчас, в трудных
социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным к проблемам
становления психики ребенка в раннем и дошкольном детстве,
своевременного развития его личности, а помочь ребенку.
При организации работы по защите прав маленького ребенка реализуются следующие задачи:
В семье
Создавать у ребенка уверенность в
том, что его любят, о нем заботятся. Ласково и нежно разговаривать с
ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и
т. п.).
Отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае
необходимости доброжелательно мотивировать свой отказ («Извини, я сейчас
не могу этого сделать, потому что должна закончить приготовление обеда»
и т. п.).
Заинтересованно, с вниманием и уважением относиться к вопросам,
которые задает ребенок, его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь
отыскать какие-то иные источники утешения.
Никогда не говорить ребенку, что его не любят. Научиться
доказывать малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к
нему («Ты поступил очень плохо: нагрубил бабушке. Но мы любим тебя и
надеемся, что ты сам поймешь, что виноват, извинишься перед ней и впредь
не будешь делать этого»). Не оставлять его одного в виде наказания даже
в критических ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного
осуждения. (Договоритесь с родными и близкими о том, кто будет в семье
«защитником» и даже в трудных жизненных ситуациях найдет слова утешения в
адрес малыша.)
Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные
впечатления, опыт безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно
обсуждать «критические» ситуации: кто был неправ и почему).
Признать право ребенка на некоторую неумелость. Обсуждать
вместе с ним забавные истории, которые в связи с этим происходили
раньше, а теперь вызывают улыбку.
Категорически запрещать детям бить и обижать других детей,
животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать траву, ломать деревья и
кустарники.
Отмечать любые успехи детей. Поддерживать стремление научиться
делать что-то и помогать оценивать достигнутые результаты.
Никогда не выдавать детских тайн, не подшучивать над ними, в
присутствии ребенка не обсуждать с педагогами и другими взрослыми и
детьми его поведение.
Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности предоставлять им право выбора.
В дошкольном образовательном учреждении
Выяснить, каким ласковым именем называют ребенка дома, и так же называть его в детском саду.
Понимать самоценность каждого ребенка, его неповторимость в этом
мире. Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные
достижения и радоваться их успехам.
Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку, его
потребностям, интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в
общении.
Проявлять заботу и оказывать помощь. Не критиковать результаты
деятельности, но в игровой или шутливой форме стараться высказывать
замечания и помогать добиваться результата.
Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим детям, животным и растениям.
Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше
не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного
тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе.
Уважать вкусы, привычки детей и их родных и близких.
С пониманием и уважением относиться к религиозным проявлениям.
Чаще рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в
игре, во взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке,
математике, музыке и т. п. |