На ребенка, поступающего в школу, оформляется карта
медико-педагогической готовности. Врач оценивает готовность ребенка по
медицинским критериям и заполняет первый раздел медико-педагогической
карты. Педагог-воспитатель дошкольного учреждения на основе
динамического наблюдения за развитием ребенка дает оценку готовности по
психолого-педагогическим критериям.
Среди показателей, характеризующих состояние здоровья,
наибольшую значимость в оценке готовности ребенка к обучению имеют:
1) возраст биологического развития;
2) состояние нервно-психического здоровья;
3) острая заболеваемость;
4) хроническая заболеваемость.
Биологический возраст отражает общую
морфологическую зрелость ребенка и связан с состоянием отдельных
органов и систем, с характером умственной работоспособности.
Биологический возраст оценивается по морфологическим показателям:
длина, масса тела, число постоянных зубов. Возможны три варианта
развития: биологический возраст ребенка соответствует, опережает или
отстает от паспортного возраста.
Группу риска по готовности к обучению в школе обычно составляют
дети, биологический возраст которых меньше паспортного. Они имеют
сниженный уровень работоспособности, хуже успевают, отличаются
повышенной ранимостью. Поэтому каждый ребенок с замедленным
биологическим созреванием должен быть проконсультирован невропатологом
или психиатром, стоматологом, желательно эндокринологом.
Паспортный возраст |
Пол |
Зубная зрелость по паспортному возрасту (количество зубов) |
Отстает |
Соответствует |
Опережает |
6 лет |
Мальчики |
0—1 зуб |
2—4 зуба |
5—9 зубов |
Девочки |
0—1 зуб |
2—6 зубов |
7—12 зубов |
6,5 лет |
Мальчики |
0—1 зуб |
2—6 зубов |
7—12 зубов |
Девочки |
0—2 зуба |
3—8 зубов |
9—10 зубов |
7 лет |
Мальчики |
0—5 зубов |
6—10 зубов |
11—12 зубов |
Девочки |
0—5 зубов |
6—10 зубов |
11—12 зубов |
Состояние нервно-психического здоровья ребенка
оценивается по клиническим направлениям заболевания, степени
выраженности неврологических дисфункций, уровню психического и
психомоторного развития. Информативным критерием определения
психомоторной зрелости ребенка служит тест Керна — Ирасека и другие
тесты. По совокупности медицинских и психолого-педагогических критериев
определяется степень готовности ребенка к обучению.
Острая заболеваемость оценивается по числу
заболеваний за предыдущий год, в зависимости от которых ребенка следует
отнести к одной из следующих групп:
не болел,
болел эпизодически (1—3 заболевания),
болел часто (4 и более заболеваний).
Хроническая заболеваемость
При наличии у ребенка хронического или длительно протекающего
заболевания в карте медико-педагогической готовности указывается полный
диагноз и состояние компенсации, субкомпенсации, декомпенсации
болезни. Дети, имеющие хроническое заболевание в стадии субкомпенсации,
быстро утомляющиеся на занятиях, часто болеют простудными и
респираторно-вирусными заболеваниями, что снижает возможность их
успешного обучения.
Готов к обучению ребенок, у которого
биологический возраст соответствует или опережает паспортный,
отсутствуют хронические и длительно протекающие заболевания,
отсутствуют или имеются легкие функциональные отклонения в
нервно-психическом здоровье. Ребенок успешно осваивает программу
детского сада. Уровень умственного развития соответствует возрасту.
Условно готов к обучению ребенок, биологический
возраст которого отстает от паспортного либо имеющий хроническое
(длительно протекающее) заболевание в стадии стойкой ремиссии,
сниженную (но не более четырех заболеваний в год) резистентность
организма. Со стороны нервно-психической сферы могут быть различные
дисфункции в стадии компенсации или выраженная задержка психического
развития. Группа здоровья по комплексной оценке II или III.
Удовлетворительно усваивает программу детского сада, имеет сниженные
показатели интеллектуальных функций.
Не готов к обучению ребенок, состояние
здоровья которого оценивается по IV группе или имеющий высокую
заболеваемость (пять и более заболеваний в год), задержку психического
психомоторного развития и неудовлетворительные педагогические
характеристики по освоению программы детского сада, развитию мышления,
внимания и других функций.
Готовые к обучению дети занимаются в школе без ограничений, проходят диспансеризацию в соответствии с возрастом.
Для того чтобы родители и педагоги могли оказывать помощь своим
детям, здесь приведены рекомендации врачей, детских психологов,
педагогов, сформулированные в виде задач, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Задача 1
В семье и
образовательном учреждении соблюдать гигиенические условия и формировать
у детей привычку к здоровому образу жизни:
1.1. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку,
предусматривающую систематическое проветривание и поддержание
температуры воздуха в пределах +18...+20 °С. Во время сна и в
гимнастическом зале температура понижается до +16...+18 °С.
1.2. Использовать освещение в комнате 200 люкс, в спальне — 75 люкс.
1.3. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.
1.4. Не занавешивать окна плотно и не ставить на подоконник
высокие цветы. В домашних условиях использовать настольную лампу с
мощностью лампочки не менее 50 Вт.
1.5. В повседневной жизни добиваться спокойной, негромкой речи, избегать повышенного тона.
1.6. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур:
мыть руки по мере загрязнения, а также перед едой, после пользования туалетом и после прогулки;
полоскать рот после приема пищи и чистить зубы после завтрака в детском саду и дома утром и перед сном;
носить в кармане носовой платок, закрывать нос и рот при чихании и кашле.
1.7. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом:
сидеть прямо;
пользоваться всеми приборами (ложкой, вилкой, ножом);
брать пищу ложкой или вилкой, понемногу;
есть и пить бесшумно;
не разговаривать во время еды и не торопиться;
выходить из-за стола только по окончании еды, тихо поставив стул на место и поблагодарив взрослых;
в домашней обстановке, за общим столом не требовать особого
внимания к себе, разговаривать спокойно, не перебивать взрослых, быть
внимательным к другим.
Ученые считают, что сохранение на протяжении дошкольного
возраста хорошего аппетита, воспитание у ребенка привычки есть в
определенные часы, освоение им всех культурно-гигиенических навыков,
связанных с приемом пищи, — это в известном смысле и подготовка его к
школе. Если после школы ребенка некому будет встретить, то он сумеет
самостоятельно поесть по возвращении домой.
1.8. Осуществлять перед ночным сном и после него необходимые гигиенические процедуры.
1.9. Закреплять навыки самообслуживания. Добиваться того, чтобы дети самостоятельно, без напоминаний:
хорошо и тщательно вытирали ноги;
сняв верхнюю одежду, вешали ее в шкаф на вешалку;
аккуратно складывали предметы своей одежды в шкаф;
застилали постель покрывалом;
после сна складывали и убирали свое белье;
оставляли в порядке игрушки, книги, бумагу, конструктор и прочие вещи, переходя к другому занятию;
мыли ноги (до голени) с последующим растиранием кожи полотенцем;
причесывались и следили за своим внешним видом.
1.10. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды,
воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья,
условиями образовательного учреждения и рекомендациями врача.
1.11. Добиваться выполнения детьми правила переобуваться или
переодеваться сразу во все сухое после прогулки, если промочили ноги или
вспотели.
Задача 2
Укреплять психическое здоровье детей в образовательном учреждении и дома:
2.1. Исключить авторитарный стиль общения с ребенком со стороны педагогов и родителей.
2.2. Способствовать созданию такой обстановки дома и в группе
детского сада, при которой ребенок чувствовал бы себя защищенным в любой
ситуации.
2.3. Исключить психологические и физиологические нагрузки.
2.4. Провести анализ факторов, влияющих на поведение ребенка в
семье и детском саду (не собирает свои игрушки после того, как закончил
играть; кричит на бабушку; бьет младшего брата и других детей и т. д.).
Критически их осмыслить и выработать единую стратегию и тактику по
отношению к поступкам каждого конкретного ребенка.
2.5. Создать условия для разностороннего развития и воспитания детей:
обеспечить самый широкий выбор разнообразных видов деятельности,
среди которых у каждого ребенка появляется возможность отыскать
наиболее близкие его способностям и задаткам;
способствовать пробуждению активности в поиске и раскрытии
жизненных ориентиров, в пробуждении интереса к самой широкой информации о
людях и вещах и помощи им в создании целостного образа этого огромного,
но дружественного и невраждебного внешнего мира.
2.6. Концентрировать внимание ребенка на том приятном,
радостном, что его окружает, укреплять положительные впечатления,
переводя их в зрительный ряд, фиксировать это в специальном альбоме в
разной форме (размещать фотографии родных и близких, наклеивать вырезки с
изображением тех растений, животных и птиц, к которым ребенок
испытывает симпатию; видов транспорта, которые ему нравится изображать;
предметов и явлений окружающей действительности, которые он любит больше
всего, и т. п.).
2.7. Помогать детям осознавать свои, даже самые небольшие, достижения.
2.8. Отмечать и поддерживать любые успехи детей.
2.9. Способствовать повышению у детей самооценки. Побуждать их
самостоятельно выделять и называть все то, что они делают хорошо, и
помогать им следовать установленному ими самими стандарту.
2.10. Продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных
достижениях в игре, взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке,
математике и т. п.
Задача 3
Осуществлять оптимизацию состояния здоровья детей и их развитие методами и средствами физического воспитания:
3.1. Активно использовать все доступные средства физического
воспитания для качественного созревания мускулатуры, необходимой для
обеспечения всех функций позвоночника (опорной, амортизационной,
двигательной и защитной).
3.2. Обеспечить природную потребность детей в двигательной
активности, которая является главным источником нормального роста,
развития и функционирования детского организма.
3.3. Регулировать продолжительность, объем и интенсивность
двигательной активности в соответствии с индивидуальными данными
физического развития и подготовленности детей.
3.4. Способствовать повышению уровня произвольности двигательных
действий, освоению техники движений и их координации, направленности на
результат при выполнении физических упражнений, выполнению правил
подвижных игр.
3.5. В домашних условиях способствовать сочетанию прогулок с занятиями сезонными видами спорта:
ходить на лыжах (начиная с 20 до 40—45 мин);
зимой кататься с горки на санках, летом — на роликовых коньках
по асфальтовой дорожке, защищая голову шлемом, плавать и кататься на
двухколесном велосипеде.
3.6. Активно использовать все доступные средства для профилактики нарушения осанки:
движение во всех видах;
подвижные игры на воздухе;
утреннюю гимнастику;
постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
ежедневное выполнение в семье и детском саду «золотого» комплекса упражнений с палкой.
Задача 4
Обеспечить охрану здоровья и жизни детей:
4.1. Формировать чувство осторожности, прививать знание основ безопасности:
научить правильно пользоваться и соблюдать осторожность при
работе с острыми предметами (ножницами, ножом, иглой и др.);
побуждать оберегать глаза от травм во время игр с песком, мячом, палками и т. п.;
объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;
приучать детей к соблюдению осторожности при встрече с
незнакомыми животными (их нельзя гладить, брать в руки, так как они
могут не только укусить, но и заразить опасными кожными и грибковыми
заболеваниями);
предупреждать о свойствах ядовитых растений;
развивать представления об опасности приема лекарственных
препаратов, игр с огнем, аэрозольными баллончиками и другими
взрывоопасными веществами и предметами;
добиваться выполнения правил дорожного движения (переходить улицу только при зеленом сигнале светофора);
объяснить, что в целях безопасности в лифт можно входить только в сопровождении взрослого;
выучить домашний адрес и номер телефона;
вырабатывать осторожность во время купания в природных водоемах, бассейне;
добиваться понимания опасности передачи инфекций;
объяснять опасность самостоятельного общения, поездок, прогулок куда бы то ни было с незнакомыми людьми.
4.2. Помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам:
объединять усилия родителей, воспитателей, инструкторов по
физической культуре, музыкальных руководителей, медицинских работников
для определения содержания, форм и методов постоянного воздействия на
детей с целью формирования у них интереса к вопросам сохранения и
укрепления их здоровья;
рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах,
связанных с формированием их здоровья (у известной фигуристки было
слабое здоровье, но занятия спортом укрепили его и принесли ей мировую
известность и т. п.);
на занятиях по познавательному развитию в процессе знакомства
детей с целевым назначением и функциями различных предметов, свойствами и
качеством разнообразных материалов вводить правила безопасности при их
использовании, хранении (иголка, ножницы, нож, гвоздь, стекло и т. п.);
познакомить с основными частями тела человека, их назначением в
жизни, подвести к пониманию того, что люди должны заботиться о своем
теле;
в разных сферах детской деятельности (игровой, конструктивной,
музыкальной, изобразительной, познавательной и др.) использовать
содержание, направленное на формирование привычки к здоровому образу
жизни.
К концу года общими усилиями родителей и педагогов все
четыре задачи, направленные на укрепление здоровья ребенка, должны быть
решены полностью. |