Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 25.04.2024, 06:17

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К МУЗЫКЕ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задачи диагностики:

1. Изучить своеобразие эмоциональных переживаний старших до­школьников в ходе слушания музыки.

2. Изучить особенности понимания детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения.

3. Изучить особенности реагирования детей на музыку.

Для первого направления диагностики используются следующие методы: полихудожественная тест-игра, наблюдение за детьми в про­цессе восприятия музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, диагностические игровые ситуации.

 

Полихудожественная тест-игра «Танцы осенних листьев» (методика Н. Г. Куприной)

При организации полихудожественной тест-игры учитываются:

^ специфические возможности исполнительской музыкально-худо­жественной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста;

^ уровень развития умений художественно-исполнительской дея­тельности старших дошкольников (двигательные способности, импровизационные способности, физические качества ребенка, умения рисовать и др.);

^ параметры музыкально-слуховых представлений старших дошколь­ников, то есть средства музыкальной выразительности, которые ребенок этого возраста способен воспринять на слух; Игровые методы и приемы в диагностике содействуют активному вовлечению детей в процесс слушания музыки и более яркому прояв­лению эмоциональной отзывчивости на нее.

Предлагаемая диагностика проводится в условиях серии занятий, объединенных единой тематикой. Тест представляет собой игровое дей­ство с разнообразными формами полихудожественной деятельности детей. Педагог выступает в этой игре в качестве ведущего — режиссера.

Предваряют проведение тест-игры: прогулки детей по осеннему парку, наблюдения за осенней природой, беседы воспитателя о разных поэтических образах осени: золотой, пышной, багряной, сказочно кра­сивой; тихой, печальной, с туманом, тусклым солнечным светом; до­ждливой, унылой, голой, грязной, скучной и т.д. Детям можно прочи­тать стихи об осени (А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, И. Бунина, А.Толстого, А. Плещеева и др.), рассмотреть иллюстрации в книгах.

Диагностическое задание «Двигательная импровизация под музыку»

Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.

Краткая аннотация. Этюд — произведение, созданное на основе одного пианистического приема, проходящего по принципу остинатности (повторяемости) через всю пьесу. Виртуозное овладение опре­деленным приемом является педагогической задачей этого жанра. В этюдах Ф. Шопена каждый технический оборот становится носите­лем яркой и неповторимой художественной идеи, а принцип остинат-ности — исчерпывающим выражением одного состояния.

Этюд фа минор не имеет программного названия, однако виртуоз­ное кружение, россыпь мелких длительностей в высоком регистре может вызвать ассоциации с трепещущими от легкого дуновения ветра золотыми, звенящими, сверкающими на солнце листьями и нарисовать в воображении ребенка картину золотой осени с ее блистающей красо­той. «Осенним» этот этюд делает минорный лад и особенно последняя, завершающая музыкальная фраза, исполненная вопроса-ожидания.

Описание задания. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в дви­жение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, ко­торые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребенком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизи­рованного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соответствующие предметы.

После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предме­тами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каж­дый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют дви­жения ведущих. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.

Диагностическое задание «Темброво-шумовой аккомпанемент»

Музыкальный ряд: N. Vanaelis «La petite fille de la mer» (композиция используется в качестве музыкальной заставки к телевизионной пере­даче «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной).

Краткая аннотация. Медленный темп этой популярной современ­ной композиции, долгие выдержанные звуки, вибрирующие тембры электронных инструментов создают в воображении образ тишины, осеннего парка с голыми стволами деревьев. Мелодические фразы, начинающиеся с долгого звенящего звука, завершаются мягкими, кру­жащимися, нисходящими линиями, напоминая о падающих листьях.

Описание задания. Педагог раскладывает на столе различные ин­струменты, среди которых маракасы, колокольчики, треугольники, ба­рабаны, бубны, а также самодельные инструменты и звучащие пред­меты (жестяные баночки с крупой, связки пуговиц, стеклянные ста­канчики, металлические крышечки, палочки для игры на них и т. п.). Педагог дает детям возможность поиграть с каждым инструментом и предметом, попробовать их звучание, а затем предлагает сравнить звуки инструментов и звучащих предметов со звуками осеннего парка, придумать соответствующие аналогии. Например, звучание маракасов — шелест листьев на деревьях, удар палочкой по стеклянному стаканчику — капли дождя, звуки барабанов и удары металлических крышечек друг о друга — гром и т. д.

Далее педагог предлагает ребенку выбрать по два инструмента: один для озвучивания тихой, ясной погоды, а другой — для бурной, ветреной, дождливой. После этого включается запись музыкального произведения, которому дети аккомпанируют на выбранном инструменте: извлекают звуки с частотой и громкостью, которые считают нужными.

Напомним, что в оценку этого задания входит не только удачно выбранный для аккомпанемента инструмент, но и качество эмоцио­нально-ритмической подстройки к звучащей музыке.

Диагностическое задание «Двигательная импровизация»

Музыкальный ряд: N. Vanaelis. «La petite fille de la mer». Описание задания. Дети делятся на две команды — «Деревья» и «Листочки».

«Деревья» встают в произвольном порядке в разных точках зала на большом расстоянии друг от друга. В руках у них инструменты для ак­компанемента, уже выбранные ими в предыдущей игре. У «листочков» завязаны глаза (яркими разноцветными лоскутками, символизирующи­ми осенние листья), и каждый из них стоит рядом со своим «деревом». С началом звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листочек» кружится в медленном танце вокруг него или рядом. «Листочек» должен ориентироваться на звуки своего «дерева», чтобы не заблудиться. При повторе игры дети меняются ролями.

Прием завязывания глаз во время исполнения двигательной импро­визации приводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоцио­нального вчувствования в нее. Кроме того, дети лишаются возможности копировать друг друга в движениях и действуют более самостоятельно, что позволяет педагогу объективнее оценивать их способности.

Диагностическое задание «„Рисование" музыки»

Музыкальный ряд: N. Vanaelis. «La petite fille de la mer».

Описание задание. Дети «рисуют» звучащую музыку, самостоятель­но выбирая сюжет, цветовую гамму и материал для рисования. Задание оценивается в соответствии с предложенной схемой.

После выполнения задания все детские рисунки оформляются в виде выставки. Педагог проводит обсуждение рисунков вместе с детьми, находя слова поощрения для каждого. Высказывания детей по поводу своих работ и работ сверстников также учитываются педагогом при оценивании результатов.

Анализ результатов выполнения детьми диагностических заданий производится в соответствии с таблицей (см. следующий материал).

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 2380 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru