Животные
1. Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые,
рыбы, земноводные)?
2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются,
где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным
изменениям, спасаются от врагов?
3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?
4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
5. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним
видом, средой обитания и образом жизни животных?
6. Владеют ли обобщенными представлениями «звери», «птицы», «рыбы»,
«насекомые» (для подготовительной к школе группе — «животные»)?
Стимульные материалы. Картинки с изображениями животных разных
экологических групп; с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы,
цыпленка); дидактическая игра «Зоологическое лото» или крупные картинки с
изображениями леса, поля, луга, водоема; модели понятий «звери», «птицы»,
«рыбы», «насекомые», «животные».
Предъявление задания.
Беседа по картинкам:
Кто это?
Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные»
(для подготовительной к школе группе).
Найди (подбери) модели к этим группам животных.
Что общего у каждой группы животных: зверей, птиц, рыб, насекомых?
Разложи картинки с изображением роста и развития животных
(кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом?
Как приспосабливаются звери, птицы (рыбы и т. д.) к жизни
зимой? Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом?
Почему это происходит?
Игра «Зоологическое лото». Предложить подобрать картинки с изображением
животных разных экологических групп по месту и среде обитания. Можно попросить
ребенка рассказать, кто где живет. Спросить его: «Как ты думаешь, может ли
медведь жить в реке, рыба на дереве? Почему?»
Стимульные материалы. Игровое поле — изображение сред обитания.
Карточки с изображениями животных — не более 10. Это могут быть наиболее
типичные представители классов «звери», «рыбы», «птицы», «земноводные».
Растения
1. Выделяют ли дети растения среди других объектов природы?
2. Умеют ли различать и называть травянистые растения, кустарники,
деревья, комнатные растения?
3. Знают ли органы растений и их функции?
4. Знают ли стадии роста и развития растений?
5. Знают ли потребности растений?
6. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?
7. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным
изменениям?
8. Относят ли растения к живым существам?
9. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья»,
«растения», «живое», «неживое» (для подготовительной к школе группе)?
Стимульные материалы. Картинки с изображениями деревьев, кустов,
травы, а также растений цветника, огорода, луга, поля, комнатных растений;
картинки с изображением стадий роста и развития гороха (фасоли); модели понятий
«травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая
природа».
Предъявление задания. Беседа по картинкам:
Назови, какие растения ты знаешь. В какие группы можно объединить
растения? (Деревья, кусты, травы.)
Назови это растение.
Где оно растет?
Нарисуй (или разложи) картинки по порядку: как растет горох
(фасоль)?
Что нужно растениям для того, чтобы они хорошо росли? Назови и
покажи растения, которые любят много света, влаги. Почему они любят много
света, влаги?
Что бывает с растениями огорода (леса и др.) зимой, весной,
летом? Почему это происходит?
В качестве дополнения или как вариант предложенных заданий
можно организовать игру «Путаница», которая помогает выявить представления о
строении и функционировании растений. Для нее нужны модель растения (цветок,
стебель, корень, лист изображены отдельно) и картинки с преднамеренной ошибкой
в изображении строения растения.
Задания:
^ расположить растение правильно;
^ почему растение нужно расположить именно так, а не
по-другому? ^ зачем растению листья, стебли, корни, цветки?
Задание «Подбери модели». Детям предлагается расположить
картинки с изображениями растений по группам «травы», «деревья», «кустарники»,
подобрать к ним соответствующие модели и объяснить свой выбор.
Человек
(автор — Т. А. Ивченко)
Цель — выявить:
^ особенности представлений детей о человеке;
^ понимание существенных признаков человека, сходных и отличающих
его от других живых существ в природе (разумность и гуманность человека);
^ особенности
представлений о потребностях человека;
^ применение знаний о человеке для решения практических ситуаций.
Задание 1. Беседа «Кто такой человек?»
Беседа направлена на выявление представлений о человеке как
биосоциальном существе на уровне конкретных представлений и первичных
обобщений.
Стимульныс материалы. Две картинки: на первой изображены люди
разного возраста и пола (взрослые и дети — 4 или 6 персонажей), на второй —
человек, растение и хорошо знакомое домашнее животное (кошка или собака).
Предъявление задания. Ребенку предлагается ответить на следующие
вопросы.
Как ты думаешь, кто такой человек?
Ребенок — это человек? Почему ты так думаешь?
Ты — человек? Почему?
Чем отличается взрослый человек от ребенка? Чем они похожи?
Чем все люди похожи?
Чем человек отличается от животных и растений? Чем человек
похож на животных и растения?
Задание 2. Беседа на основе рисунка «Строение человека»
Стимульные материалы. Контурное изображение человека, цветные
карандаши.
Предъявление задания. Ребенку предлагается нарисовать органы и
части тела человека и рассказать об особенностях его строения (какие органы и
части тела есть у человека и для чего они необходимы?). Это позволяет изучить
дифференцированность представлений старшего дошкольника о внешнем строении
человека и способность устанавливать конкретные морфофункциональные связи.
Задание 3. «Человек и природа. В чем их различие?»
Это задание поможет выявить степень обобщенности представлений
о человеке через сравнение человека с другими живыми существами (животными и
растениями), а также освоенность представлений о человеке на уровне их
применения в вербальных игровых ситуациях.
Стимульные материалы. Три картинки в соответствии с предъявляемыми
ситуациями. На первой картинке изображены две обезьяны и банан; два ребенка и
банан. На второй картинке нарисованы объекты природы и механизмы, придуманные
человеком на основе наблюдения за природой, такие как гриб — зонтик, птица —
самолет, стрекоза — вертолет. На третьей картинке — дерево со сломанной толстой
веткой; на дереве изображена птичка, около дерева — кошка и человек.
Предъявление задания.
Ситуация 1. «Кто как поделит банан?» Видишь, на картинке
изображение: две обезьяны и банан и два человека и банан. Две обезьянки нашли
банан, каждой хочется съесть его, и два человека тоже увидели банан, каждый из
них очень любит бананы. Как поступят обезьяны? Как поступят люди? Почему люди
ведут себя по-другому?
Ситуация 2. «Что подсказала человеку природа?» Посмотри внимательно
на картинки с изображениями объектов природы и предметов, сделанных руками
человека, и попробуй догадаться, как человек сумел придумать эти предметы.
Почему человек сумел придумать такие предметы, а в природе они не существуют?
Ситуация 3. «Кто поможет?» Посмотри: на поляне сломанное дерево,
рядом с ним гуляет кошка, на дереве сидит синица, мимо проходит человек. Что будут
делать животные и человек в этой ситуации? Кто поможет дереву? Почему именно
человек может помочь дереву?
Задание 4 «Потребности человека»
Стимульные материалы. Дидактические картинки с изображениями
потребностей человека: биологических (здоровье, питание, воздух, свет, тепло,
жилище) и социальных (деятельность, познание, общение, красота, эмоции,
чувства).
Предъявление задания. Ребенка спрашивают: «Что необходимо человеку,
чтобы он чувствовал себя хорошо?» В случае затруднения с ответом ребенку
предлагается выбрать все необходимое человеку из предложенных картинок и
объяснить свой выбор.
Критерии оценки представлений дошкольников о человеке:
^ адекватность, умение узнавать, выбирать необходимое,
называть признаки, характеристики;
^ доказательность, умение объяснить, уточнить, дополнить,
привести примеры, использовать материал в конкретных ситуациях;
^ обобщенность, умение устанавливать связи, выделять
существенные признаки.
Уровни освоения представлений о человеке.
Низкий уровень. У ребенка общие, недифференцированные представления
о человеке, он называет наиболее яркие признаки внешнего строения, некоторые
его характеристики. Ребенок относит человека к живому, но затрудняется
объяснить, почему. Свои знания фактически не используются при решении
проблемных ситуаций. Ребенок устанавливает единичные связи
наглядно-действенным путем. Связи элементарные, конкретные, наглядно
представленные, часто несущественные. Обобщенность знаний не проявляется.
Средний уровень. Более полные представления о человеке на базе
выделения основных признаков и характеристик. Содержание признаков позволяет
составлять небольшие по объему описательные рассказы, которые отличаются
последовательностью. Ребенок пытается объяснять, но объяснения однозначные,
неразвернутые, часто их основанием являются случайные, внешние несущественные
признаки. Знания применяются в знакомых ребенку ситуациях, часто по образцу.
Ребенок устанавливает некоторые конкретные наглядно представленные
морфофункциональные связи. Начинает складываться обобщенный образ на основе
конкретных сенсорных представлений и выделения некоторых общих признаков.
Высокий уровень. У ребенка складываются точные, адекватные,
дифференцированные представления. Большое количество признаков и их
устойчивость позволяет ребенку успешно сравнивать, сопоставлять, выделяя как
признаки отличия, так и сходства. Ребенок обосновывает свои суждения, которые
отличаются полнотой и логичностью. Объяснения развернуты, имеют место
рассуждения, приведение примеров, сравнения. Ребенок применяет знания в разных
ситуациях, устанавливает комплекс конкретных и некоторых обобщенных связей.
Выделяет существенные признаки сходства и различия. |