Цель — изучить своеобразие актерских, режиссерских,
зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Наблюдение проводится в естественных условиях за
самостоятельной игрой-драматизацией старших дошкольников.
Результаты наблюдения фиксируются в таблице.
Протокол наблюдения за игрой-драматизацией старших
дошкольников
Ф. И. ребенка
|
Аспекты наблюдения за игрой-драматизацией
|
Замысел
|
Роль
|
Восприятие
|
|
Интерпре тация
|
Комби нировани е
|
Планиро вание
|
Принятие
|
Передача смысла ораза
|
Импро визация
|
Внимание
|
Сопереживание
|
Восприятие впечатлений
|
Ведущий мотив игры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице обозначены структурные компоненты
игры-драматизации: в соответствии с ними фиксируются умения, которые наиболее
характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского»
типа, что проявляется в наличии таких умений, как:
интерпретация ребенком привлекательного литературного
сюжета, понимание идеи постановки;
комбинирование замысла — комбинирование нескольких знакомых
литературных сюжетов, придумывание нового сюжета для постановки, построение
единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое
перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, наличие характеристик
образов предполагаемой постановки;
планирование игры — организация спектакля.
Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского»
типа:
принятие роли сопровождается активностью, радостью,
интересом;
передача смысла образа через использование средств
выразительности (слова, действия, соответствующие атрибуты);
импровизация.
Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к
«зрительскому» типу:
внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать за
происходящими событиями в спектакле;
сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям
спектакля, происходящим событиям, эмоционально реагирует на спектакль;
воспроизведение впечатлений — выражает свое эмоциональное
состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной
деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).
Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации.
Если она возникает из-за замысла, то очевидно, что ребенок — «режиссер», если
из-за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок,
скорее всего, «зритель». Результаты наблюдения, зафиксированные в таблице,
позволяют увидеть, какие умения, способности развиты у ребенка лучше. Обратите
внимание, что возможно сочетание, комбинирование позиций ребенком.
Дети, которых условно можно отнести к позиции
«художник-оформитель», проявляются в наблюдении через показатели, обозначенные
в графах «Замысел» и «Роль».
Принципиальны в этом случае:
интерпретация
ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки,
выраженная в детских рисунках;
комбинирование замысла — создание декораций спектакля;
передача смысла образа литературного персонажа через
создание
соответствующих игровых атрибутов, костюмов.
С помощью наблюдения становится возможным определить,
какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Для уточнения выявленных в ходе наблюдения позиций
проводится диагностика игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности
через этюды и упражнения.
|