Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 07.10.2022, 01:08

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В СУЖДЕНИЯХ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Ценностное отношение как единство содержания и формы прояв­ления включает когнитивно-эмоциональный и поведенческий компо­ненты. В соответствии с этим детям предлагаются два типа диагно­стических заданий.

Ценностное отношение к природе предполагает понимание ребенком ее ценности и значения для человека, наличие интереса к природным объектам и деятельности с ними, осознание необходимости соблюдения правил и норм гуманного взаимодействия с животными и растениями. Это определяет содержание заданий 1 типа (беседа по вопросам, по кар­тинкам, по содержанию вербальной ситуации, наблюдение за поведени­ем в условиях практической ситуации), представленных далее.

 

Беседа по вопросам

Цель — изучить ценность природных объектов для дошкольника, выявить наличие у детей интереса к природным объектам и деятель­ности с ними.

Предъявление задания. С ребенком проводится беседа:

Любишь ли ты животных и растения?

С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с каки­ми не нравится? Почему?

Зачем нужны животные и растения?

Могут ли люди прожить без животных и растений?

Выясняется, есть ли у ребенка дома животные и растения, затем предлагается решить ситуацию: «Что бы ты хотел получить в подарок на день рождения — живое существо или игрушку? Почему?»

Далее дошкольнику предъявляется серия изображений детей, заня­тых различными видами деятельности, в том числе с природными объ­ектами (общение со щенком, кормление морской свинки, полив расте­ния, уборка клетки животного). Ребенку предлагается рассмотреть кар­тинки и выбрать наиболее привлекательную для него деятельность.

 

Беседа по картинкам

Цель — изучить представления детей о правилах и нормах поведе­ния в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимо­действии с животными и растениями.

Предъявление задания. Дошкольнику предлагается ответить на во­просы: «Как нужно относиться к животным и растениям? Почему?», а затем оценить изображенные на картинках позитивные и негативные поступки детей в природе, мотивировав свою оценку. Среди картинок предлагается отобрать такие, на которых изображено внешне доброе поведение детей, но по сути вредящее живому (дети одевают котенка, кормят щенка конфетой).

После оценки поведения детей в природе по картинкам с непра­вильными поступками ребенку задаются вопросы — как в нейтраль­ной: «Почему так поступать неправильно?», так и в личностной форме: «А ты так поступаешь? Почему ты так не делаешь?»

 

Диагностическая вербальная ситуация

Цель — определить, каково вербальное отношение ребенка к жи­вому объекту в ситуации выбора.

Предъявление задания. Дошкольнику предлагается вербальная си­туация, в которой герой делает выбор между помощью живому су­ществу и более приятным для себя делом: «Утром мама напомнила Косте, что нужно полить растения, сходить в магазин за молоком для котенка, и ушла на работу. Костя вышел на кухню, голодный Мурзик с надеждой потерся о его ноги. Мальчик подошел к окну, где стояли растения, и увидел, что они хотели пить: земля была сухой, а листики поникли и стали мягкими, словно тряпочки. И тут в окне Костя заметил своих приятелей с мячом, они собирались играть в футбол. Увидев Костю, мальчики обрадовались и закричали ему: „Костя, выходи скорее, у нас как раз нет вратаря!" Костя по­думал, что котенок и растения подождут, и побежал на улицу играть с друзьями».

 

Детям задаются следующие вопросы:

Хорошо ли поступил Костя? Почему?

Как бы ты поступил на его месте?

Какие добрые дела ты делал для животных и растений?

Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуа­ция, в которой дошкольнику необходимо сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.

 

Диагностическая практическая ситуация

Предъявление задания. Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в уходе животными или растениями. При этом в созданной обстановке рядом с животными и растениями располо­жены привлекательные игры и игрушки.

Ведется наблюдение за поведением дошкольника и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

При выполнении детьми заданий 1 типа фиксируется:

^ какие ценности природных объектов выделяются детьми, осознается

ли ими самоценность живых существ; изменяется ли отношение детей к объектам природы в зависимости от их внешней привлека­тельности;

^ является ли деятельность с природными объектами интересной для детей; что побуждает их к этой деятельности; каковы мотивы бережного и заботливого отношения к природе; су­ществует ли связь между знаниями о нормах взаимодействия с живот­ными и растениями и представлениями о них как живых существах; ^ меняется ли аргументация оценки поступков в природе при предъяв­лении дошкольнику задания в нейтральной и личностной формах. Задания 2 типа направлены на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и ее объектам в поведении детей.

Цель — выявить характер отношения детей к животным и расте­ниям: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность в естественных условиях.

Используется наблюдение за отношением детей к природе в есте­ственной обстановке (в группе и на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий в парк).

Наблюдение за отношением детей к живым существам в уголке природы или в комнате природы

Цель — изучить характер отношения детей к животным и расте­ниям в специально созданных условиях.

Созданные условия заключаются в том, что:

^ некоторые из живых существ нуждаются в помощи (нужно было полить растения, удалить с них пыль, покормить морскую свинку и попугаев, убрать их клетки и т. п.). Для этого нужно приготовить необходимые средства;

^ размещены материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т. п.), что позволяет создать для детей си­туацию выбора деятельности — с природными объектами или другой. Предъявление задания: 1—2 ребенка приглашаются в комнату, и им предлагается заняться в ней тем, чем они хотят.

Если дети самостоятельно не замечают необходимость помощи жи­вому, их внимание привлекается к состоянию животных и растений. У детей выясняется:

^ как себя чувствует живой объект;

^ как ребенок это узнал;

^ как ему можно помочь;

^ хотел бы ребенок помочь животному или растению.

Возможность проявления детьми ценностного отношения к живому, заботы о животных и растениях базируются на основе представлений о потребностях живого существа, практических умений ухода за ними, диагностические задания для изучения которых представлены выше.

При выполнении детьми заданий 2 типа фиксируется.

^ эмоциональные и речевые реакции по отношению к объектам при­роды; позитивные и негативные проявления отношения к живым существам;

^ интерес к животным и растениям и деятельности с ними;

^ инициатива в стремлении самостоятельно помочь нуждающимся в помощи животным и растениям; отношение ребенка к предложе­нию взрослого оказать помощь живому;

^ осознает ли ребенок направленность ухода на создание условий для жизни живого; использует ли он представления о растениях и жи­вотных как живых существах при определении их состояния и выборе способа оказания им помощи;

^ качество полученного ребенком результата ухода;

^ совпадает ли вербальное и реальное отношение детей к природным объектам.

Результаты выполнения детьми заданий 1 и 2 типов позволят по­лучить картину своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Оценку эколо­гической воспитанности можно осуществить на основе обобщенного показателя, включающего наличие у детей:

проявлений гуманного отношения к животным и растениям: доброжелательности и интереса к ним, стремления осуществлять позитивное взаимодействие с живыми существами, оберегать живое и заботиться о нем; / экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов при­роды и вытекающих из этого нормах отношения к ним; ^ практических умений, позволяющих ребенку осуществлять уход за животными и растениями и проявлять гуманное отношение к ним в деятельности.

 

Обобщение полученных результатов диагностики.

На основе обобщения материалов протоколов обследования детей возможно определить примерные уровни экологической воспитанности старших дошкольников. Представим характеристики каждого из уров­ней, на содержание которых будет удобно ориентироваться педагогу.

Низкий уровень. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направлен­ности. Отношение ситуативно, ребенок может проявлять то небреж­ность и даже агрессивность к объектам, то отдельные позитивные действия. При этом он действует неосознанно, механически, подра­жательно, может присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к непривле­кательным живым существам.

По собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодей­ствию с ними. Не принимает подобные предложения взрослого.

Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто неадекватные. Живыми считают неживые объек­ты, не относят растения к живому. Представления о нормах отношения к животным и растениям недифференцированы. Дети понимают, что в целом нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают по­чему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или долженствованием («так надо, по-другому нельзя»). Не выполняют правила в собственном поведении в природе.

Дети замечают яркие нарушения правил отношения к природе, не пресекают неправильное поведение, а присоединяются к нему.

Не владеют умениями осуществления ухода за живыми существами.

Средний уровень. Дети проявляют в целом положительное, избира­тельной направленности отношение к природе. Они бережно относят­ся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосред­ственное отношение к ним, привлекательны для них. С удовольстви­ем, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, проявляют интерес к проявлениям их жизни, состоянию. Появилась потребность во взаимодействии с таки­ми живыми объектами, в заботе о них.

К незнакомым или непривлекательным животным и растениям дети относятся настороженно, равнодушно, не замечают их нужды, не обращают внимания на их состояние. По собственной инициативе не стремятся к взаимодействию с ними, неохотно принимают предло­жения взрослого о взаимодействии с такими живыми объектами.

У детей сложились представления о живом, включающие сущест­венные признаки наряду с несущественными. Дети относят к живому преимущественно животных, выделяя отдельные существенные при­знаки живого у конкретных животных и растений. Не способны к обобщению по существенным признакам.

Представления о нормах отношения к животным и растениям ста­новятся более дифференцированными, дети выделяют отдельные пра­вила взаимодействия с конкретными объектами, применяют их при уходе за ними. Не распространяют известные правила на круг объектов.

Дети замечают нарушения правил поведения в природе, мотиви­руют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природ­ных объектов — практической пользой, красотой, обеспечением соб­ственной безопасности.

Характерно расхождение вербального и реального отношения к природе.

У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живы­ми существами, но дети действуют не всегда целесообразно. Детей увлекает процесс ухода, они не нацелены на результат. Трудовые дей­ствия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

Высокий уровень. Характерна выраженная положительная направ­ленность отношения к широкому кругу объектов, в поведении не на­блюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются па предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят ее необходимость. Испытывают удовольствие от того, что помогли живому объекту. Сформирована потребность в деятельности с природными объектами.

У детей сформирован широкий круг представлений о природных объектах, представления о живом достаточно существенны. При ха­рактеристике животных и растений как живых выделяют ряд сущест­венных признаков. Обобщают группу живых объектов.

Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Знания о нормах отношения к природным объектам достаточно дифференци­рованы, дети обобщают правила отношения к кругу объектов и рас­крывают по отношению к каждому объекту.

Вербальное и реальное отношение к природе совпадает. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого. Недостаточная степень актив­ности отношения к природе. Дети теряются в новых условиях, нестан­дартных ситуациях. Мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, признание разно­образия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому.

Качественно выполняют уход за живыми существами. В уходе нацелены на результат, понимают его направленность, действуют в основном разумно, но нет вариативности. Не достает инициативы и самостоятельности в осуществлении ухода за животными и расте­ниями.

Самый высокий уровень. Дети гуманно относятся ко всем живым су­ществам, в любых ситуациях проявляя осознанность, активность и ус­тойчивость отношения. Они отличаются готовностью и стремлением помогать природе, пожертвовать своим покоем ради хорошего состоя­ния живого. Предпочитают деятельность в природе, с ее объектами дру­гим; учитывают при ее осуществлении особенности животных и расте­ний как живых существ. С удовольствием ухаживают за ними, понимая направленность ухода, качественно выполняют все компоненты трудо­вого процесса, достигая важного для живого результата. Проявляют ус­тойчивый интерес к природе. Для многих детей натуралистическая де­ятельность становится увлечением. Дети проявляют активную позицию: требовательны к себе и к другим, вступают в активную защиту живого, поправляют последствия негативного отношения, пытаются предупре­дить негативные поступки других. Гуманное отношение к живому вы­ступает как проявление нравственной экологической потребности. Дети признают многообразное значение природы для человека, но мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает признание самоценности живого, бескорыстие ребенка, понимание нравственного смысла позитивных поступков в природе.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.09.2012)
Просмотров: 3224 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2022
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru