Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 20.04.2024, 08:28

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

АНАЛИЗИРУЕМ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ детских рисунков на тему «Мой воспитатель»

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуй­те своего воспитателя группы. Рисовать вы можете то, что вам больше всего хочется». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям.

1. Старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень при­ближенности или отдаленности от детей.

Данная группа критериев свидетельствует о проявлении отно­шения каждого ребенка к воспитателю.

2. Восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя. Сюжеты и содержание рисунков, виды деятельности воспитателя, которые дети изобразили.

Эта группа критериев показывает, какие особенности деятель­ности воспитателя наиболее значимы для каждого ребенка.

 

Методика «А это могло быть с тобой?»

Цель — изучить благополучие взаимоотношений старших до­школьников с педагогом группы, понимание дошкольником спра­ведливости оценок его проявлений воспитателем.

Методика проведения.

Беседа с детьми проводится индивиду­ально. После рассказывания ситуации ребенку предлагают ее про­должить и ответить на вопросы.

Ситуация 1.

Скоро праздник. В группе будет концерт. Дети украшают зал и готовят номера. Как ты думаешь, воспитатель даст тебе роль ведущего? А кому из детей он предложит эту роль?

Ситуация 2.

Представь себе: воспитатель входит в группу и держит в руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, отдал бы он ее тебе или кому-нибудь другому? Кому?

Ситуация 3.

Начинается занятие, а дети оставили на ковре разбросанные игрушки. Воспитатель рассердился на детей, он не­доволен ими. Как ты думаешь, на тебя бы рассердился воспитатель за это? А на кого из детей группы мог бы рассердиться?

При необходимости ситуации могут быть дополнены исходя из предполагаемых проблем взаимоотношений дошкольников с педа­гогом группы.

По итогам беседы ответы детей заносят в таблицу (при помощи знаков или текстом).

 

В результате анализа результатов дошкольников делят на три группы по характеру эмоциональной направленности на воспита­теля.

1 группа — эмоционально восприимчивые дети. Их характери­зуют ярко выраженная положительная эмоциональная направлен­ность на воспитателя, уверенность в любви педагога. Они адекватно оценивают его отношение к себе, очень чувствительны к измене­ниям в его поведении. Тон воспитателя, жест, поза служат источ­ником возникновения эмоциональных переживаний.

2 группа — эмоционально невосприимчивые дети. Для них ха­рактерны отрицательная установка на педагогические воздействия, неадекватность откликов и на положительные воздействия воспи­тателя. Эти дошкольники часто нарушают дисциплину и порядок, не соблюдают установленные нормы. Усвоив по отношению к себе отрицательное отношение, дети отвечают на него негативизмом или равнодушием. Удовольствия от общения с воспитателем они не испытывают и не ожидают.

3 группа — дети с безразличным отношением к воспитателю и его требованиям. Они не проявляют активности и инициативы в общении с воспитателем, играют пассивную роль в жизни группы. По их внеш­ним проявлениям трудно определить характер переживаний. Когда воспитатель их хвалит, они не выражают радости, так же как при осуждении — огорчения или смущения.

Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений и выделить ту группу детей, преодо­ление трудностей в поведении которых необходимо начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.

Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье, характер отношения к близким помогут беседа с детьми на темы «Моя семья» и «Моя семья в будущем», анализ рисунков на тему «Моя семья».

 

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья»

Методика проведения.

В ходе индивидуальной беседы детям за­даются вопросы. Что такое семья? Расскажи о своей семье.

Есть ли в вашей семье что-нибудь интересное (увлечения, тра­диции, семейные альбомы)?

Если бы ты встретил волшебника и он предложил бы тебе выполнить три желания для тебя и членов твоей семьи (твоих близких), что бы ты им пожелал? (Если ребенок называет только пожелания для себя, взрослый уточняет.)

Что бы ты хотел пожелать для своих родителей, бабушки (бра­тьев, сестер)?

Что ты можешь рассказать о том, что было в твоей семье раньше, когда бабушка и дедушка были молодыми?

Что ты знаешь о твоих прадедушках и прабабушках (чем они занимались, где работали, как жили)?

Как ты думаешь, для чего человеку нужна семья?

Первый и последний вопросы беседы помогут выяснить, как понимают дошкольники, что такое семья, в чем ее значение для человека. Детские рассказы о семье дадут возможность определить особенности представлений детей о своих семьях, семейных тра­дициях, увлечениях, отношении детей к своей семье. Последняя часть беседы поможет определить, что дети знают о своих близких, об истории своей семьи.

 

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья в будущем»

Методика проведения.

В ходе индивидуальной беседы детям зада­ются вопросы.

Когда ты вырастешь, у тебя будет семья? С кем ты будешь жить?

А ты выйдешь замуж (женишься)? Какая у тебя будет жена? (Какой муж?)

Ты будешь жить в городе или деревне? Почему?

Когда ты вырастешь и у тебя будет своя семья, ты будешь жить вместе с мамой и папой или отдельно? Почему?

Когда ты вырастешь, у тебя будут дети? Кто — мальчик или де­вочка? Почему? (Если нет — почему?)

Вы будете ходить вместе в гости? К кому?

Расскажи, что ты купишь своим детям (дочке, сыну)?

Что ты им будешь запрещать делать?

А ты их будешь наказывать? Как? Почему?

Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности родительской семьи на свою будущую семью. Предлагаем обратить особое внимание на вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и наказа­ниях, которые наиболее показательны для определения его эмоцио­нального благополучия в семье.

 

Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»

Методика проведения.

Детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняются. После рисо­вания может быть проведена беседа с ребенком.

В настоящее время в методических пособиях достаточно много внимания уделяется анализу и оценке семейных отношений на основе детских рисунков. Поэтому обратим внимание на самые общие и информативные, на наш взгляд, особенности рисунка.

Анализ процесса рисования и детских рисунков проводится по сле­дующим показателям.

Процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемо­му, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи.

Цвета, выбранные для изображения разных членов семьи и ри­сунка в целом: более насыщенные, яркие цвета скорее свидетельству­ют о благополучии семейных отношений.

Порядок рисования. Кого ребенок начинает рисовать первым, ка­кому персонажу уделяет больше времени в рисунке, дополняя его одежду украшениями и деталями, тот наиболее привлекателен для ребенка.

Содержание рисунка. Расположение членов семьи относительно друг друга: чем семья более сплоченная, тем чаше ребенок рисует ее членов вместе, не обозначая на рисунке «преграды», стоящие между ними (шкафы, стены и др.).

Исключение кого-либо из членов семьи из семейного рисунка го­ворит, как правило, о проблемах общения ребенка с ним.

Следует отметить, что данная методика не является проектив­ным тестом. Анализируя рисунки детей, воспитатель может по не­которым наиболее ярким показателям сделать вывод о положении ребенка в семье, благополучии семейных взаимоотношений, пред­положительных проблемах семейного воспитания. Однако резуль­таты методики должны обязательно дополняться и уточняться с помощью других методов диагностики семейного воспитания до­школьников.

Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотно­шений являются отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в коллективе сверстников, развитие умений взаимо­действия с другими детьми — важный аспект их социального разви­тия, лежащий в основе проектирования педагогического процесса по данному направлению.

 

Диагностические методики по данному направлению достаточно подробно представлены далее, в параграфе Т.И.Бабаевой «Диагнос­тика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками».

Отметим, что в качестве базовых методик могут выступать:

^ наблюдение за общением детей в повседневной жизни;

^ одна из социометрических методик («Секрет», «Подари открытку»,

«Новоселье»);

^ рисование на тему «Я в детском саду»;

^ одна из диагностических ситуаций, выявляющих особенности вза­имодействия дошкольника в совместной деятельности («Обложка для книги», «Рукавички», «Сапожки в подарок», «Сделаем вместе»). Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе.

Для се изучения могут быть использованы такие методики, как:

^ наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни;

^ диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе);

^ беседа с ребенком «Что ты любишь»?;

^ экспериментальная методика «Лесенка»;

^ методика изучения образа «Я» дошкольника;

диагностические ситуации «Что я лучше всего умею», «Мои луч­шие качества».

 

В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:

^ проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятель­ности — умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом, оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых, сверстников;

^ позицию, которую ребенок занимает в общении («лидер», «парт­нер», «подчиненный»), уверенность в общении; проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение ус­танавливать связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

 

Диагностическая ситуация «Рассказ далекому другу»

Методика проведения. В индивидуальной беседе ребенку рассказы­вается, что жители из другой страны прислали письмо, в котором они очень просили каждого из детей детского сада рассказать немного о себе. После этого ребенку предлагается рассказать о себе то, что ему захочется.

Если ребенок затрудняется рассказать о себе, воспитатель задает вопросы:

Расскажи, как ты выглядишь?

Есть ли у тебя друзья?

Что ты любишь делать?

Что ты умеешь лучше всего? (И т.д.)

Желательно зафиксировать рассказ детей и оценить то, о чем рас­сказывал ребенок, в первую очередь особенности своего внешнего вида, свои умения, то, чем он любит заниматься, личностные качества. Обычно то, с чего ребенок начинает рассказ о себе, является наиболее значимым для него. Важно обратить внимание и на то, как ребенок рассказывал и отвечал на вопрос — уверенно, заинтересованно, с же­ланием, смущаясь, односложно, отказывался от ответа. Эти особен­ности характеризуют не только сформированность представлений до­школьника о себе, но и самоотношение ребенка.

Углубить информированность педагога о развитии представлений о себе у старших дошкольников поможет беседа с детьми «Что ты любишь».

 

Беседа «Что ты любишь» (модифицированный вариант методики М. В. Корепановой)

Методика проведения. Сегодня мы поговорим о тебе. Мне хочется узнать, что тебе нравится, а что нет, что ты уже научился делать, чему хочешь научиться.

Что ты любишь больше всего на свете?

Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили бы делать все? Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

Что ты умеешь делать? Чему научился? А чему бы ты хотел на­учиться?

Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое жела­ние. О чем ты хочешь попросить?

Для определения тех нравственных качеств, которые выделяет в себе ребенок, особенностей его самооценки традиционно использует­ся тест «Лесенка», которая разработана для дошкольников в несколь­ких модификациях.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (07.03.2014)
Просмотров: 4918 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru