Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 20.09.2018, 15:29

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ИГРОВЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек пятого года жизни разработаны следующие критерии:

частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек;

частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек;

привлекающие мальчиков и девочек игрушки;

предпочитаемые партнеры по игре.

Для выявления особенностей отношения к сюжетно-ролевой игре и игровых интересов мальчиков и девочек пятого года жизни дома используется интервьюирование родителей по следующим вопросам.

 

Часто ли ваш ребенок играет дома?

Во что, в какие игры ваш ребенок играет? Какие игрушки наиболее интересны для него?

Какая любимая игра у вашего ребенка?

Каковы источники сюжетов игры (телесериалы, кинофильмы, те­лепередачи, реклама, рассказы взрослых, мультфильмы, сказки, книги и др.)?

Играете ли вы с ребенком? С кем ребенок чаще играет — с мамой или с папой?

Предлагаете ли вы своему ребенку игры своего детства? Какие?

Предлагаете ли вы своему ребенку новые игры? Какие?

Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть ваш ребенок (с мальчиками или девочками)? Во что любит играть ребенок на улице?

Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе, в какие игры; часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, Игры (какие?) и т.д.?

При анализе ответов родителей следует обратить внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребенок дома, каковы источники их происхождения, с родителем или ребенком какого пола он больше всего любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ре­бенка в детском саду и семье. Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности.

 

Для изучения особенностей игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни используется неоднократное наблюдение за само­стоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек.

Цель серии первых наблюдений — изучить особенности игровых уме­ний мальчиков и девочек пятого года жизни. Оно проводится в есте­ственных условиях по показателям, выделенным Д. Б. Элькониным.

1. Умение осуществлять процесс сюжетосложения.

2. Умение организовать игру.

3. Умение распределять роли. Активность в распределении ролей (без конфликтов с другими детьми).

4. Ребенок выступает инициатором новых ролей и новых идей в развитии сюжета.

5. Умение ребенка совместно строить и развивать сюжет игры.

6. Ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

7. Умение отражать ряд сюжетных логических эпизодов в игре.

8. Умение вступать в ролевое взаимодействие на длительное время.

9. Умение словесно обозначать выполняемую роль.

10. Умение передавать характерные особенности персонажа игры.

11. Умение использовать игрушки ь игре.

12. Умение завершить игру.

 

Выделена еще одна линия при анализе результатов наблюдения — более детального исследования игровых умений мальчиков и девочек. Для этого разработаны следующие критерии:

тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек;

выбор партнеров по игре (только мальчики; только девочки; и мальчики и девочки; игрушки — предпочтение мальчиков и дево­чек; ребенок играет один);

роли, выбираемые мальчиками и девочками, и характер распреде­ления ролей у тех и других;

особенности сюжетосложения у мальчиков и девочек;

характер использования игрушек мальчиками и девочками;

характер ролевых действий у мальчиков и девочек.

В целом наблюдение позволяет изучить особенности игровых уме­ний мальчиков и девочек пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре: умение организовать игру; распределение ролей; умение вступать в ролевое взаимодействие на длительное время; насколько разнообраз­ны игровые роли и тематика сюжетно-ролевых игр; особенности сю­жетосложения у мальчиков и девочек; характер ролевых действий у мальчиков и девочек; характер использования игрушек мальчиками и девочками.

Цель второго наблюдения — изучить особенности игрового взаимо­действия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.

Предыдущее наблюдение позволяет исследовать в большей степени уровень развития игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре. Некоторые критерии этого наблюде­ния являются формальными (умение есть — умения нет), что не по­зволяет раскрыть особенности некоторых умений, например игрового взаимодействия. Игровое взаимодействие влияет на ход игры, является ее кульминацией. Именно в среднем дошкольном возрасте ярко про­является интерес к игре с детьми своего пола. В связи с этим мальчики и девочки по-разному отражают реальную действительность в сюжетно-ролевых играх. Таким образом, в игровом взаимодействии девочек и мальчиков есть свои особенности, которые необходимо знать педа­гогу, так как именно он является главной фигурой в воспитании до­школьников в детском саду.

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчи­ков и девочек проводится в естественных условиях по следующим показателям, разработанным Н.Н.Серовой.

1. Длительность ролевого взаимодействия.

2. Действия разнообразны и отражают богатство действий, совер­шаемых ребенком в условиях роли.

3. Действия направлены к разным персонажам игры.

4. В игровом сюжете действия развертываются в последовательности.

5. Передает характерные особенности персонажа:

— своего пола;

— противоположного пола.

6. Объединение в игре на основе интереса детей друг другу.

 

Особенности игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры

Пол детей__

Показатели наблюдения

Результат наблюдения

(«+»; «—»)

Примечание

Длительность ролевого взаимодействия

 

 

Действия разнообразны и отражают богатство действий, совершаемых ребенком в условиях роли

 

 

Действия направлены к разным персонажам игры

 

 

В игровом сюжете действия развертываются в последова­тельности

 

 

Передает характерные особенности персонажа:

— своего пола;

— противоположного пола

 

 

Объединение в игре на основе интереса детей друг Другу

 

 

Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию

 

 

 

Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре

 

 

 

Беспроблемное взаимодействие с детьми в игре

 

 

 

Пытается справедливо решить споры и конфликты в игре

 

 

 







Для выявления особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры разработаны следующие критерии:

длительность ролевого взаимодействия;

разнообразие ролевых действий;

специфика объединения в игре;

позитивность взаимодействия в игре.

Результаты двух наблюдений позволят выявить, какими игровыми умениями владеет ребенок, в реализации каких испытывает затрудне­ния; насколько разнообразны игровые роли и тематика сюжетно-роле-вых игр; особенности сюжетосложения у мальчиков и девочек; характер ролевых действий у мальчиков и девочек; характер использования игру­шек мальчиками и девочками; изучить характер игрового взаимодейст­вия современных мальчиков и девочек пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре. В целом результаты двух наблюдений позволят изучить особенности развития игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни, как внешне, так и во внутреннем плане, выявить основные про­тиворечия в сюжетно-ролевой игре мальчиков и девочек.

Для выявления симпатии и антипатии ребенка к сверстникам ис­пользуется методика «Два домика» (разработана Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой). Для ее проведения необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой, красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, чер­ного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черный. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-нибудь поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов: симпатии и антипа­тии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.


Для определения особенностей игрового творчества мальчиков и девочек используется наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек (H.H. Серова).

Наблюдение проводится в естественных условиях. Каждый компо­нент игры включает показатели игрового творчества детей.

Организация игры.

1. В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей.

2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обста­новки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.

3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

Содержание игры.

1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестан­дартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжето-сложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

2. Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.

Роль.

1. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ведется линия поведения, отражающая роль.

2. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Свободный переход от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

Ролевые действия.

1. Действия разнообразны и отражают богатство действий изобра­жаемого персонажа. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.

2. Действия развертываются в последовательности, строго воссо­здающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается. Мотивируется не просто ссылкой на реальную действи­тельность, но указанием на рациональность правил.

Речь.

1. Речь носит активный характер, определяемый и ролью говоря­щего, и ролью того, к кому она обращена.

2. Внеролевая речь практически отсутствует. Общение.

1. Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию и интереса детей друг к другу.

2. Интерес к замыслам партнеров.

3. Взаимодействие в игре без конфликтов.

4. Мирное разрешение споров.


Диагностика игр-драматизации старших дошкольников

Предмет диагностики: особенности игр-драматизаций старших до­школьников и условия развития игр драматизаций в педагогическом процессе детского сада.

Задачи педагогической диагностики:

1. Изучить особенности интересов и предпочтений старших до­школьников в контексте игр-драматизаций;

2. Изучить своеобразие игровых позиций детей;

3. Изучить существующие педагогические условия развития теат­рализованной деятельности старших дошкольников (особенности самоотношения воспитателей к театрализованной деятельности детей, самоанализ профессиональной компетентности в организации театра­лизованной деятельности старших дошкольников; реальное состояние предметно-игровой среды).

Методика диагностики включает в себя совокупность следующих диагностических методов:

беседа с детьми;

наблюдение за играми-драматизациями;

диагностические игры-этюды и упражнения;

игра-беседа;

диагностический тест;

самодиагностика и самоанализ для воспитателей.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 2548 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru