Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек
пятого года жизни разработаны следующие критерии:
частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек;
частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек;
привлекающие мальчиков и девочек игрушки;
предпочитаемые партнеры по игре.
Для выявления особенностей отношения к сюжетно-ролевой
игре и игровых интересов мальчиков и девочек пятого года жизни дома
используется интервьюирование родителей по следующим вопросам.
Часто ли ваш ребенок играет дома?
Во что, в какие игры ваш ребенок играет? Какие игрушки
наиболее интересны для него?
Какая любимая игра у вашего ребенка?
Каковы источники сюжетов игры (телесериалы, кинофильмы,
телепередачи, реклама, рассказы взрослых, мультфильмы, сказки, книги и др.)?
Играете ли вы с ребенком? С кем ребенок чаще играет — с
мамой или с папой?
Предлагаете ли вы своему ребенку игры своего детства?
Какие?
Предлагаете ли вы своему ребенку новые игры? Какие?
Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть ваш
ребенок (с мальчиками или девочками)? Во что любит играть ребенок на улице?
Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста,
как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе, в какие игры;
часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы,
Игры (какие?) и т.д.?
При анализе ответов родителей следует обратить внимание
на то, в какие игры предпочитает играть ребенок дома, каковы источники их
происхождения, с родителем или ребенком какого пола он больше всего любит
играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребенка в детском саду и
семье. Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они
взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности.
Для изучения особенностей игровых умений мальчиков и
девочек пятого года жизни используется неоднократное наблюдение за самостоятельной
сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек.
Цель серии первых наблюдений — изучить особенности
игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни. Оно проводится в естественных
условиях по показателям, выделенным Д. Б. Элькониным.
1. Умение осуществлять процесс сюжетосложения.
2. Умение организовать игру.
3. Умение распределять роли. Активность в распределении
ролей (без конфликтов с другими детьми).
4. Ребенок выступает инициатором новых ролей и новых идей
в развитии сюжета.
5. Умение ребенка совместно строить и развивать сюжет
игры.
6. Ребенок является участником нескольких событий,
включенных в сюжет.
7. Умение отражать ряд сюжетных логических эпизодов в
игре.
8. Умение вступать в ролевое взаимодействие на длительное
время.
9. Умение словесно обозначать выполняемую роль.
10. Умение передавать характерные особенности персонажа
игры.
11. Умение использовать игрушки ь игре.
12. Умение завершить игру.
Выделена еще одна линия при анализе результатов
наблюдения — более детального исследования игровых умений мальчиков и девочек.
Для этого разработаны следующие критерии:
тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек;
выбор партнеров по игре (только мальчики; только девочки;
и мальчики и девочки; игрушки — предпочтение мальчиков и девочек; ребенок
играет один);
роли, выбираемые мальчиками и девочками, и характер
распределения ролей у тех и других;
особенности сюжетосложения у мальчиков и девочек;
характер использования игрушек мальчиками и девочками;
характер ролевых действий у мальчиков и девочек.
В целом наблюдение позволяет изучить особенности игровых
умений мальчиков и девочек пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре: умение
организовать игру; распределение ролей; умение вступать в ролевое взаимодействие
на длительное время; насколько разнообразны игровые роли и тематика
сюжетно-ролевых игр; особенности сюжетосложения у мальчиков и девочек;
характер ролевых действий у мальчиков и девочек; характер использования игрушек
мальчиками и девочками.
Цель второго наблюдения — изучить особенности игрового
взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.
Предыдущее наблюдение позволяет исследовать в большей
степени уровень развития игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни в
сюжетно-ролевой игре. Некоторые критерии этого наблюдения являются формальными
(умение есть — умения нет), что не позволяет раскрыть особенности некоторых
умений, например игрового взаимодействия. Игровое взаимодействие влияет на ход
игры, является ее кульминацией. Именно в среднем дошкольном возрасте ярко проявляется
интерес к игре с детьми своего пола. В связи с этим мальчики и девочки
по-разному отражают реальную действительность в сюжетно-ролевых играх. Таким
образом, в игровом взаимодействии девочек и мальчиков есть свои особенности,
которые необходимо знать педагогу, так как именно он является главной фигурой
в воспитании дошкольников в детском саду.
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой
мальчиков и девочек проводится в естественных условиях по следующим
показателям, разработанным Н.Н.Серовой.
1. Длительность ролевого взаимодействия.
2. Действия разнообразны и отражают богатство действий,
совершаемых ребенком в условиях роли.
3. Действия направлены к разным персонажам игры.
4. В игровом сюжете действия развертываются в
последовательности.
5. Передает характерные особенности персонажа:
— своего пола;
— противоположного пола.
6. Объединение в игре на основе интереса детей друг
другу.
Особенности игрового взаимодействия мальчиков и девочек в
условиях сюжетно-ролевой игры
Пол детей__
Показатели наблюдения
|
Результат наблюдения
(«+»; «—»)
|
Примечание
|
Длительность ролевого взаимодействия
|
|
|
Действия разнообразны и отражают богатство действий,
совершаемых ребенком в условиях роли
|
|
|
Действия направлены к разным персонажам игры
|
|
|
В игровом сюжете действия развертываются в последовательности
|
|
|
Передает характерные особенности персонажа:
— своего пола;
— противоположного пола
|
|
|
Объединение в игре на основе интереса детей друг Другу
|
|
|
Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию
|
|
|
|
Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре
|
|
|
|
Беспроблемное взаимодействие с детьми в игре
|
|
|
|
Пытается справедливо решить споры и конфликты в игре
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для выявления особенностей игрового взаимодействия
мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры разработаны следующие
критерии:
длительность ролевого взаимодействия;
разнообразие ролевых действий;
специфика объединения в игре;
позитивность взаимодействия в игре.
Результаты двух наблюдений позволят выявить, какими
игровыми умениями владеет ребенок, в реализации каких испытывает затруднения;
насколько разнообразны игровые роли и тематика сюжетно-роле-вых игр;
особенности сюжетосложения у мальчиков и девочек; характер ролевых действий у
мальчиков и девочек; характер использования игрушек мальчиками и девочками;
изучить характер игрового взаимодействия современных мальчиков и девочек
пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре. В целом результаты двух наблюдений
позволят изучить особенности развития игровых умений мальчиков и девочек пятого
года жизни, как внешне, так и во внутреннем плане, выявить основные противоречия
в сюжетно-ролевой игре мальчиков и девочек.
Для выявления симпатии и антипатии ребенка к сверстникам
используется методика «Два домика» (разработана Е. О. Смирновой, В. М.
Холмогоровой). Для ее проведения необходимо приготовить лист бумаги, на котором
нарисованы два домика. Один из них — большой, красивый, красного цвета, а другой
— маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе
картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных
игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. Представь себе, что красный домик
принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого
из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный
домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к
себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черный. После окончания
беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-нибудь поменять местами, не
забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов: симпатии и антипатии
ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Для определения особенностей игрового творчества
мальчиков и девочек используется наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой
игрой мальчиков и девочек (H.H. Серова).
Наблюдение проводится в естественных условиях. Каждый
компонент игры включает показатели игрового творчества детей.
Организация игры.
1. В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор
темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении,
согласованное распределение ролей.
2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой
обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.
3. Использование различных атрибутов,
предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.
Содержание игры.
1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок.
Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжето-сложение:
новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.
2. Основное содержание игры — действия, связанные с
передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий,
связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.
Роль.
1. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры
ведется линия поведения, отражающая роль.
2. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Свободный переход
от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
Ролевые действия.
1. Действия разнообразны и отражают богатство действий
изображаемого персонажа. Ясно выделены действия, направленные к разным
персонажам игры.
2. Действия развертываются в последовательности, строго
воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается.
Мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но указанием на
рациональность правил.
Речь.
1. Речь носит активный характер, определяемый и ролью
говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
2. Внеролевая речь практически отсутствует. Общение.
1. Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию
и интереса детей друг к другу.
2. Интерес к замыслам партнеров.
3. Взаимодействие в игре без конфликтов.
4. Мирное разрешение споров.
Диагностика игр-драматизации старших дошкольников
Предмет диагностики: особенности игр-драматизаций старших
дошкольников и условия развития игр драматизаций в педагогическом процессе
детского сада.
Задачи педагогической диагностики:
1. Изучить особенности интересов и предпочтений старших
дошкольников в контексте игр-драматизаций;
2. Изучить своеобразие игровых позиций детей;
3. Изучить существующие педагогические условия развития
театрализованной деятельности старших дошкольников (особенности самоотношения
воспитателей к театрализованной деятельности детей, самоанализ профессиональной
компетентности в организации театрализованной деятельности старших
дошкольников; реальное состояние предметно-игровой среды).
Методика диагностики включает в себя совокупность
следующих диагностических методов:
беседа с детьми;
наблюдение за играми-драматизациями;
диагностические игры-этюды и упражнения;
игра-беседа;
диагностический тест;
самодиагностика и самоанализ для воспитателей.
|