Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 04:08

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
                    О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
                                      Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО

ЗДОРОВЬЕ И ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

      На ребенка, поступающего в школу, оформляется карта медико-педагогической готовности. Врач оценивает готовность ребенка по медицинским критериям и заполняет первый раздел медико-педагогической карты. Педагог-воспитатель дошкольного учреждения на основе динамического наблюдения за развитием ребенка дает оценку готовности по психолого-педагогическим критериям.
      Среди показателей, характеризующих состояние здоровья, наибольшую значимость в оценке готовности ребенка к обучению имеют:
      1) возраст биологического развития;
      2) состояние нервно-психического здоровья;
      3) острая заболеваемость;
      4) хроническая заболеваемость.
      Биологический возраст отражает общую морфологическую зрелость ребенка и связан с состоянием отдельных органов и систем, с характером умственной работоспособности. Биологический возраст оценивается по морфологическим показателям: длина, масса тела, число постоянных зубов. Возможны три варианта развития: биологический возраст ребенка соответствует, опережает или отстает от паспортного возраста.
      Группу риска по готовности к обучению в школе обычно составляют дети, биологический возраст которых меньше паспортного. Они имеют сниженный уровень работоспособности, хуже успевают, отличаются повышенной ранимостью. Поэтому каждый ребенок с замедленным биологическим созреванием должен быть проконсультирован невропатологом или психиатром, стоматологом, желательно эндокринологом.

Паспортный возраст

Пол

Зубная зрелость по паспортному возрасту (количество зубов)

Отстает

Соответствует

Опережает

6 лет

Мальчики

0—1 зуб

2—4 зуба

5—9 зубов

Девочки

0—1 зуб

2—6 зубов

7—12 зубов

6,5 лет

Мальчики

0—1 зуб

2—6 зубов

7—12 зубов

Девочки

0—2 зуба

3—8 зубов

9—10 зубов

7 лет

Мальчики

0—5 зубов

6—10 зубов

11—12 зубов

Девочки

0—5 зубов

6—10 зубов

11—12 зубов

      Состояние нервно-психического здоровья ребенка оценивается по клиническим направлениям заболевания, степени выраженности неврологических дисфункций, уровню психического и психомоторного развития. Информативным критерием определения психомоторной зрелости ребенка служит тест Керна — Ирасека и другие тесты. По совокупности медицинских и психолого-педагогических критериев определяется степень готовности ребенка к обучению.
      Острая заболеваемость оценивается по числу заболеваний за предыдущий год, в зависимости от которых ребенка следует отнести к одной из следующих групп:
      не болел,
      болел эпизодически (1—3 заболевания),
      болел часто (4 и более заболеваний).
      Хроническая заболеваемость
      При наличии у ребенка хронического или длительно протекающего заболевания в карте медико-педагогической готовности указывается полный диагноз и состояние компенсации, субкомпенсации, декомпенсации болезни. Дети, имеющие хроническое заболевание в стадии субкомпенсации, быстро утомляющиеся на занятиях, часто болеют простудными и респираторно-вирусными заболеваниями, что снижает возможность их успешного обучения.
      Готов к обучению ребенок, у которого биологический возраст соответствует или опережает паспортный, отсутствуют хронические и длительно протекающие заболевания, отсутствуют или имеются легкие функциональные отклонения в нервно-психическом здоровье. Ребенок успешно осваивает программу детского сада. Уровень умственного развития соответствует возрасту.
      Условно готов к обучению ребенок, биологический возраст которого отстает от паспортного либо имеющий хроническое (длительно протекающее) заболевание в стадии стойкой ремиссии, сниженную (но не более четырех заболеваний в год) резистентность организма. Со стороны нервно-психической сферы могут быть различные дисфункции в стадии компенсации или выраженная задержка психического развития. Группа здоровья по комплексной оценке II или III. Удовлетворительно усваивает программу детского сада, имеет сниженные показатели интеллектуальных функций.
      Не готов к обучению ребенок, состояние здоровья которого оценивается по IV группе или имеющий высокую заболеваемость (пять и более заболеваний в год), задержку психического психомоторного развития и неудовлетворительные педагогические характеристики по освоению программы детского сада, развитию мышления, внимания и других функций.
      Готовые к обучению дети занимаются в школе без ограничений, проходят диспансеризацию в соответствии с возрастом.
      Для того чтобы родители и педагоги могли оказывать помощь своим детям, здесь приведены рекомендации врачей, детских психологов, педагогов, сформулированные в виде задач, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка.

      Задача 1

      В семье и образовательном учреждении соблюдать гигиенические условия и формировать у детей привычку к здоровому образу жизни:
      1.1. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха в пределах +18...+20 °С. Во время сна и в гимнастическом зале температура понижается до +16...+18 °С.
      1.2. Использовать освещение в комнате 200 люкс, в спальне — 75 люкс.
      1.3. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.
      1.4. Не занавешивать окна плотно и не ставить на подоконник высокие цветы. В домашних условиях использовать настольную лампу с мощностью лампочки не менее 50 Вт.
      1.5. В повседневной жизни добиваться спокойной, негромкой речи, избегать повышенного тона.
      1.6. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур:
      мыть руки по мере загрязнения, а также перед едой, после пользования туалетом и после прогулки;
      полоскать рот после приема пищи и чистить зубы после завтрака в детском саду и дома утром и перед сном;
      носить в кармане носовой платок, закрывать нос и рот при чихании и кашле.
      1.7. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом:
      сидеть прямо;
      пользоваться всеми приборами (ложкой, вилкой, ножом);
      брать пищу ложкой или вилкой, понемногу;
      есть и пить бесшумно;
      не разговаривать во время еды и не торопиться;
      выходить из-за стола только по окончании еды, тихо поставив стул на место и поблагодарив взрослых;
      в домашней обстановке, за общим столом не требовать особого внимания к себе, разговаривать спокойно, не перебивать взрослых, быть внимательным к другим.
      Ученые считают, что сохранение на протяжении дошкольного возраста хорошего аппетита, воспитание у ребенка привычки есть в определенные часы, освоение им всех культурно-гигиенических навыков, связанных с приемом пищи, — это в известном смысле и подготовка его к школе. Если после школы ребенка некому будет встретить, то он сумеет самостоятельно поесть по возвращении домой.
      1.8. Осуществлять перед ночным сном и после него необходимые гигиенические процедуры.
      1.9. Закреплять навыки самообслуживания. Добиваться того, чтобы дети самостоятельно, без напоминаний:
      хорошо и тщательно вытирали ноги;
      сняв верхнюю одежду, вешали ее в шкаф на вешалку;
      аккуратно складывали предметы своей одежды в шкаф;
      застилали постель покрывалом;
      после сна складывали и убирали свое белье;
      оставляли в порядке игрушки, книги, бумагу, конструктор и прочие вещи, переходя к другому занятию;
      мыли ноги (до голени) с последующим растиранием кожи полотенцем;
      причесывались и следили за своим внешним видом.
      1.10. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, условиями образовательного учреждения и рекомендациями врача.
      1.11. Добиваться выполнения детьми правила переобуваться или переодеваться сразу во все сухое после прогулки, если промочили ноги или вспотели.

      Задача 2

      Укреплять психическое здоровье детей в образовательном учреждении и дома:
      2.1. Исключить авторитарный стиль общения с ребенком со стороны педагогов и родителей.
      2.2. Способствовать созданию такой обстановки дома и в группе детского сада, при которой ребенок чувствовал бы себя защищенным в любой ситуации.
      2.3. Исключить психологические и физиологические нагрузки.
      2.4. Провести анализ факторов, влияющих на поведение ребенка в семье и детском саду (не собирает свои игрушки после того, как закончил играть; кричит на бабушку; бьет младшего брата и других детей и т. д.). Критически их осмыслить и выработать единую стратегию и тактику по отношению к поступкам каждого конкретного ребенка.
      2.5. Создать условия для разностороннего развития и воспитания детей:
      обеспечить самый широкий выбор разнообразных видов деятельности, среди которых у каждого ребенка появляется возможность отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
      способствовать пробуждению активности в поиске и раскрытии жизненных ориентиров, в пробуждении интереса к самой широкой информации о людях и вещах и помощи им в создании целостного образа этого огромного, но дружественного и невраждебного внешнего мира.
      2.6. Концентрировать внимание ребенка на том приятном, радостном, что его окружает, укреплять положительные впечатления, переводя их в зрительный ряд, фиксировать это в специальном альбоме в разной форме (размещать фотографии родных и близких, наклеивать вырезки с изображением тех растений, животных и птиц, к которым ребенок испытывает симпатию; видов транспорта, которые ему нравится изображать; предметов и явлений окружающей действительности, которые он любит больше всего, и т. п.).
      2.7. Помогать детям осознавать свои, даже самые небольшие, достижения.
      2.8. Отмечать и поддерживать любые успехи детей.
      2.9. Способствовать повышению у детей самооценки. Побуждать их самостоятельно выделять и называть все то, что они делают хорошо, и помогать им следовать установленному ими самими стандарту.
      2.10. Продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике и т. п.

      Задача 3

      Осуществлять оптимизацию состояния здоровья детей и их развитие методами и средствами физического воспитания:
      3.1. Активно использовать все доступные средства физического воспитания для качественного созревания мускулатуры, необходимой для обеспечения всех функций позвоночника (опорной, амортизационной, двигательной и защитной).
      3.2. Обеспечить природную потребность детей в двигательной активности, которая является главным источником нормального роста, развития и функционирования детского организма.
      3.3. Регулировать продолжительность, объем и интенсивность двигательной активности в соответствии с индивидуальными данными физического развития и подготовленности детей.
      3.4. Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий, освоению техники движений и их координации, направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнению правил подвижных игр.
      3.5. В домашних условиях способствовать сочетанию прогулок с занятиями сезонными видами спорта:
      ходить на лыжах (начиная с 20 до 40—45 мин);
      зимой кататься с горки на санках, летом — на роликовых коньках по асфальтовой дорожке, защищая голову шлемом, плавать и кататься на двухколесном велосипеде.
      3.6. Активно использовать все доступные средства для профилактики нарушения осанки:
      движение во всех видах;
      подвижные игры на воздухе;
      утреннюю гимнастику;
      постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
      ежедневное выполнение в семье и детском саду «золотого» комплекса упражнений с палкой.

      Задача 4

      Обеспечить охрану здоровья и жизни детей:
      4.1. Формировать чувство осторожности, прививать знание основ безопасности:
      научить правильно пользоваться и соблюдать осторожность при работе с острыми предметами (ножницами, ножом, иглой и др.);
      побуждать оберегать глаза от травм во время игр с песком, мячом, палками и т. п.;
      объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;
      приучать детей к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными (их нельзя гладить, брать в руки, так как они могут не только укусить, но и заразить опасными кожными и грибковыми заболеваниями);
      предупреждать о свойствах ядовитых растений;
      развивать представления об опасности приема лекарственных препаратов, игр с огнем, аэрозольными баллончиками и другими взрывоопасными веществами и предметами;
      добиваться выполнения правил дорожного движения (переходить улицу только при зеленом сигнале светофора);
      объяснить, что в целях безопасности в лифт можно входить только в сопровождении взрослого;
      выучить домашний адрес и номер телефона;
      вырабатывать осторожность во время купания в природных водоемах, бассейне;
      добиваться понимания опасности передачи инфекций;
      объяснять опасность самостоятельного общения, поездок, прогулок куда бы то ни было с незнакомыми людьми.
      4.2. Помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам:
      объединять усилия родителей, воспитателей, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, медицинских работников для определения содержания, форм и методов постоянного воздействия на детей с целью формирования у них интереса к вопросам сохранения и укрепления их здоровья;
      рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья (у известной фигуристки было слабое здоровье, но занятия спортом укрепили его и принесли ей мировую известность и т. п.);
      на занятиях по познавательному развитию в процессе знакомства детей с целевым назначением и функциями различных предметов, свойствами и качеством разнообразных материалов вводить правила безопасности при их использовании, хранении (иголка, ножницы, нож, гвоздь, стекло и т. п.);
      познакомить с основными частями тела человека, их назначением в жизни, подвести к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле;
      в разных сферах детской деятельности (игровой, конструктивной, музыкальной, изобразительной, познавательной и др.) использовать содержание, направленное на формирование привычки к здоровому образу жизни.

      К концу года общими усилиями родителей и педагогов все четыре задачи, направленные на укрепление здоровья ребенка, должны быть решены полностью.

Категория: ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО | Добавил: admin (21.07.2014)
Просмотров: 550 | Теги: Программы общеобразовательных учреж, Программа для родителей и воспитате, ДОУ | Рейтинг: 5.0/1
РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



    Copyright MyCorp 2016    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru