Цель — выяснить, умеют ли дети принимать цель деятельности
экологического содержания, мотив; выделяют ли предмет труда, его особенности,
значимые для предстоящего процесса ухода; способен ли ребенок предвидеть
результат, умеет ли отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет
ли практическими умениями деятельности в природе (уход, выращивание растения),
умеет ли соотносить результат труда с целью.
Стимульные материалы. Комнатные растения, требующие разных
действий для удовлетворения потребностей (удаление пыли, поливка, рыхление);
набор оборудования для осуществления ухода и не нужного для него; картинки с
изображениями оборудования, практических действий процесса ухода; игровой персонаж
(например, Незнайка).
Предъявление заданий.
Сначала у ребенка выясняется:
Хотел бы он осуществить уход за растениями?
Почему он захотел или не захотел помогать растениям?
Для чего за ними нужно ухаживать?
Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями.
Предлагает разную мотивацию, начиная с наиболее сложной (по уровню сложности
выделяют познавательную, практическую и игровую мотивации):
Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно
ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли, были здоровыми и красивыми?
(Познавательная мотивация.)
Помоги мне (или дежурному), пожалуйста, полить растения, порыхлить
их, убрать с них пыль. (Практическая мотивация.)
Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?
(Игровая мотивация.)
Каждая следующая мотивация предлагается в том случае, если ребенок
не принимает предшествующую.
Затем педагог предлагает ребенку отобрать два растения из
уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и
объяснить, почему он выбрал именно эти растения. Ребенку необходимо ответить,
что произойдет, какими будут растения после того, как он осуществит уход за
ними.
Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности
своих действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае
затруднения следует предложить ребенку набор картинок с изображением
практических действий по удалению пыли с растений и последовательно их
разложить (можно предложить задание в виде игры «Путаница»).
Педагог предлагает ребенку отобрать необходимое для ухода за
растениями оборудование и ставит его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми
инструментами и оборудованием предлагает не нужные для данного способа ухода
(например, сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и
др.).
Педагог предлагает ребенку показать Незнайке, как правильно поливать
растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений, и объяснить ему,
почему нужно делать именно так.
Предлагается также проверить, правильно ли растения размещены
по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву;
объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что
растение необходимо полить.
Далее педагог просят ребенка рассказать, из чего можно
вырастить растение (герань, традесканцию (черенок), амариллис (луковица) и др.);
просит показать, как надо посадить растение, чтобы оно выросло.
Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было
сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось?
В ходе диагностики педагог заполняет протокол, внося в него
данные об овладении детьми деятельностью по уходу за живыми объектами. |