Индивидуальная беседа
Цель — выявить характер представлений детей о живом.
1 часть
В этой части беседы выявляются представления дошкольников о
существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни живого
организма.
Предъявление задания. Ребенку предъявляются 10 картинок с изображением
объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце,
дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет), и предлагается
выбрать из картинок все живое. После этого задаются вопросы:
Как ты узнал, что все это живое?
Почему ты считаешь, что это... (называется конкретное
животное, растение) живое?
Расскажи, что есть, какие части или органы у... (называется
конкретное животное, растение)!
Зачем нужны... (называются части и органы)!
Сможет ли... (называется объект) жить без... (называются части
и органы)! Почему?
2 часть
В этой части беседы акцент делается на изучении представлений
детей о свойствах целостного живого организма — его потребностях в условиях
среды, состоянии живого как показателя степени удовлетворенности его
потребностей.
Предъявление задания. Ребенку задаются вопросы:
Как ты думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и
хорошо себя чувствовать?
Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Зачем? Почему
именно так?
Как себя чувствует это растение? Как ты это узнал? Как ему помочь?
3 часть
Эта часть беседы посвящается выявлению представлений дошкольников
о приспособлении живых существ к различным средам обитания для удовлетворения
потребностей и о сложившихся в экосистеме взаимосвязях.
Предъявление задания. Ребенку предъявляются цветные изображения
основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки
животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: Незнайка (или другой
игровой персонаж) перепутал животных и их среды обитания. Задаются вопросы:
Правильно ли Незнайка «расселил» животных? Почему?
Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось.
Почему... (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда
обитания)!
Как ты думаешь, хорошо ли разным животным и растениям жить
вместе в лесу?
В ходе беседы можно использовать (в сокращении) рассказы из
книги Н.Сладкова «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина», отражающие
нарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку
предлагалось оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.
При выполнении задания
фиксируется следующее:
V какие объекты ребенок относит к живому;
V выделяет ли существенные признаки живого, какие из названных
признаков для ребенка являются значимыми при отнесении к группе «живые
существа»;
V знает ли ребенок органы и функции основных органов животных
и растений, осознает ли связи между органами и их функциями внутри организма,
между особенностями среды и строением и поведением живого, связи в экосистеме;
V какие потребности называет у животных и растений, на какие
признаки состояния объекта ориентируется, соотносит ли состояние живого
существа и способ оказания ему помощи;
V понимает ли зависимость нормальной жизнедеятельности живого
от целостности сложившихся связей.
Форма протокола обследования экологических представлений детей
Фамилия, имя ребенка______
Возраст (полных лет, месяцы)__
Дата проведения диагностики_.______
№ п/п
|
Диагностические задания
|
Ответ ребенка
|
Особенности проявлении и эмоционального состояния ребенка
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
Критерии оценки экологических представлений у детей
дошкольного возраста:
^ полнота (или объем) знаний — многообразие объектов и сторон
познаваемого объекта;
^ существенность знаний — выделение существенного в объекте;
^ обобщенность знаний — выявление существенных признаков и сущности
целого класса объектов, объективных связей внутри класса;
^
системность знаний — познание совокупности объективных существенных связей;
целостное рассмотрение объектов в единстве внутренних и внешних связей,
воспроизводящее содержание и структуру понятий о них. |