Диагностическая ситуация «Выбери напарника для игры» (адаптированная методика Е.И.Николаевой, М.Л. Поведенок)
Цель — выявить у детей 5—7 лет особенности эмоционального
отношения к детям другой национальности (расы).
Фамилия, имя ребенка, возраст
|
Компоненты этнотолерантности
|
Когнитивный (представления)
|
Эмоциональный
|
Представления
о расовых, национальных и культурных особенностях людей
мира
|
Представления о национальной составе жителей России
|
Представления о национальностях своих родственников и
друзей
|
Интерес к представителям разных этносов
|
Интерес к совместной деятельности с детьми разных наций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стимульный материал: изображения детей различных рас
(европеоидная раса, негроидная, монголоидная), различных национальностей
(англичане, китайцы, египтяне, индийцы, африканцы, русские, армяне, грузины,
украинцы).
Предъявление задания: представляет собой игровую
ситуацию, в которой перед ребенком располагаются изображения детей различных
рас (мальчик и девочка), и ему предлагается выбрать того, с кем хотелось бы
играть.
1 этап. Ребенку предлагается выбрать один-два рисунка из
набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы.
Почему выбран этот ребенок (пара детей)?
Что нравится в нем?
Что не очень нравится?
Как ты думаешь, какой у него характер?
А как он себя ведет?
Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит? Ты
хотел бы с ним поиграть? Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка? Как
ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?
Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?
2 этап. Ребенку предлагаются изображения детей различных
национальностей, одетых в национальные костюмы. Последовательно задаются
вопросы предыдущей серии.
Способы обработки и анализа материалов задания
представлены после трех экспериментальных ситуаций.
Диагностическая ситуация «Нужен твой совет»
Цель — изучить особенности представлений у детей 5—7 лет
о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой
национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
Предъявление задания.
Воспитатель приходит в группу и рассказывает ребенку о
том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой
страны. Он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все
дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот
мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос:
«Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»
В случае затруднения воспитатель задает ребенку следующие
вопросы.
Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из
другой страны?
Почему нельзя смеяться над этим ребенком?
Как надо вести себя в присутствии ребенка, который плохо
понимает русский язык?
Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из
других стран, к детям другой национальности (расы)?
Способы обработки и анализа материалов задания
представлены после трех экспериментальных ситуаций.
Диагностическая ситуация «Невыдуманная история»
Цель — выявить уровень сформированность представлений у
детей 5—6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы
и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Стимульный материал. Для решения проблемной ситуации
предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на котором схематично
изображены герои ситуации: в центре — афроамериканская девочка, справа — дети,
которые обижали девочку (—), а слева дети, которые с ней подружились (+). В
каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может
соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.
Предъявление задания.
Воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь
себе, что вчера вечером ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей,
все дружно катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке
появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько
детей решили с ней подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а
другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой,
потому что она не была похожа на всех остальных детей. Посмотри, я нарисовала
про этот случай картинку (показ)».
Далее ребенку задаются вопросы:
Могла ли случиться эта история в реальной жизни?
А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое
место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?
Как ты думаешь, почему одни дети стали обижать
девочку-негритянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против
того, чтобы с ней подружиться?
А что говорили те дети, которые обижали
девочку-негритянку?
Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали
девочку, не похожую на других?
Способы обработки и анализа материалов экспериментальных
ситуаций «Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная
история».
В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются
и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления
этнотолерантных установок.
1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности
(представления детей, их полнота, системность).
1 балл — представления о необходимости уважительного,
доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов
налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.
2 балла — ребенок имеет довольно формализованные
представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к
детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ
налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
3 балла — представления о необходимости уважительного,
доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а также
знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на
начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания
дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для
этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание
выучить самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.
2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности
(интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную
совместную деятельность с детьми других национальностей).
1 балл — ребенок отказывается от общения и совместных игр
с детьми других рас и национальностей, дает им отрицательную эмоциональную
оценку, не может определить свое отношение к детям других рас и
национальностей.
2 балла — интерес к напарнику для игры и общения основан
на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет неяркое желание
«в общем» узнать про жизнь, интересы детей и более заинтересован в информации
об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание
познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.
3 балла — интерес и желание к совместной деятельности с
детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее
узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю,
культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и
национальные особенности иностранных детей.
3. Проявление поведенческого компонента этнотолерантности
(практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и
национальностей).
1 балл — практические умения не сформированы и
проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого
общения по указанию взрослых.
2 балла — умения организовывать общение и совместные игры
находятся в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными
интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют,
ребенок стремится обратиться за помощью взрослого.
3 балла — умения общаться и взаимодействовать с детьми —
представителями других рас и национальностей находятся в стадии становления,
выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодействия, освоенных с
помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического
общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными
установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.
Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.
Совокупный анализ результатов проводится по следующим критериям:
ведущий уровень проявления этнотолерантности
(перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);
проявление когнитивного компонента этнотолерантности
(представления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний);
проявление эмоционального компонента этнотолерантности
(интерес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые
бесконфликтные отношения, организовывать содержательную совместную
деятельность с детьми других национальностей);
Фамилия, имя ребенка, возраст
|
Компоненты этнотолерантности
|
Когнитивный
|
Эмоциональный
|
Поведенческий
|
Знания о правилах доброго отношения к людям другого
этноса
|
Знание способов дружеских отношений с ними
|
Интерес к общению с «другими» детьми
|
Мотив этого интереса
|
Умела общаться
с детьми других этносов
|
Отражение в речи мотивов
позитивного взаимодействие с детьми других этносов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявление поведенческого компонента этнотолерантности
(практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и
национальностей).
При этом можно рассматривать содержательные компоненты
проявления толерантности у дошкольников на следующих уровнях.
перцептивном уровне — восприятие внешности человека
другой расы, другой культуры;
когнитивном — относительно устойчивый познавательный интерес
к его личности, этнокультурным особенностям;
эмоционально-оценочном — эмоционально-положительные или
отрицательные суждения и отношение к людям разных социально-культурных групп;
поведенческом — стремление и умение устанавливать
доброжелательно опосредованные и неопосредованные контакты с окружающими.
В соответствии с ними выявляются три группы дошкольников.
Дети с низким уровнем этнотолерантности, который
проявляется преимущественно на перцептивном уровне, то есть они ориентируются
исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей,
фиксируя внимание на их «непохожести на нас». Именно этим часто объясняют
отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к
другим.
Дети с допустимым уровнем этнотолерантности проявляют
этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровнях, что выражается в
наличии у них фрагментарных, неосознанных знаний о расовых, национальных и
культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к
сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес
неустойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и
потребностей. Данная группа дошкольников выказывает общее доброжелательное
отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности.
Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления.
В конфликтной ситуации дети не стремятся наладить диалог самостоятельно,
предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими
общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.
У детей с оптимальным уровнем этнотолерантности (в
условиях отсутствия систематической работы) проявляются установки на перцептивном,
когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и в элементах поведенческого
компонента. Знания о национальных, расовых и культурных особенностях у этих
детей формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться
со взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают
картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более
осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой расы и национальности
проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда
мотивирован. Отвечая на вопросы, дети и этой группы ориентируются в основном на
внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них
на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил
поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских
отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение,
взаимопонимание, хотят играть и дружить с ними. В конфликтных ситуациях они
стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути
разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога
требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.
В целом первое направление диагностики способствует
изучению особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного
возраста. |