Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 01.10.2022, 09:26

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
В современном обществе востребована творческая личность, спо­собная к активному познанию окружающего, проявлению самостоя­тельности, инициативы, исследовательской активности. Задача воспи­тания такой личности стоит на всех ступенях образования. Уже в до­школьном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследоватсльско-творческое отношение к миру. Наиболее активно такое отношение к миру проявляет себя на ступени старшего дошкольного возраста. Широкие возможности для развития исследовательской активности старшего дошкольника откры­вает экспериментирование с различными объектами и материалами.

В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, исполь­зуя разнообразные способы воздействия на него.

В работах Н. Н. Поддьякова были выделены два вида детского экс­периментирования:

V бескорыстное экспериментирование, направленное на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо прак­тической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в полу­чении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осу­ществляется ради самого процесса познания; ^ утилитарное экспериментирование, направленное на решение до­школьником конкретной практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью по­лучения новых знаний, необходимых для достижения практичес­кого результата.

Оба вида экспериментирования играют большую роль в развитии дошкольника. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В.Дыбина, А. И. Са­венков, О.В.Афанасьева). Стержнем экспериментирования является исследовательская активность ребенка, которая дает направление ис­следовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Исследовательская активность позволяет дошкольнику по­лучить ответы на множество «почему», которые его волнуют.

Исследовательская активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как самостоятельная, инициативная деятельность, которую ребенок предпринимает для познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира и настойчивого поиска решения значимых для него проблем (А. Н. Поддьяков, О. Л. Князева, Н. Е. Воракса).

Анализ исследований показывает, что исследовательская актив­ность проявляется:

^ в направленном интересе ребенка к определенным проблемам или объектам, который он удовлетворяет с помощью экспериментиро­вания;

^ в умении на основе анализа исходного состояния проблемы вы­двинуть предположения (гипотезу) ее возможного решения;

^ в активном стремлении найти способ решения проблемы, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов способов решения;

^ в настойчивости исследовательского поиска и желании его продол­жить, несмотря на результат;

^ в способности анализировать и оценивать результаты эксперимен­тирования (промежуточные и итоговые) и вносить коррективы в исследование;

^ в сохранении интереса к дальнейшему исследовательскому поиску.

Практика показывает, что в стихийном опыте дошкольников иссле­довательская активность проявляется по-разному. К сожалению, мно­гие дошкольники не достигают в экспериментировании высокого уров­ня исследовательской активности. Они не проявляют устойчивого ин­тереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположе­ния о возможных способах решения проблемы, отказываются от иссле­довательского поиска, вместо комбинаторного перебора вариантов ре­шения ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от про­должения экспериментирования. Низкий уровень исследовательской активности обедняет познавательный опыт детей и не позволяет им пережить радость самостоятельного открытия нового.

Важно своевременно диагностировать, как происходит развитие исследовательской активности дошкольника в экспериментировании, выявить индивидуальные проявления и определить педагогическую технологию успешного развития данного качества личности.

Задачи педагогической диагностики:

1. Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами.

2. Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально создан­ных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей.

3. Определить наличный уровень развития исследовательской ак­тивности старших дошкольников.

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментиро­ванию используется систематическое наблюдете за свободной дея­тельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследова­ние, экспериментирование.

В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды эксперимен­тирования они используют; какими предметами и материалами пред­почитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования вы­бирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуаль­ные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования.

Получив общее представление о содержании детского эксперимен­тирования, необходимо оценить каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:

^ предпочитаемые объекты для экспериментирования;

^  проявление настойчивости в исследовательском поиске;

^ умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов

решения проблемы;

^  эмоциональное отношение к процессу экспериментирования;

^ способность самостоятельно вернуться к незаконченному экспери­ментированию, продолжить исследовательский поиск;

^ поведение в случае неудачи;

^ разнообразие экспериментальной деятельности.

Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие пробле­мы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием воз­вращается к этой деятельности (фильтрует, находит различные новые цвета), ищет новые способы и средства достижения цели.

В процессе наблюдений воспитатель может выделить две группы субъектных проявлений ребенка в экспериментировании — эмоцио­нально-субъектные и дсятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ре­бенка к экспериментированию, в предпочтении этого вида деятель­ности. Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объек­тами и материалами, переживает радость достижения результата. Не­однократно возвращается к экспериментированию с полюбившимися объектами (вода, глина, бумага, магнит и пр.).

Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании. Ребенок начинает самостоятельно ставить цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы, предпринимает поисково-исследователь­ские действия, многократно пробует разные варианты решения, ме­няет направления поиска в зависимости от промежуточных результа­тов, соотносит результат с первоначальной целью.

Результаты наблюдений уточняются в беседе с детьми:

Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?

С какими предметами и материалами ты любишь эксперименти­ровать в уголке?

Тебе нравится проводить опыты? Почему?

Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.

Расскажи, какие опыты проводят другие дети?

С кем ты любишь вместе исследовать?

Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

В результате систематического наблюдения и уточняющей беседы с дошкольниками воспитатель составляет сводную таблицу или делает записи, отражающие индивидуальные проявления исследовательской активности в повседневной жизни детей.

Для выявления интереса детей к экспериментированию и содер­жанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.

 


Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.09.2012)
Просмотров: 2884 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2022
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru