Анализ детских рисунков на тему «Мой воспитатель»
Методика проведения.
Детям предлагается задание: «Нарисуйте
своего воспитателя группы. Рисовать вы можете то, что вам больше всего
хочется». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную
тему не проводится.
Анализ детских работ проводится по следующим критериям.
1. Старательность или небрежность рисунков, удовольствие
или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей
композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или
отдаленности от детей.
Данная группа критериев свидетельствует о проявлении отношения
каждого ребенка к воспитателю.
2. Восприятие детьми разных сторон деятельности
воспитателя. Сюжеты и содержание рисунков, виды деятельности воспитателя,
которые дети изобразили.
Эта группа критериев показывает, какие особенности
деятельности воспитателя наиболее значимы для каждого ребенка.
Методика «А это могло быть с тобой?»
Цель — изучить благополучие взаимоотношений старших дошкольников
с педагогом группы, понимание дошкольником справедливости оценок его
проявлений воспитателем.
Методика проведения.
Беседа с детьми проводится индивидуально.
После рассказывания ситуации ребенку предлагают ее продолжить и ответить на
вопросы.
Ситуация 1.
Скоро праздник. В группе будет концерт. Дети украшают зал
и готовят номера. Как ты думаешь, воспитатель даст тебе роль ведущего? А кому
из детей он предложит эту роль?
Ситуация 2.
Представь себе: воспитатель входит в группу и держит в
руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, отдал бы он ее тебе или
кому-нибудь другому? Кому?
Ситуация 3.
Начинается занятие, а дети оставили на ковре разбросанные
игрушки. Воспитатель рассердился на детей, он недоволен ими. Как ты думаешь,
на тебя бы рассердился воспитатель за это? А на кого из детей группы мог бы
рассердиться?
При необходимости ситуации могут быть дополнены исходя из
предполагаемых проблем взаимоотношений дошкольников с педагогом группы.
По итогам беседы ответы детей заносят в таблицу (при
помощи знаков или текстом).
В результате анализа результатов дошкольников делят на
три группы по характеру эмоциональной направленности на воспитателя.
1 группа — эмоционально восприимчивые дети. Их характеризуют
ярко выраженная положительная эмоциональная направленность на воспитателя, уверенность
в любви педагога. Они адекватно оценивают его отношение к себе, очень
чувствительны к изменениям в его поведении. Тон воспитателя, жест, поза служат
источником возникновения эмоциональных переживаний.
2 группа — эмоционально невосприимчивые дети. Для них характерны
отрицательная установка на педагогические воздействия, неадекватность откликов
и на положительные воздействия воспитателя. Эти дошкольники часто нарушают
дисциплину и порядок, не соблюдают установленные нормы. Усвоив по отношению к
себе отрицательное отношение, дети отвечают на него негативизмом или
равнодушием. Удовольствия от общения с воспитателем они не испытывают и не
ожидают.
3 группа — дети с безразличным отношением к воспитателю и
его требованиям. Они не проявляют активности и инициативы в общении с
воспитателем, играют пассивную роль в жизни группы. По их внешним проявлениям
трудно определить характер переживаний. Когда воспитатель их хвалит, они не
выражают радости, так же как при осуждении — огорчения или смущения.
Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений
детей по отношению к воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы
взаимоотношений и выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении
которых необходимо начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.
Изучить особенности представлений дошкольников о своей
семье, характер отношения к близким помогут беседа с детьми на темы «Моя семья»
и «Моя семья в будущем», анализ рисунков на тему «Моя семья».
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья»
Методика проведения.
В ходе индивидуальной беседы детям задаются вопросы. Что
такое семья? Расскажи о своей семье.
Есть ли в вашей семье что-нибудь интересное (увлечения,
традиции, семейные альбомы)?
Если бы ты встретил волшебника и он предложил бы тебе
выполнить три желания для тебя и членов твоей семьи (твоих близких), что бы ты
им пожелал? (Если ребенок называет только пожелания для себя, взрослый
уточняет.)
Что бы ты хотел пожелать для своих родителей, бабушки
(братьев, сестер)?
Что ты можешь рассказать о том, что было в твоей семье
раньше, когда бабушка и дедушка были молодыми?
Что ты знаешь о твоих прадедушках и прабабушках (чем они
занимались, где работали, как жили)?
Как ты думаешь, для чего человеку нужна семья?
Первый и последний вопросы беседы помогут выяснить, как
понимают дошкольники, что такое семья, в чем ее значение для человека. Детские
рассказы о семье дадут возможность определить особенности представлений детей о
своих семьях, семейных традициях, увлечениях, отношении детей к своей семье.
Последняя часть беседы поможет определить, что дети знают о своих близких, об
истории своей семьи.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья
в будущем»
Методика проведения.
В ходе индивидуальной беседы детям задаются вопросы.
Когда ты вырастешь, у тебя будет семья? С кем ты будешь
жить?
А ты выйдешь замуж (женишься)? Какая у тебя будет жена?
(Какой муж?)
Ты будешь жить в городе или деревне? Почему?
Когда ты вырастешь и у тебя будет своя семья, ты будешь
жить вместе с мамой и папой или отдельно? Почему?
Когда ты вырастешь, у тебя будут дети? Кто — мальчик или
девочка? Почему? (Если нет — почему?)
Вы будете ходить вместе в гости? К кому?
Расскажи, что ты купишь своим детям (дочке, сыну)?
Что ты им будешь запрещать делать?
А ты их будешь наказывать? Как? Почему?
Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности
семейных взаимоотношений в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны
проецировать особенности родительской семьи на свою будущую семью. Предлагаем
обратить особое внимание на вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно
с родителями, запретах и наказаниях, которые наиболее показательны для
определения его эмоционального благополучия в семье.
Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»
Методика проведения.
Детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема
и содержание рисунка не уточняются. После рисования может быть проведена
беседа с ребенком.
В настоящее время в методических пособиях достаточно
много внимания уделяется анализу и оценке семейных отношений на основе детских
рисунков. Поэтому обратим внимание на самые общие и информативные, на наш
взгляд, особенности рисунка.
Анализ процесса рисования и детских рисунков проводится
по следующим показателям.
Процесс рисования: увлеченность или равнодушие к
изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении
членов семьи.
Цвета, выбранные для изображения разных членов семьи и рисунка
в целом: более насыщенные, яркие цвета скорее свидетельствуют о благополучии
семейных отношений.
Порядок рисования. Кого ребенок начинает рисовать первым,
какому персонажу уделяет больше времени в рисунке, дополняя его одежду
украшениями и деталями, тот наиболее привлекателен для ребенка.
Содержание рисунка. Расположение членов семьи
относительно друг друга: чем семья более сплоченная, тем чаше ребенок рисует ее
членов вместе, не обозначая на рисунке «преграды», стоящие между ними (шкафы,
стены и др.).
Исключение кого-либо из членов семьи из семейного рисунка
говорит, как правило, о проблемах общения ребенка с ним.
Следует отметить, что данная методика не является
проективным тестом. Анализируя рисунки детей, воспитатель может по некоторым
наиболее ярким показателям сделать вывод о положении ребенка в семье,
благополучии семейных взаимоотношений, предположительных проблемах семейного
воспитания. Однако результаты методики должны обязательно дополняться и
уточняться с помощью других методов диагностики семейного воспитания дошкольников.
Второй значимой для старших дошкольников сферой
взаимоотношений являются отношения со сверстниками. Знание особенностей общения
ребенка в коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими
детьми — важный аспект их социального развития, лежащий в основе
проектирования педагогического процесса по данному направлению.
Диагностические методики по данному направлению
достаточно подробно представлены далее, в параграфе Т.И.Бабаевой «Диагностика
взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками».
Отметим, что в качестве базовых методик могут выступать:
^ наблюдение за общением детей в повседневной жизни;
^ одна из социометрических методик («Секрет», «Подари
открытку»,
«Новоселье»);
^ рисование на тему «Я в детском саду»;
^ одна из диагностических ситуаций, выявляющих
особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности («Обложка для
книги», «Рукавички», «Сапожки в подарок», «Сделаем вместе»). Одной из наиболее
сложных для педагогической диагностики сфер является сфера представлений
старшего дошкольника о себе и отношения к себе.
Для се изучения могут быть использованы такие методики,
как:
^ наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни;
^ диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе);
^ беседа с ребенком «Что ты любишь»?;
^ экспериментальная методика «Лесенка»;
^ методика изучения образа «Я» дошкольника;
диагностические ситуации «Что я лучше всего умею», «Мои
лучшие качества».
В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей
педагог отмечает:
^ проявления самостоятельности и уверенности ребенка в
деятельности — умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в
соответствии с планом, оценивать свою деятельность, отношения к советам и
замечаниям взрослых, сверстников;
^ позицию, которую ребенок занимает в общении («лидер»,
«партнер», «подчиненный»), уверенность в общении; проявление интереса к своему
прошлому и будущему, умение устанавливать связь между прошлым и настоящим,
настоящим и будущим.
Диагностическая ситуация «Рассказ далекому другу»
Методика проведения. В индивидуальной беседе ребенку
рассказывается, что жители из другой страны прислали письмо, в котором они
очень просили каждого из детей детского сада рассказать немного о себе. После
этого ребенку предлагается рассказать о себе то, что ему захочется.
Если ребенок затрудняется рассказать о себе, воспитатель
задает вопросы:
Расскажи, как ты выглядишь?
Есть ли у тебя друзья?
Что ты любишь делать?
Что ты умеешь лучше всего? (И т.д.)
Желательно зафиксировать рассказ детей и оценить то, о
чем рассказывал ребенок, в первую очередь особенности своего внешнего вида,
свои умения, то, чем он любит заниматься, личностные качества. Обычно то, с
чего ребенок начинает рассказ о себе, является наиболее значимым для него.
Важно обратить внимание и на то, как ребенок рассказывал и отвечал на вопрос —
уверенно, заинтересованно, с желанием, смущаясь, односложно, отказывался от
ответа. Эти особенности характеризуют не только сформированность представлений
дошкольника о себе, но и самоотношение ребенка.
Углубить информированность педагога о развитии
представлений о себе у старших дошкольников поможет беседа с детьми «Что ты
любишь».
Беседа «Что ты любишь» (модифицированный вариант методики
М. В. Корепановой)
Методика проведения. Сегодня мы поговорим о тебе. Мне
хочется узнать, что тебе нравится, а что нет, что ты уже научился делать, чему
хочешь научиться.
Что ты любишь больше всего на свете?
Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили бы делать
все? Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр. Расскажи,
что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
Что ты умеешь делать? Чему научился? А чему бы ты хотел
научиться?
Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое
желание. О чем ты хочешь попросить?
Для определения тех нравственных качеств, которые
выделяет в себе ребенок, особенностей его самооценки традиционно используется
тест «Лесенка», которая разработана для дошкольников в нескольких
модификациях. |