Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 24.04.2024, 09:41

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В условиях создания поликультурного пространства и ориентации современного общества на гуманистические ценности особую значи­мость приобретает установка людей на построение бесконфликтных взаимоотношений и конструктивное разрешение возникающих кон­фликтов. Отсюда возрастает необходимость воспитания у подрастаю­щего поколения таких личностных качеств, как толерантность и этнотолерантность, которые являются базой для решения межнацио­нальных проблем и конфликтов на основе общего позитивного принятия окружающих.

Процесс поликультурной социализации начинается с вхождения в культуру своего народа, с формирования этнической идентичности в дошкольном детстве, когда ребенок спонтанно приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности (Ж. Пиаже). В современных отечественных исследованиях отмечается, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей дошкольного возраста раньше и что они становятся особо чув­ствительными к национальному фактору (А. О. Бороноева, Э. К. Сус­лова, Т. Г. Стефаненко и др.).

Отношение к человеку другой национальности начинает формиро­ваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других наци­ональностей. Большинство детей старшего дошкольного возраста поло­жительно относятся к людям разных национальностей. Однако имеют место и проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людь­ми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограничен­ный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними.

Нужно иметь в виду: на данном этапе система личностных нрав­ственно-ценностных ориентации дошкольника складывается под воз­действием окружающего общества. Взрослые выполняют ведущую роль в становлении личности ребенка, являются конкретными носи­телями общественных ценностей, которые служат ребенку образцами для подражания.

Анализ немногочисленных исследований данной проблемы позво­ляет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста можно воспитывать толерантное отношение к представителям других нацио­нальностей. Вместе с тем, проявление дошкольниками этнической то­лерантности изучено в современной психологии и педагогике недо­статочно и почти не становилось предметом специального исследова­ния. Это делает актуальным поиск способов диагностирования особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего до­школьного возраста, а также изучение своеобразия отношения взрос­лых (педагогов и родителей) к данной проблеме.

Предмет диагностики: изучить особенности проявления этнотоле­рантности у детей старшего дошкольного возраста и своеобразие от­ношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этното­лерантности у дошкольников.

Комплексная методика включает два направления: диагностичес­кое исследование этнотолерантных установок дошкольников и взрос­лых (воспитателей детского сада и родителей детей).

Цель первого направления диагностики — определить особенности проявления этнотолерантности у детей 5—7 лет.

При формулировании задач диагностики учитывается, что в совре­менной педагогической науке выделяются три основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный компонент (знания), эмоциональный компонент (отношение) и практический компонент (умение взаимодействовать с людьми в разнообразных си­туациях с позиции применения имеющихся знаний и толерантных установок).

Это позволяет сформулировать следующие задачи.

1. Определить уровень знаний детей о расовых; национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику дру­гой расы (национальности).

2. Определить уровень развития эмоционального компонента эт­нотолерантности у детей 5—7 лет.

3. Выявить уровень, сформированности представлений у детей стар­шего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном от­ношении к детям другой национальности и умений налаживать дру­жеские взаимоотношения с ними.

5. В соответствии с поставленными задачами проводятся беседы и три экспериментальных ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).

 

Индивидуальная беседа № 1

(адаптированная методика Е.И.Николаевой, М. Л. Поведенок)

Цель — изучить особенности представлений детей о расовых, на­циональных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.

Стимульный материал: глобус, карта мира с изображениями жите­лей Земли.

Предъявление задания.

Посмотри на глобус (карту мира) — как много на земле разных морей, земель, рек, гор! Знаешь, на планете есть несколько конти­нентов — огромных территорий, которые называются: Африка, Аме­рика, Евразия, Австралия- На них расположено множество стран, в которых живут люди, не похожие друг на друга внешне. Например, у них кожа отличается по цвету.

Людей с каким цветом кожи ты знаешь? Где они живут — назови, а я покажу на карте (глобусе).

Если ребенок не может ответить на вопросы, то взрослый до­полнительно спрашивает у него:

Какого цвета твоя кожа? Все называют нас людьми белой расы. На каких континентах, в каких странах еще живут люди белой расы?

А ты знаешь, что в Африке живут негры? Мы называем их людь­ми черной расы. А в Азии живут люди с желтым цветом кожи.

Ты бы хотел(а) бы поиграть с детьми другой расы? Какой?

Знаешь ли ты, что на земле живут люди разных национальностей?

Какие национальности ты знаешь?

Хотел(а) бы ты поиграть с детьми других национальностей? Каких? Как ты думаешь, в какие игры играют эти дети? В какие игры вы бы играли?

Знаешь ли ты, что в разных странах люди по-разному отмечают праздники?

Ты бы хотел(а) узнать, как отмечают праздники дети в других странах?

Как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех нацио­нальностей?

Способы обработки и анализа материалов задания представлены после беседы №2.

 

Индивидуальная беседа №2

Цель — определить своеобразие представлений детей о националь­ностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников ближнего зарубежья, а также изучить интерес дошколь­ников к этническим проблемам.

Вопросы:

Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальнос­тей?

Людей каких национальностей (рас), которые живут в России, ты знаешь?

Кто ты по национальности (расе — цвету кожи)? Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?

Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности (расы)? Какой?

Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности (расы)? Какой?

Что ты можешь о них рассказать?

Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? По­чему?

Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы)? Почему?

В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)?

 

Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы бесед № 1 и №2

В процессе бесед ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок фиксируются и оцениваются баллами.

1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получе­нию новых знаний).

1 балл — представления отсутствуют, иногда ошибочны или отры­вочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расши­рению.

2 балла — представления о расовых, национальных и культурных осо­бенностях   людей   мира   отсутствуют   или   очень   фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о националь­ностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, неосознанны, получены исключительно из житейского опыта, несистемные; ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.

3 балла — представления более полные, недостаточно система­тизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра те­лепередач, кинофильмов, реже — на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.

 

2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (ин­терес к представителям разных этносов, желание организовывать содер­жательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

1 балл — интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностран­ными детьми.

2 балла — отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес неустойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

3 балла — интерес к представителям разных этносов выражен до­статочно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментато­ром по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с раз­ными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познако­миться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивирует и аргументирует свою позицию.

Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 2948 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru