Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 28.09.2022, 17:36

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПО ТЕМЕ "ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ"
Диагностическая ситуация «Выбери напарника для игры» (адаптированная методика Е.И.Николаевой, М.Л. Поведенок)

Цель — выявить у детей 5—7 лет особенности эмоционального от­ношения к детям другой национальности (расы).

 

Фамилия, имя ребенка, возраст

Компоненты этнотолерантности

Когнитивный (представления)

Эмоциональный

Представления

о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира

Представления о национальной составе жителей России

Представления о национальностях своих родственников и друзей

Интерес к представителям разных этносов

Интерес к совместной деятельности с детьми разных наций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал: изображения детей различных рас (европео­идная раса, негроидная, монголоидная), различных национальностей (англичане, китайцы, египтяне, индийцы, африканцы, русские, армя­не, грузины, украинцы).

Предъявление задания: представляет собой игровую ситуацию, в которой перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (мальчик и девочка), и ему предлагается выбрать того, с кем хо­телось бы играть.

1 этап. Ребенку предлагается выбрать один-два рисунка из набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы.

Почему выбран этот ребенок (пара детей)?

Что нравится в нем?

Что не очень нравится?

Как ты думаешь, какой у него характер?

А как он себя ведет?

Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит? Ты хотел бы с ним поиграть? Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка? Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?

Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?

2 этап. Ребенку предлагаются изображения детей различных на­циональностей, одетых в национальные костюмы. Последовательно задаются вопросы предыдущей серии.

Способы обработки и анализа материалов задания представлены после трех экспериментальных ситуаций.


Диагностическая ситуация «Нужен твой совет»

Цель — изучить особенности представлений у детей 5—7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

Предъявление задания.

Воспитатель приходит в группу и рассказывает ребенку о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из дру­гой страны. Он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»

В случае затруднения воспитатель задает ребенку следующие во­просы.

Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?

Почему нельзя смеяться над этим ребенком?

Как надо вести себя в присутствии ребенка, который плохо пони­мает русский язык?

Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из других стран, к детям другой национальности (расы)?

Способы обработки и анализа материалов задания представлены после трех экспериментальных ситуаций.

 

Диагностическая ситуация «Невыдуманная история»

Цель — выявить уровень сформированность представлений у детей 5—6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям дру­гой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Стимульный материал. Для решения проблемной ситуации предла­гается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на котором схе­матично изображены герои ситуации: в центре — афроамериканская девочка, справа — дети, которые обижали девочку (—), а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется си­луэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.

Предъявление задания.

Воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера вечером ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все дружно катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные куд­рявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подру­житься и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над де­вочкой, потому что она не была похожа на всех остальных детей. Посмотри, я нарисовала про этот случай картинку (показ)».

Далее ребенку задаются вопросы:

Могла ли случиться эта история в реальной жизни?

А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?

Как ты думаешь, почему одни дети стали обижать девочку-негри­тянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней подружиться?

А что говорили те дети, которые обижали девочку-негритянку?

Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали девочку, не похожую на других?

 

Способы обработки и анализа материалов экспериментальных си­туаций «Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыду­манная история».

В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность).

1 балл — представления о необходимости уважительного, доброжела­тельного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.

2 балла — ребенок имеет довольно формализованные представле­ния о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

3 балла — представления о необходимости уважительного, добро­желательного отношения к людям и детям другой национальности, а также знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми дру­гих рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание выучить самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.

2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (ин­терес к представителям разных этносов, желание организовывать содер­жательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

1 балл — ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми других рас и национальностей, дает им отрицательную эмоци­ональную оценку, не может определить свое отношение к детям других рас и национальностей.

2 балла — интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет неяр­кое желание «в общем» узнать про жизнь, интересы детей и более заинтересован в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «други­ми» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.

3 балла — интерес и желание к совместной деятельности с деть­ми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.

3. Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

1 балл — практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежли­вого общения по указанию взрослых.

2 балла — умения организовывать общение и совместные игры находятся в стадии становления, проявляются фрагментарно, опреде­ляются личными интересами ребенка; умения действовать в кон­фликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремится обратиться за по­мощью взрослого.

3 балла — умения общаться и взаимодействовать с детьми — пред­ставителями других рас и национальностей находятся в стадии станов­ления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимо­действия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в кон­фликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.

Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу. Совокупный анализ результатов проводится по следующим крите­риям:

ведущий уровень проявления этнотолерантности (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);

проявление когнитивного компонента этнотолерантности (пред­ставления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний);

проявление эмоционального компонента этнотолерантности (ин­терес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения, организовывать содер­жательную совместную деятельность с детьми других националь­ностей);

 

Фамилия, имя ребенка, возраст

Компоненты этнотолерантности

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Знания о правилах доброго отношения к людям другого этноса

Знание способов дружеских отношений с ними

Интерес к общению с «другими» детьми

Мотив этого интереса

Умела общаться

с детьми других этносов

Отражение в речи мотивов

позитивного взаимодействие с детьми других этносов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (прак­тические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

При этом можно рассматривать содержательные компоненты про­явления толерантности у дошкольников на следующих уровнях.

перцептивном уровне — восприятие внешности человека другой расы, другой культуры;

когнитивном — относительно устойчивый познавательный инте­рес к его личности, этнокультурным особенностям;

эмоционально-оценочном — эмоционально-положительные или отрицательные суждения и отношение к людям разных социаль­но-культурных групп;

поведенческом — стремление и умение устанавливать доброжела­тельно опосредованные и неопосредованные контакты с окружаю­щими.

 

В соответствии с ними выявляются три группы дошкольников.

Дети с низким уровнем этнотолерантности, который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, то есть они ориентируют­ся исключительно на внешние особенности людей и сверстников дру­гих национальностей, фиксируя внимание на их «непохожести на нас». Именно этим часто объясняют отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим.

Дети с допустимым уровнем этнотолерантности проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровнях, что выражается в наличии у них фрагментарных, неосознанных знаний о расовых, нацио­нальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них ин­дифферентно, интерес неустойчив, изменяется под воздействием внеш­ней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошколь­ников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрос­лым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного станов­ления. В конфликтной ситуации дети не стремятся наладить диалог самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.

У детей с оптимальным уровнем этнотолерантности (в условиях отсутствия систематической работы) проявляются установки на перцеп­тивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и в элемен­тах поведенческого компонента. Знания о национальных, расовых и культурных особенностях у этих детей формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться со взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети и этой группы ориентируются в основном на внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и националь­ностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят играть и дру­жить с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.

В целом первое направление диагностики способствует изучению особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего до­школьного возраста.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 3509 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2022
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru