В условиях создания поликультурного пространства и
ориентации современного общества на гуманистические ценности особую значимость
приобретает установка людей на построение бесконфликтных взаимоотношений и
конструктивное разрешение возникающих конфликтов. Отсюда возрастает
необходимость воспитания у подрастающего поколения таких личностных качеств,
как толерантность и этнотолерантность, которые являются базой для решения
межнациональных проблем и конфликтов на основе общего позитивного принятия
окружающих.
Процесс поликультурной социализации начинается с
вхождения в культуру своего народа, с формирования этнической идентичности в
дошкольном детстве, когда ребенок спонтанно приобретает первые фрагментарные
знания о своей этнической принадлежности (Ж. Пиаже). В современных
отечественных исследованиях отмечается, что сегодня чувство национальной
принадлежности зарождается у детей дошкольного возраста раньше и что они
становятся особо чувствительными к национальному фактору (А. О. Бороноева, Э.
К. Суслова, Т. Г. Стефаненко и др.).
Отношение к человеку другой национальности начинает
формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных
проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей.
Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям
разных национальностей. Однако имеют место и проявления иного отношения: смех,
испуг при встрече с людьми других рас или национальностей, отказ вступать в
общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограниченный
жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других
национальностей и культуры общения с ними.
Нужно иметь в виду: на данном этапе система личностных
нравственно-ценностных ориентации дошкольника складывается под воздействием
окружающего общества. Взрослые выполняют ведущую роль в становлении личности
ребенка, являются конкретными носителями общественных ценностей, которые
служат ребенку образцами для подражания.
Анализ немногочисленных исследований данной проблемы
позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста можно
воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
Вместе с тем, проявление дошкольниками этнической толерантности изучено в
современной психологии и педагогике недостаточно и почти не становилось
предметом специального исследования. Это делает актуальным поиск способов
диагностирования особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного
возраста, а также изучение своеобразия отношения взрослых (педагогов и
родителей) к данной проблеме.
Предмет диагностики: изучить особенности проявления
этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста и своеобразие отношения
взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этнотолерантности у
дошкольников.
Комплексная методика включает два направления: диагностическое
исследование этнотолерантных установок дошкольников и взрослых (воспитателей
детского сада и родителей детей).
Цель первого направления диагностики — определить
особенности проявления этнотолерантности у детей 5—7 лет.
При формулировании задач диагностики учитывается, что в
современной педагогической науке выделяются три основных компонента
этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный компонент (знания),
эмоциональный компонент (отношение) и практический компонент (умение
взаимодействовать с людьми в разнообразных ситуациях с позиции применения
имеющихся знаний и толерантных установок).
Это позволяет сформулировать следующие задачи.
1. Определить уровень знаний детей о расовых;
национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой
расы (национальности).
2. Определить уровень развития эмоционального компонента
этнотолерантности у детей 5—7 лет.
3. Выявить уровень, сформированности представлений у
детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении
к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с
ними.
5. В соответствии с поставленными задачами проводятся
беседы и три экспериментальных ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен
твой совет», «Невыдуманная история»).
Индивидуальная беседа № 1
(адаптированная методика Е.И.Николаевой, М. Л. Поведенок)
Цель — изучить особенности представлений детей о расовых,
национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению
вопросов о расах и этносах.
Стимульный материал: глобус, карта мира с изображениями
жителей Земли.
Предъявление задания.
Посмотри на глобус (карту мира) — как много на земле
разных морей, земель, рек, гор! Знаешь, на планете есть несколько континентов
— огромных территорий, которые называются: Африка, Америка, Евразия,
Австралия- На них расположено множество стран, в которых живут люди, не похожие
друг на друга внешне. Например, у них кожа отличается по цвету.
Людей с каким цветом кожи ты знаешь? Где они живут —
назови, а я покажу на карте (глобусе).
Если ребенок не может ответить на вопросы, то взрослый дополнительно
спрашивает у него:
Какого цвета твоя кожа? Все называют нас людьми белой
расы. На каких континентах, в каких странах еще живут люди белой расы?
А ты знаешь, что в Африке живут негры? Мы называем их
людьми черной расы. А в Азии живут люди с желтым цветом кожи.
Ты бы хотел(а) бы поиграть с детьми другой расы? Какой?
Знаешь ли ты, что на земле живут люди разных
национальностей?
Какие национальности ты знаешь?
Хотел(а) бы ты поиграть с детьми других национальностей?
Каких? Как ты думаешь, в какие игры играют эти дети? В какие игры вы бы играли?
Знаешь ли ты, что в разных странах люди по-разному
отмечают праздники?
Ты бы хотел(а) узнать, как отмечают праздники дети в
других странах?
Как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех национальностей?
Способы обработки и анализа материалов задания
представлены после беседы №2.
Индивидуальная беседа №2
Цель — определить своеобразие представлений детей о
национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни
сверстников ближнего зарубежья, а также изучить интерес дошкольников к
этническим проблемам.
Вопросы:
Знаешь ли ты, что в России живут люди различных
национальностей?
Людей каких национальностей (рас), которые живут в
России, ты знаешь?
Кто ты по национальности (расе — цвету кожи)? Есть ли в
твоей семье родственники другой национальности? Какой?
Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности
(расы)? Какой?
Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности
(расы)? Какой?
Что ты можешь о них рассказать?
Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности?
Почему?
Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности
(расы)? Почему?
В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности
(расы)?
Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы
бесед № 1 и №2
В процессе бесед ответы детей на вопросы с позиции
проявления этнотолерантных установок фиксируются и оцениваются баллами.
1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности
(представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых
знаний).
1 балл — представления отсутствуют, иногда ошибочны или
отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
2 балла — представления о расовых, национальных и
культурных особенностях людей мира
отсутствуют или очень
фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о
национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления,
формализованы, неосознанны, получены исключительно из житейского опыта,
несистемные; ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания,
иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.
3 балла — представления более полные, недостаточно
систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач,
кинофильмов, реже — на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых
знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего
мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного
мнения.
2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности
(интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную
совместную деятельность с детьми других национальностей).
1 балл — интерес к этнической проблематике отсутствует,
часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и
национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностранными детьми.
2 балла — отношение к сверстнику другой расы и национальности
индифферентно, интерес неустойчив, изменяется под воздействием внешней
ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко
выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при
этом не может мотивировать свою позицию.
3 балла — интерес к представителям разных этносов выражен
достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой
проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые
бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми
других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других
национальностей), при этом мотивирует и аргументирует свою позицию.
Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.
|