Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 21.09.2018, 05:01

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В СУЖДЕНИЯХ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Ценностное отношение как единство содержания и формы прояв­ления включает когнитивно-эмоциональный и поведенческий компо­ненты. В соответствии с этим детям предлагаются два типа диагно­стических заданий.

Ценностное отношение к природе предполагает понимание ребенком ее ценности и значения для человека, наличие интереса к природным объектам и деятельности с ними, осознание необходимости соблюдения правил и норм гуманного взаимодействия с животными и растениями. Это определяет содержание заданий 1 типа (беседа по вопросам, по кар­тинкам, по содержанию вербальной ситуации, наблюдение за поведени­ем в условиях практической ситуации), представленных далее.

 

Беседа по вопросам

Цель — изучить ценность природных объектов для дошкольника, выявить наличие у детей интереса к природным объектам и деятель­ности с ними.

Предъявление задания. С ребенком проводится беседа:

Любишь ли ты животных и растения?

С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с каки­ми не нравится? Почему?

Зачем нужны животные и растения?

Могут ли люди прожить без животных и растений?

Выясняется, есть ли у ребенка дома животные и растения, затем предлагается решить ситуацию: «Что бы ты хотел получить в подарок на день рождения — живое существо или игрушку? Почему?»

Далее дошкольнику предъявляется серия изображений детей, заня­тых различными видами деятельности, в том числе с природными объ­ектами (общение со щенком, кормление морской свинки, полив расте­ния, уборка клетки животного). Ребенку предлагается рассмотреть кар­тинки и выбрать наиболее привлекательную для него деятельность.

 

Беседа по картинкам

Цель — изучить представления детей о правилах и нормах поведе­ния в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимо­действии с животными и растениями.

Предъявление задания. Дошкольнику предлагается ответить на во­просы: «Как нужно относиться к животным и растениям? Почему?», а затем оценить изображенные на картинках позитивные и негативные поступки детей в природе, мотивировав свою оценку. Среди картинок предлагается отобрать такие, на которых изображено внешне доброе поведение детей, но по сути вредящее живому (дети одевают котенка, кормят щенка конфетой).

После оценки поведения детей в природе по картинкам с непра­вильными поступками ребенку задаются вопросы — как в нейтраль­ной: «Почему так поступать неправильно?», так и в личностной форме: «А ты так поступаешь? Почему ты так не делаешь?»

 

Диагностическая вербальная ситуация

Цель — определить, каково вербальное отношение ребенка к жи­вому объекту в ситуации выбора.

Предъявление задания. Дошкольнику предлагается вербальная си­туация, в которой герой делает выбор между помощью живому су­ществу и более приятным для себя делом: «Утром мама напомнила Косте, что нужно полить растения, сходить в магазин за молоком для котенка, и ушла на работу. Костя вышел на кухню, голодный Мурзик с надеждой потерся о его ноги. Мальчик подошел к окну, где стояли растения, и увидел, что они хотели пить: земля была сухой, а листики поникли и стали мягкими, словно тряпочки. И тут в окне Костя заметил своих приятелей с мячом, они собирались играть в футбол. Увидев Костю, мальчики обрадовались и закричали ему: „Костя, выходи скорее, у нас как раз нет вратаря!" Костя по­думал, что котенок и растения подождут, и побежал на улицу играть с друзьями».

 

Детям задаются следующие вопросы:

Хорошо ли поступил Костя? Почему?

Как бы ты поступил на его месте?

Какие добрые дела ты делал для животных и растений?

Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуа­ция, в которой дошкольнику необходимо сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.

 

Диагностическая практическая ситуация

Предъявление задания. Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в уходе животными или растениями. При этом в созданной обстановке рядом с животными и растениями располо­жены привлекательные игры и игрушки.

Ведется наблюдение за поведением дошкольника и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

При выполнении детьми заданий 1 типа фиксируется:

^ какие ценности природных объектов выделяются детьми, осознается

ли ими самоценность живых существ; изменяется ли отношение детей к объектам природы в зависимости от их внешней привлека­тельности;

^ является ли деятельность с природными объектами интересной для детей; что побуждает их к этой деятельности; каковы мотивы бережного и заботливого отношения к природе; су­ществует ли связь между знаниями о нормах взаимодействия с живот­ными и растениями и представлениями о них как живых существах; ^ меняется ли аргументация оценки поступков в природе при предъяв­лении дошкольнику задания в нейтральной и личностной формах. Задания 2 типа направлены на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и ее объектам в поведении детей.

Цель — выявить характер отношения детей к животным и расте­ниям: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность в естественных условиях.

Используется наблюдение за отношением детей к природе в есте­ственной обстановке (в группе и на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий в парк).

Наблюдение за отношением детей к живым существам в уголке природы или в комнате природы

Цель — изучить характер отношения детей к животным и расте­ниям в специально созданных условиях.

Созданные условия заключаются в том, что:

^ некоторые из живых существ нуждаются в помощи (нужно было полить растения, удалить с них пыль, покормить морскую свинку и попугаев, убрать их клетки и т. п.). Для этого нужно приготовить необходимые средства;

^ размещены материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т. п.), что позволяет создать для детей си­туацию выбора деятельности — с природными объектами или другой. Предъявление задания: 1—2 ребенка приглашаются в комнату, и им предлагается заняться в ней тем, чем они хотят.

Если дети самостоятельно не замечают необходимость помощи жи­вому, их внимание привлекается к состоянию животных и растений. У детей выясняется:

^ как себя чувствует живой объект;

^ как ребенок это узнал;

^ как ему можно помочь;

^ хотел бы ребенок помочь животному или растению.

Возможность проявления детьми ценностного отношения к живому, заботы о животных и растениях базируются на основе представлений о потребностях живого существа, практических умений ухода за ними, диагностические задания для изучения которых представлены выше.

При выполнении детьми заданий 2 типа фиксируется.

^ эмоциональные и речевые реакции по отношению к объектам при­роды; позитивные и негативные проявления отношения к живым существам;

^ интерес к животным и растениям и деятельности с ними;

^ инициатива в стремлении самостоятельно помочь нуждающимся в помощи животным и растениям; отношение ребенка к предложе­нию взрослого оказать помощь живому;

^ осознает ли ребенок направленность ухода на создание условий для жизни живого; использует ли он представления о растениях и жи­вотных как живых существах при определении их состояния и выборе способа оказания им помощи;

^ качество полученного ребенком результата ухода;

^ совпадает ли вербальное и реальное отношение детей к природным объектам.

Результаты выполнения детьми заданий 1 и 2 типов позволят по­лучить картину своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Оценку эколо­гической воспитанности можно осуществить на основе обобщенного показателя, включающего наличие у детей:

проявлений гуманного отношения к животным и растениям: доброжелательности и интереса к ним, стремления осуществлять позитивное взаимодействие с живыми существами, оберегать живое и заботиться о нем; / экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов при­роды и вытекающих из этого нормах отношения к ним; ^ практических умений, позволяющих ребенку осуществлять уход за животными и растениями и проявлять гуманное отношение к ним в деятельности.

 

Обобщение полученных результатов диагностики.

На основе обобщения материалов протоколов обследования детей возможно определить примерные уровни экологической воспитанности старших дошкольников. Представим характеристики каждого из уров­ней, на содержание которых будет удобно ориентироваться педагогу.

Низкий уровень. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направлен­ности. Отношение ситуативно, ребенок может проявлять то небреж­ность и даже агрессивность к объектам, то отдельные позитивные действия. При этом он действует неосознанно, механически, подра­жательно, может присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к непривле­кательным живым существам.

По собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодей­ствию с ними. Не принимает подобные предложения взрослого.

Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто неадекватные. Живыми считают неживые объек­ты, не относят растения к живому. Представления о нормах отношения к животным и растениям недифференцированы. Дети понимают, что в целом нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают по­чему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или долженствованием («так надо, по-другому нельзя»). Не выполняют правила в собственном поведении в природе.

Дети замечают яркие нарушения правил отношения к природе, не пресекают неправильное поведение, а присоединяются к нему.

Не владеют умениями осуществления ухода за живыми существами.

Средний уровень. Дети проявляют в целом положительное, избира­тельной направленности отношение к природе. Они бережно относят­ся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосред­ственное отношение к ним, привлекательны для них. С удовольстви­ем, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, проявляют интерес к проявлениям их жизни, состоянию. Появилась потребность во взаимодействии с таки­ми живыми объектами, в заботе о них.

К незнакомым или непривлекательным животным и растениям дети относятся настороженно, равнодушно, не замечают их нужды, не обращают внимания на их состояние. По собственной инициативе не стремятся к взаимодействию с ними, неохотно принимают предло­жения взрослого о взаимодействии с такими живыми объектами.

У детей сложились представления о живом, включающие сущест­венные признаки наряду с несущественными. Дети относят к живому преимущественно животных, выделяя отдельные существенные при­знаки живого у конкретных животных и растений. Не способны к обобщению по существенным признакам.

Представления о нормах отношения к животным и растениям ста­новятся более дифференцированными, дети выделяют отдельные пра­вила взаимодействия с конкретными объектами, применяют их при уходе за ними. Не распространяют известные правила на круг объектов.

Дети замечают нарушения правил поведения в природе, мотиви­руют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природ­ных объектов — практической пользой, красотой, обеспечением соб­ственной безопасности.

Характерно расхождение вербального и реального отношения к природе.

У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живы­ми существами, но дети действуют не всегда целесообразно. Детей увлекает процесс ухода, они не нацелены на результат. Трудовые дей­ствия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

Высокий уровень. Характерна выраженная положительная направ­ленность отношения к широкому кругу объектов, в поведении не на­блюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются па предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят ее необходимость. Испытывают удовольствие от того, что помогли живому объекту. Сформирована потребность в деятельности с природными объектами.

У детей сформирован широкий круг представлений о природных объектах, представления о живом достаточно существенны. При ха­рактеристике животных и растений как живых выделяют ряд сущест­венных признаков. Обобщают группу живых объектов.

Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Знания о нормах отношения к природным объектам достаточно дифференци­рованы, дети обобщают правила отношения к кругу объектов и рас­крывают по отношению к каждому объекту.

Вербальное и реальное отношение к природе совпадает. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого. Недостаточная степень актив­ности отношения к природе. Дети теряются в новых условиях, нестан­дартных ситуациях. Мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, признание разно­образия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому.

Качественно выполняют уход за живыми существами. В уходе нацелены на результат, понимают его направленность, действуют в основном разумно, но нет вариативности. Не достает инициативы и самостоятельности в осуществлении ухода за животными и расте­ниями.

Самый высокий уровень. Дети гуманно относятся ко всем живым су­ществам, в любых ситуациях проявляя осознанность, активность и ус­тойчивость отношения. Они отличаются готовностью и стремлением помогать природе, пожертвовать своим покоем ради хорошего состоя­ния живого. Предпочитают деятельность в природе, с ее объектами дру­гим; учитывают при ее осуществлении особенности животных и расте­ний как живых существ. С удовольствием ухаживают за ними, понимая направленность ухода, качественно выполняют все компоненты трудо­вого процесса, достигая важного для живого результата. Проявляют ус­тойчивый интерес к природе. Для многих детей натуралистическая де­ятельность становится увлечением. Дети проявляют активную позицию: требовательны к себе и к другим, вступают в активную защиту живого, поправляют последствия негативного отношения, пытаются предупре­дить негативные поступки других. Гуманное отношение к живому вы­ступает как проявление нравственной экологической потребности. Дети признают многообразное значение природы для человека, но мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает признание самоценности живого, бескорыстие ребенка, понимание нравственного смысла позитивных поступков в природе.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.09.2012)
Просмотров: 2383 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru