Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 23.09.2018, 07:25

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наи­более сложных и значимых направлений для проектирования педаго­гического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется пе­дагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного разви­тия дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика рассмат­ривается как комплекс специально разработанных методик, позволя­ющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, М. Н. Полякова).

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отноше­ний в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личност­ного развития дошкольников и его результаты: социальная компетент­ность, социально-личностная компетентность, социально-коммуника­тивная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для пе­дагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Не претендуя на создание комплексной методики диагностики со­циально-личностного развития ребенка дошкольного возраста, поста­раемся обозначить ту систему диагностических методов, которые по­зволят воспитателю проектировать задачи педагогического процесса по данному направлению.

Предмет диагностики: особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятель­ности.

 

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе, включенного на­блюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах, разговорах с детьми оценивает:

^  эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходит в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослыми и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм, агрессивность;

^ умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении (в том числе и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны умения культуры общения — умение всту­пать в контакт, умение ориентироваться при общении на чувства и переживания и др.;

^ личностные проявления детей в различных видах деятельности: умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оцени­вать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, сове­там сверстников и т. д.

Наблюдения обобщаются в таблице, составленной на основе мо­дификации методики Т. А. Репиной «Изучение особенностей социаль­но-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»

 

Выделите среди детей группы

Фамилии, имена детей

 

1. Самых общительных со взрослыми; самых необщительных, замкнутых детей

 

 

2. Самых общительных с детьми; самых нерешительных, замкнутых детей

 

 

3. Вожаков, организаторов в группе, выполняющих в основном ведущие роли в играх; не проявляющих организаторских способностей, склонных к подчинению детей

 

 

4. Самых доброжелательных, спокойных детей; самых недружелюбных, часто ссо­рящихся, дерущихся

 

5. Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами с детьми, угощают воспитате­ля) детей; неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими

 

6. Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить) детей; равнодушных к огорчению и неудаче другого

 

7. Самых честных, правдолюбивых детей; детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно; детей, которые могут сказать неправду, не отличаются чест­ностью

 

8. Самых вежливых детей; невежливых детей, редко употребляющих «волшебные слова»

 

9. Самых послушных, покладистых детей; непослушных, упрямых детей

 

10. Самых самостоятельных детей; несамостоятельных детей, часто обращающих­ся за помощью

 

11. Настойчивых, организованных детей; детей, не умеющих довести ни одного дела до конца

 

12. Уверенных в себе детей; неуверенных, робких детей

 

13. Самых трудолюбивых детей, охотно выполняющих трудовые поручения взрос­лых; ленивых детей, которые не любят трудиться

 

14. Самых веселых, жизнерадостных детей; детей грустных, угрюмых, плаксивых

 

 

Те позиции, которые отмечаются только при диагностировании детей старшего дошкольного возраста.

Примечание. Анализируя результаты таблицы, педагог может опи­раться на следующие рекомендации. Рассмотрите полученные резуль­таты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у кото­рых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организо­вать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее — всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально-эмоциональ­ного развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуются ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросами для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению особенностей семейного воспитания, методиками диа­гностики взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного вос­питания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось,— эти дети незаметны, «забыты» взрослыми, они не проявляют себя, или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивиду­альность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позво­лит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-лич­ностного развития детей группы, их сильные стороны, их поведен­ческие проблемы и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональ­ных состояний с детьми проводится индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравст­венному воспитанию, необходимо побеседовать с шестью—восемью детьми из разных по «благополучию» групп, выделенных на основе первой методики.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используется методика «Сюжетные картинки».

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (07.03.2014)
Просмотров: 2786 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru