Личностно-социальное развитие ребенка является одним из
наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического
процесса современного дошкольного учреждения.
В исследованиях последних лет все большее внимание
уделяется педагогической диагностике как основе конструирования
образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного
развития дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика рассматривается
как комплекс специально разработанных методик, позволяющих воспитателю в
повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития
ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (Т. И. Бабаева, М. В.
Крулехт, М. Н. Полякова).
Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и
отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника
способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия
понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и
его результаты: социальная компетентность, социально-личностная
компетентность, социально-коммуникативная компетентность,
социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная
воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую
и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.
Не претендуя на создание комплексной методики диагностики
социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста, постараемся
обозначить ту систему диагностических методов, которые позволят воспитателю проектировать
задачи педагогического процесса по данному направлению.
Предмет диагностики: особенности социально-личностного
развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач
педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить типичные особенности поведения и
взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому
себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и
правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками
проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться
на эти чувства в повседневном общении и деятельности.
На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу
удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе, включенного наблюдения,
когда воспитатель в играх, совместных делах, разговорах с детьми оценивает:
^ эмоциональные
проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходит в группу, как
часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка,
как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослыми и сверстниками,
проявляет упрямство, негативизм, агрессивность;
^ умения общения и взаимодействия дошкольников со
сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении (в
том числе и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно
связаны умения культуры общения — умение вступать в контакт, умение
ориентироваться при общении на чувства и переживания и др.;
^ личностные проявления детей в различных видах
деятельности: умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения
действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою
деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.
Наблюдения обобщаются в таблице, составленной на основе
модификации методики Т. А. Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного
развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе
сверстников»
Выделите среди детей группы
|
Фамилии, имена детей
|
|
1. Самых общительных со взрослыми; самых необщительных,
замкнутых детей
|
|
|
2. Самых общительных с детьми; самых нерешительных,
замкнутых детей
|
|
|
3. Вожаков, организаторов в группе, выполняющих в
основном ведущие роли в играх; не проявляющих организаторских способностей,
склонных к подчинению детей
|
|
|
4. Самых доброжелательных, спокойных детей; самых
недружелюбных, часто ссорящихся, дерущихся
|
|
5. Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами с
детьми, угощают воспитателя) детей; неохотно делящихся гостинцами и
игрушками с другими
|
|
6. Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить)
детей; равнодушных к огорчению и неудаче другого
|
|
7. Самых честных, правдолюбивых детей; детей, которые
часто говорят неправду, поступают нечестно; детей, которые могут сказать
неправду, не отличаются честностью
|
|
8. Самых вежливых детей; невежливых детей, редко
употребляющих «волшебные слова»
|
|
9. Самых послушных, покладистых детей; непослушных,
упрямых детей
|
|
10. Самых самостоятельных детей; несамостоятельных
детей, часто обращающихся за помощью
|
|
11. Настойчивых, организованных детей; детей, не
умеющих довести ни одного дела до конца
|
|
12. Уверенных в себе детей; неуверенных, робких детей
|
|
13. Самых трудолюбивых детей, охотно выполняющих
трудовые поручения взрослых; ленивых детей, которые не любят трудиться
|
|
14. Самых веселых, жизнерадостных детей; детей
грустных, угрюмых, плаксивых
|
|
Те позиции, которые отмечаются только при
диагностировании детей старшего дошкольного возраста.
Примечание. Анализируя результаты таблицы, педагог может
опираться на следующие рекомендации. Рассмотрите полученные результаты
таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки.
Учитывайте их в своей работе с детьми.
Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у
которых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе,
дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но
приглядывайтесь к ним внимательнее — всегда ли мы объективны в нашей оценке?
Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?
Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у
которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в
первую очередь требуются ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем
причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для
родителей и вопросами для беседы с ребенком, представленными в параграфе по
изучению особенностей семейного воспитания, методиками диагностики
взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам
методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей,
опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного
воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.
Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии
тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось,— эти
дети незаметны, «забыты» взрослыми, они не проявляют себя, или у них нет ярких
личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо
узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность
и преодолевать личностные проблемы.
Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит
педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития
детей группы, их сильные стороны, их поведенческие проблемы и учесть их в ходе
дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.
Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил
поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с
детьми проводится индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о
понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному
воспитанию, необходимо побеседовать с шестью—восемью детьми из разных по
«благополучию» групп, выделенных на основе первой методики.
Для детей
младшего и среднего дошкольного возраста используется методика «Сюжетные
картинки». |