Диагностические этюды и упражнения на выявление
режиссерских умений старших дошкольников
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или
на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль: распределить
роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию.
2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по
картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с
дошкольником.
Диагностические этюды и упражнения на выявление
режиссерских умений старших дошкольников
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или
на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль: распределить
роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию.
2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по
картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с
дошкольником.
Диагностические этюды и упражнения на выявление умений
декоратора (художника-оформителя) у старших дошкольников
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или
на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля,
предложить необходимый игровой реквизит.
2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в
контексте предлагаемых им декораций.
Диагностическая беседа-игра на выявление зрительских
умений старших дошкольников
После просмотра детьми спектакля, игры-драматизации проводится
диагностическая беседа.
Рекомендуемые вопросы к беседе:
1. О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (Понимание
главной, мысли произведения.)
2. Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему?
Какой у него характер? (Понимание характера персонажей.)
3. Что ты чувствовал, когда с героем происходили...
события (конкретно по действию)'?
4. Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что
именно?
5. Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля?
Почему?
6. Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?
7. Расскажи в рисунке (предложите другие средства
передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.
После проведения диагностических этюдов и упражнений
необходимо проанализировать умения детей в соответствии с выделенными
критериями.
«Актерские» умения:
понимание эмоционального состояния персонажа и в
соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа
персонажа — голоса, мимики, пантомимики;
характер выразительности моторики:
— в пантомимике — естественность, скованность, медлительность,
порывистость движений;
— в мимике — богатство, бедность, вялость, живость
проявлений;
— в речи — изменение интонации, тона, темпа речи;
самостоятельность выполнения задания, отсутствие
стереотипных действий.
«Режиссерские» умения:
понимание мотивов поступков героев;
следование сюжетной линии (установление
причинно-следственной связи, понимание последовательности событий);
распределение ролей, подготовка игровой среды;
умение руководить сразу несколькими играющими.
«Оформительские» умения.
художественно-изобразительное видение сюжетной линии
литературной основы спектакля;
адекватное отражение сюжетной линии спектакля в
декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите;
подготовка игровой среды. «Зрительские» умения.
умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять
эмпатию к персонажам произведения;
наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по
поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось,
безразлично);
выражение мнения по поводу игры актеров.
|