Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 21.09.2018, 05:00

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
В современном обществе востребована творческая личность, спо­собная к активному познанию окружающего, проявлению самостоя­тельности, инициативы, исследовательской активности. Задача воспи­тания такой личности стоит на всех ступенях образования. Уже в до­школьном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследоватсльско-творческое отношение к миру. Наиболее активно такое отношение к миру проявляет себя на ступени старшего дошкольного возраста. Широкие возможности для развития исследовательской активности старшего дошкольника откры­вает экспериментирование с различными объектами и материалами.

В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, исполь­зуя разнообразные способы воздействия на него.

В работах Н. Н. Поддьякова были выделены два вида детского экс­периментирования:

V бескорыстное экспериментирование, направленное на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо прак­тической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в полу­чении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осу­ществляется ради самого процесса познания; ^ утилитарное экспериментирование, направленное на решение до­школьником конкретной практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью по­лучения новых знаний, необходимых для достижения практичес­кого результата.

Оба вида экспериментирования играют большую роль в развитии дошкольника. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В.Дыбина, А. И. Са­венков, О.В.Афанасьева). Стержнем экспериментирования является исследовательская активность ребенка, которая дает направление ис­следовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Исследовательская активность позволяет дошкольнику по­лучить ответы на множество «почему», которые его волнуют.

Исследовательская активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как самостоятельная, инициативная деятельность, которую ребенок предпринимает для познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира и настойчивого поиска решения значимых для него проблем (А. Н. Поддьяков, О. Л. Князева, Н. Е. Воракса).

Анализ исследований показывает, что исследовательская актив­ность проявляется:

^ в направленном интересе ребенка к определенным проблемам или объектам, который он удовлетворяет с помощью экспериментиро­вания;

^ в умении на основе анализа исходного состояния проблемы вы­двинуть предположения (гипотезу) ее возможного решения;

^ в активном стремлении найти способ решения проблемы, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов способов решения;

^ в настойчивости исследовательского поиска и желании его продол­жить, несмотря на результат;

^ в способности анализировать и оценивать результаты эксперимен­тирования (промежуточные и итоговые) и вносить коррективы в исследование;

^ в сохранении интереса к дальнейшему исследовательскому поиску.

Практика показывает, что в стихийном опыте дошкольников иссле­довательская активность проявляется по-разному. К сожалению, мно­гие дошкольники не достигают в экспериментировании высокого уров­ня исследовательской активности. Они не проявляют устойчивого ин­тереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположе­ния о возможных способах решения проблемы, отказываются от иссле­довательского поиска, вместо комбинаторного перебора вариантов ре­шения ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от про­должения экспериментирования. Низкий уровень исследовательской активности обедняет познавательный опыт детей и не позволяет им пережить радость самостоятельного открытия нового.

Важно своевременно диагностировать, как происходит развитие исследовательской активности дошкольника в экспериментировании, выявить индивидуальные проявления и определить педагогическую технологию успешного развития данного качества личности.

Задачи педагогической диагностики:

1. Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами.

2. Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально создан­ных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей.

3. Определить наличный уровень развития исследовательской ак­тивности старших дошкольников.

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментиро­ванию используется систематическое наблюдете за свободной дея­тельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследова­ние, экспериментирование.

В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды эксперимен­тирования они используют; какими предметами и материалами пред­почитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования вы­бирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуаль­ные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования.

Получив общее представление о содержании детского эксперимен­тирования, необходимо оценить каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:

^ предпочитаемые объекты для экспериментирования;

^  проявление настойчивости в исследовательском поиске;

^ умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов

решения проблемы;

^  эмоциональное отношение к процессу экспериментирования;

^ способность самостоятельно вернуться к незаконченному экспери­ментированию, продолжить исследовательский поиск;

^ поведение в случае неудачи;

^ разнообразие экспериментальной деятельности.

Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие пробле­мы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием воз­вращается к этой деятельности (фильтрует, находит различные новые цвета), ищет новые способы и средства достижения цели.

В процессе наблюдений воспитатель может выделить две группы субъектных проявлений ребенка в экспериментировании — эмоцио­нально-субъектные и дсятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ре­бенка к экспериментированию, в предпочтении этого вида деятель­ности. Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объек­тами и материалами, переживает радость достижения результата. Не­однократно возвращается к экспериментированию с полюбившимися объектами (вода, глина, бумага, магнит и пр.).

Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании. Ребенок начинает самостоятельно ставить цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы, предпринимает поисково-исследователь­ские действия, многократно пробует разные варианты решения, ме­няет направления поиска в зависимости от промежуточных результа­тов, соотносит результат с первоначальной целью.

Результаты наблюдений уточняются в беседе с детьми:

Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?

С какими предметами и материалами ты любишь эксперименти­ровать в уголке?

Тебе нравится проводить опыты? Почему?

Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.

Расскажи, какие опыты проводят другие дети?

С кем ты любишь вместе исследовать?

Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

В результате систематического наблюдения и уточняющей беседы с дошкольниками воспитатель составляет сводную таблицу или делает записи, отражающие индивидуальные проявления исследовательской активности в повседневной жизни детей.

Для выявления интереса детей к экспериментированию и содер­жанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.

 


Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.09.2012)
Просмотров: 2364 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru