Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 18.12.2018, 17:41

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПО ТЕМЕ "ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ"
Диагностическая ситуация «Выбери напарника для игры» (адаптированная методика Е.И.Николаевой, М.Л. Поведенок)

Цель — выявить у детей 5—7 лет особенности эмоционального от­ношения к детям другой национальности (расы).

 

Фамилия, имя ребенка, возраст

Компоненты этнотолерантности

Когнитивный (представления)

Эмоциональный

Представления

о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира

Представления о национальной составе жителей России

Представления о национальностях своих родственников и друзей

Интерес к представителям разных этносов

Интерес к совместной деятельности с детьми разных наций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал: изображения детей различных рас (европео­идная раса, негроидная, монголоидная), различных национальностей (англичане, китайцы, египтяне, индийцы, африканцы, русские, армя­не, грузины, украинцы).

Предъявление задания: представляет собой игровую ситуацию, в которой перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (мальчик и девочка), и ему предлагается выбрать того, с кем хо­телось бы играть.

1 этап. Ребенку предлагается выбрать один-два рисунка из набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы.

Почему выбран этот ребенок (пара детей)?

Что нравится в нем?

Что не очень нравится?

Как ты думаешь, какой у него характер?

А как он себя ведет?

Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит? Ты хотел бы с ним поиграть? Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка? Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?

Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?

2 этап. Ребенку предлагаются изображения детей различных на­циональностей, одетых в национальные костюмы. Последовательно задаются вопросы предыдущей серии.

Способы обработки и анализа материалов задания представлены после трех экспериментальных ситуаций.


Диагностическая ситуация «Нужен твой совет»

Цель — изучить особенности представлений у детей 5—7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

Предъявление задания.

Воспитатель приходит в группу и рассказывает ребенку о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из дру­гой страны. Он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»

В случае затруднения воспитатель задает ребенку следующие во­просы.

Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?

Почему нельзя смеяться над этим ребенком?

Как надо вести себя в присутствии ребенка, который плохо пони­мает русский язык?

Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из других стран, к детям другой национальности (расы)?

Способы обработки и анализа материалов задания представлены после трех экспериментальных ситуаций.

 

Диагностическая ситуация «Невыдуманная история»

Цель — выявить уровень сформированность представлений у детей 5—6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям дру­гой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Стимульный материал. Для решения проблемной ситуации предла­гается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на котором схе­матично изображены герои ситуации: в центре — афроамериканская девочка, справа — дети, которые обижали девочку (—), а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется си­луэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.

Предъявление задания.

Воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера вечером ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все дружно катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные куд­рявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подру­житься и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над де­вочкой, потому что она не была похожа на всех остальных детей. Посмотри, я нарисовала про этот случай картинку (показ)».

Далее ребенку задаются вопросы:

Могла ли случиться эта история в реальной жизни?

А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?

Как ты думаешь, почему одни дети стали обижать девочку-негри­тянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней подружиться?

А что говорили те дети, которые обижали девочку-негритянку?

Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали девочку, не похожую на других?

 

Способы обработки и анализа материалов экспериментальных си­туаций «Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыду­манная история».

В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность).

1 балл — представления о необходимости уважительного, доброжела­тельного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.

2 балла — ребенок имеет довольно формализованные представле­ния о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

3 балла — представления о необходимости уважительного, добро­желательного отношения к людям и детям другой национальности, а также знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми дру­гих рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание выучить самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.

2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (ин­терес к представителям разных этносов, желание организовывать содер­жательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

1 балл — ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми других рас и национальностей, дает им отрицательную эмоци­ональную оценку, не может определить свое отношение к детям других рас и национальностей.

2 балла — интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет неяр­кое желание «в общем» узнать про жизнь, интересы детей и более заинтересован в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «други­ми» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.

3 балла — интерес и желание к совместной деятельности с деть­ми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.

3. Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

1 балл — практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежли­вого общения по указанию взрослых.

2 балла — умения организовывать общение и совместные игры находятся в стадии становления, проявляются фрагментарно, опреде­ляются личными интересами ребенка; умения действовать в кон­фликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремится обратиться за по­мощью взрослого.

3 балла — умения общаться и взаимодействовать с детьми — пред­ставителями других рас и национальностей находятся в стадии станов­ления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимо­действия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в кон­фликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.

Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу. Совокупный анализ результатов проводится по следующим крите­риям:

ведущий уровень проявления этнотолерантности (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);

проявление когнитивного компонента этнотолерантности (пред­ставления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний);

проявление эмоционального компонента этнотолерантности (ин­терес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения, организовывать содер­жательную совместную деятельность с детьми других националь­ностей);

 

Фамилия, имя ребенка, возраст

Компоненты этнотолерантности

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Знания о правилах доброго отношения к людям другого этноса

Знание способов дружеских отношений с ними

Интерес к общению с «другими» детьми

Мотив этого интереса

Умела общаться

с детьми других этносов

Отражение в речи мотивов

позитивного взаимодействие с детьми других этносов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (прак­тические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

При этом можно рассматривать содержательные компоненты про­явления толерантности у дошкольников на следующих уровнях.

перцептивном уровне — восприятие внешности человека другой расы, другой культуры;

когнитивном — относительно устойчивый познавательный инте­рес к его личности, этнокультурным особенностям;

эмоционально-оценочном — эмоционально-положительные или отрицательные суждения и отношение к людям разных социаль­но-культурных групп;

поведенческом — стремление и умение устанавливать доброжела­тельно опосредованные и неопосредованные контакты с окружаю­щими.

 

В соответствии с ними выявляются три группы дошкольников.

Дети с низким уровнем этнотолерантности, который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, то есть они ориентируют­ся исключительно на внешние особенности людей и сверстников дру­гих национальностей, фиксируя внимание на их «непохожести на нас». Именно этим часто объясняют отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим.

Дети с допустимым уровнем этнотолерантности проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровнях, что выражается в наличии у них фрагментарных, неосознанных знаний о расовых, нацио­нальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них ин­дифферентно, интерес неустойчив, изменяется под воздействием внеш­ней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошколь­ников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрос­лым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного станов­ления. В конфликтной ситуации дети не стремятся наладить диалог самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.

У детей с оптимальным уровнем этнотолерантности (в условиях отсутствия систематической работы) проявляются установки на перцеп­тивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и в элемен­тах поведенческого компонента. Знания о национальных, расовых и культурных особенностях у этих детей формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться со взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети и этой группы ориентируются в основном на внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и националь­ностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят играть и дру­жить с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.

В целом первое направление диагностики способствует изучению особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего до­школьного возраста.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 2816 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru