Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 19.04.2024, 11:12

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наи­более сложных и значимых направлений для проектирования педаго­гического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется пе­дагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного разви­тия дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика рассмат­ривается как комплекс специально разработанных методик, позволя­ющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, М. Н. Полякова).

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отноше­ний в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личност­ного развития дошкольников и его результаты: социальная компетент­ность, социально-личностная компетентность, социально-коммуника­тивная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для пе­дагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Не претендуя на создание комплексной методики диагностики со­циально-личностного развития ребенка дошкольного возраста, поста­раемся обозначить ту систему диагностических методов, которые по­зволят воспитателю проектировать задачи педагогического процесса по данному направлению.

Предмет диагностики: особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятель­ности.

 

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе, включенного на­блюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах, разговорах с детьми оценивает:

^  эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходит в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослыми и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм, агрессивность;

^ умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении (в том числе и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны умения культуры общения — умение всту­пать в контакт, умение ориентироваться при общении на чувства и переживания и др.;

^ личностные проявления детей в различных видах деятельности: умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оцени­вать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, сове­там сверстников и т. д.

Наблюдения обобщаются в таблице, составленной на основе мо­дификации методики Т. А. Репиной «Изучение особенностей социаль­но-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»

 

Выделите среди детей группы

Фамилии, имена детей

 

1. Самых общительных со взрослыми; самых необщительных, замкнутых детей

 

 

2. Самых общительных с детьми; самых нерешительных, замкнутых детей

 

 

3. Вожаков, организаторов в группе, выполняющих в основном ведущие роли в играх; не проявляющих организаторских способностей, склонных к подчинению детей

 

 

4. Самых доброжелательных, спокойных детей; самых недружелюбных, часто ссо­рящихся, дерущихся

 

5. Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами с детьми, угощают воспитате­ля) детей; неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими

 

6. Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить) детей; равнодушных к огорчению и неудаче другого

 

7. Самых честных, правдолюбивых детей; детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно; детей, которые могут сказать неправду, не отличаются чест­ностью

 

8. Самых вежливых детей; невежливых детей, редко употребляющих «волшебные слова»

 

9. Самых послушных, покладистых детей; непослушных, упрямых детей

 

10. Самых самостоятельных детей; несамостоятельных детей, часто обращающих­ся за помощью

 

11. Настойчивых, организованных детей; детей, не умеющих довести ни одного дела до конца

 

12. Уверенных в себе детей; неуверенных, робких детей

 

13. Самых трудолюбивых детей, охотно выполняющих трудовые поручения взрос­лых; ленивых детей, которые не любят трудиться

 

14. Самых веселых, жизнерадостных детей; детей грустных, угрюмых, плаксивых

 

 

Те позиции, которые отмечаются только при диагностировании детей старшего дошкольного возраста.

Примечание. Анализируя результаты таблицы, педагог может опи­раться на следующие рекомендации. Рассмотрите полученные резуль­таты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у кото­рых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организо­вать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее — всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально-эмоциональ­ного развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуются ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросами для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению особенностей семейного воспитания, методиками диа­гностики взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного вос­питания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось,— эти дети незаметны, «забыты» взрослыми, они не проявляют себя, или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивиду­альность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позво­лит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-лич­ностного развития детей группы, их сильные стороны, их поведен­ческие проблемы и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональ­ных состояний с детьми проводится индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравст­венному воспитанию, необходимо побеседовать с шестью—восемью детьми из разных по «благополучию» групп, выделенных на основе первой методики.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используется методика «Сюжетные картинки».

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (07.03.2014)
Просмотров: 3829 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru