Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 26.09.2018, 01:45

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В условиях создания поликультурного пространства и ориентации современного общества на гуманистические ценности особую значи­мость приобретает установка людей на построение бесконфликтных взаимоотношений и конструктивное разрешение возникающих кон­фликтов. Отсюда возрастает необходимость воспитания у подрастаю­щего поколения таких личностных качеств, как толерантность и этнотолерантность, которые являются базой для решения межнацио­нальных проблем и конфликтов на основе общего позитивного принятия окружающих.

Процесс поликультурной социализации начинается с вхождения в культуру своего народа, с формирования этнической идентичности в дошкольном детстве, когда ребенок спонтанно приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности (Ж. Пиаже). В современных отечественных исследованиях отмечается, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей дошкольного возраста раньше и что они становятся особо чув­ствительными к национальному фактору (А. О. Бороноева, Э. К. Сус­лова, Т. Г. Стефаненко и др.).

Отношение к человеку другой национальности начинает формиро­ваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других наци­ональностей. Большинство детей старшего дошкольного возраста поло­жительно относятся к людям разных национальностей. Однако имеют место и проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людь­ми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограничен­ный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними.

Нужно иметь в виду: на данном этапе система личностных нрав­ственно-ценностных ориентации дошкольника складывается под воз­действием окружающего общества. Взрослые выполняют ведущую роль в становлении личности ребенка, являются конкретными носи­телями общественных ценностей, которые служат ребенку образцами для подражания.

Анализ немногочисленных исследований данной проблемы позво­ляет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста можно воспитывать толерантное отношение к представителям других нацио­нальностей. Вместе с тем, проявление дошкольниками этнической то­лерантности изучено в современной психологии и педагогике недо­статочно и почти не становилось предметом специального исследова­ния. Это делает актуальным поиск способов диагностирования особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего до­школьного возраста, а также изучение своеобразия отношения взрос­лых (педагогов и родителей) к данной проблеме.

Предмет диагностики: изучить особенности проявления этнотоле­рантности у детей старшего дошкольного возраста и своеобразие от­ношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этното­лерантности у дошкольников.

Комплексная методика включает два направления: диагностичес­кое исследование этнотолерантных установок дошкольников и взрос­лых (воспитателей детского сада и родителей детей).

Цель первого направления диагностики — определить особенности проявления этнотолерантности у детей 5—7 лет.

При формулировании задач диагностики учитывается, что в совре­менной педагогической науке выделяются три основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный компонент (знания), эмоциональный компонент (отношение) и практический компонент (умение взаимодействовать с людьми в разнообразных си­туациях с позиции применения имеющихся знаний и толерантных установок).

Это позволяет сформулировать следующие задачи.

1. Определить уровень знаний детей о расовых; национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику дру­гой расы (национальности).

2. Определить уровень развития эмоционального компонента эт­нотолерантности у детей 5—7 лет.

3. Выявить уровень, сформированности представлений у детей стар­шего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном от­ношении к детям другой национальности и умений налаживать дру­жеские взаимоотношения с ними.

5. В соответствии с поставленными задачами проводятся беседы и три экспериментальных ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).

 

Индивидуальная беседа № 1

(адаптированная методика Е.И.Николаевой, М. Л. Поведенок)

Цель — изучить особенности представлений детей о расовых, на­циональных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.

Стимульный материал: глобус, карта мира с изображениями жите­лей Земли.

Предъявление задания.

Посмотри на глобус (карту мира) — как много на земле разных морей, земель, рек, гор! Знаешь, на планете есть несколько конти­нентов — огромных территорий, которые называются: Африка, Аме­рика, Евразия, Австралия- На них расположено множество стран, в которых живут люди, не похожие друг на друга внешне. Например, у них кожа отличается по цвету.

Людей с каким цветом кожи ты знаешь? Где они живут — назови, а я покажу на карте (глобусе).

Если ребенок не может ответить на вопросы, то взрослый до­полнительно спрашивает у него:

Какого цвета твоя кожа? Все называют нас людьми белой расы. На каких континентах, в каких странах еще живут люди белой расы?

А ты знаешь, что в Африке живут негры? Мы называем их людь­ми черной расы. А в Азии живут люди с желтым цветом кожи.

Ты бы хотел(а) бы поиграть с детьми другой расы? Какой?

Знаешь ли ты, что на земле живут люди разных национальностей?

Какие национальности ты знаешь?

Хотел(а) бы ты поиграть с детьми других национальностей? Каких? Как ты думаешь, в какие игры играют эти дети? В какие игры вы бы играли?

Знаешь ли ты, что в разных странах люди по-разному отмечают праздники?

Ты бы хотел(а) узнать, как отмечают праздники дети в других странах?

Как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех нацио­нальностей?

Способы обработки и анализа материалов задания представлены после беседы №2.

 

Индивидуальная беседа №2

Цель — определить своеобразие представлений детей о националь­ностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников ближнего зарубежья, а также изучить интерес дошколь­ников к этническим проблемам.

Вопросы:

Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальнос­тей?

Людей каких национальностей (рас), которые живут в России, ты знаешь?

Кто ты по национальности (расе — цвету кожи)? Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?

Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности (расы)? Какой?

Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности (расы)? Какой?

Что ты можешь о них рассказать?

Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? По­чему?

Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы)? Почему?

В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)?

 

Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы бесед № 1 и №2

В процессе бесед ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок фиксируются и оцениваются баллами.

1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получе­нию новых знаний).

1 балл — представления отсутствуют, иногда ошибочны или отры­вочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расши­рению.

2 балла — представления о расовых, национальных и культурных осо­бенностях   людей   мира   отсутствуют   или   очень   фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о националь­ностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, неосознанны, получены исключительно из житейского опыта, несистемные; ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.

3 балла — представления более полные, недостаточно система­тизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра те­лепередач, кинофильмов, реже — на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.

 

2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (ин­терес к представителям разных этносов, желание организовывать содер­жательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

1 балл — интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностран­ными детьми.

2 балла — отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес неустойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

3 балла — интерес к представителям разных этносов выражен до­статочно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментато­ром по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с раз­ными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познако­миться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивирует и аргументирует свою позицию.

Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 1199 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru