Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 17.10.2018, 08:08

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К МУЗЫКЕ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задачи диагностики:

1. Изучить своеобразие эмоциональных переживаний старших до­школьников в ходе слушания музыки.

2. Изучить особенности понимания детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения.

3. Изучить особенности реагирования детей на музыку.

Для первого направления диагностики используются следующие методы: полихудожественная тест-игра, наблюдение за детьми в про­цессе восприятия музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, диагностические игровые ситуации.

 

Полихудожественная тест-игра «Танцы осенних листьев» (методика Н. Г. Куприной)

При организации полихудожественной тест-игры учитываются:

^ специфические возможности исполнительской музыкально-худо­жественной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста;

^ уровень развития умений художественно-исполнительской дея­тельности старших дошкольников (двигательные способности, импровизационные способности, физические качества ребенка, умения рисовать и др.);

^ параметры музыкально-слуховых представлений старших дошколь­ников, то есть средства музыкальной выразительности, которые ребенок этого возраста способен воспринять на слух; Игровые методы и приемы в диагностике содействуют активному вовлечению детей в процесс слушания музыки и более яркому прояв­лению эмоциональной отзывчивости на нее.

Предлагаемая диагностика проводится в условиях серии занятий, объединенных единой тематикой. Тест представляет собой игровое дей­ство с разнообразными формами полихудожественной деятельности детей. Педагог выступает в этой игре в качестве ведущего — режиссера.

Предваряют проведение тест-игры: прогулки детей по осеннему парку, наблюдения за осенней природой, беседы воспитателя о разных поэтических образах осени: золотой, пышной, багряной, сказочно кра­сивой; тихой, печальной, с туманом, тусклым солнечным светом; до­ждливой, унылой, голой, грязной, скучной и т.д. Детям можно прочи­тать стихи об осени (А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, И. Бунина, А.Толстого, А. Плещеева и др.), рассмотреть иллюстрации в книгах.

Диагностическое задание «Двигательная импровизация под музыку»

Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.

Краткая аннотация. Этюд — произведение, созданное на основе одного пианистического приема, проходящего по принципу остинатности (повторяемости) через всю пьесу. Виртуозное овладение опре­деленным приемом является педагогической задачей этого жанра. В этюдах Ф. Шопена каждый технический оборот становится носите­лем яркой и неповторимой художественной идеи, а принцип остинат-ности — исчерпывающим выражением одного состояния.

Этюд фа минор не имеет программного названия, однако виртуоз­ное кружение, россыпь мелких длительностей в высоком регистре может вызвать ассоциации с трепещущими от легкого дуновения ветра золотыми, звенящими, сверкающими на солнце листьями и нарисовать в воображении ребенка картину золотой осени с ее блистающей красо­той. «Осенним» этот этюд делает минорный лад и особенно последняя, завершающая музыкальная фраза, исполненная вопроса-ожидания.

Описание задания. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в дви­жение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, ко­торые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребенком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизи­рованного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соответствующие предметы.

После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предме­тами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каж­дый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют дви­жения ведущих. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.

Диагностическое задание «Темброво-шумовой аккомпанемент»

Музыкальный ряд: N. Vanaelis «La petite fille de la mer» (композиция используется в качестве музыкальной заставки к телевизионной пере­даче «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной).

Краткая аннотация. Медленный темп этой популярной современ­ной композиции, долгие выдержанные звуки, вибрирующие тембры электронных инструментов создают в воображении образ тишины, осеннего парка с голыми стволами деревьев. Мелодические фразы, начинающиеся с долгого звенящего звука, завершаются мягкими, кру­жащимися, нисходящими линиями, напоминая о падающих листьях.

Описание задания. Педагог раскладывает на столе различные ин­струменты, среди которых маракасы, колокольчики, треугольники, ба­рабаны, бубны, а также самодельные инструменты и звучащие пред­меты (жестяные баночки с крупой, связки пуговиц, стеклянные ста­канчики, металлические крышечки, палочки для игры на них и т. п.). Педагог дает детям возможность поиграть с каждым инструментом и предметом, попробовать их звучание, а затем предлагает сравнить звуки инструментов и звучащих предметов со звуками осеннего парка, придумать соответствующие аналогии. Например, звучание маракасов — шелест листьев на деревьях, удар палочкой по стеклянному стаканчику — капли дождя, звуки барабанов и удары металлических крышечек друг о друга — гром и т. д.

Далее педагог предлагает ребенку выбрать по два инструмента: один для озвучивания тихой, ясной погоды, а другой — для бурной, ветреной, дождливой. После этого включается запись музыкального произведения, которому дети аккомпанируют на выбранном инструменте: извлекают звуки с частотой и громкостью, которые считают нужными.

Напомним, что в оценку этого задания входит не только удачно выбранный для аккомпанемента инструмент, но и качество эмоцио­нально-ритмической подстройки к звучащей музыке.

Диагностическое задание «Двигательная импровизация»

Музыкальный ряд: N. Vanaelis. «La petite fille de la mer». Описание задания. Дети делятся на две команды — «Деревья» и «Листочки».

«Деревья» встают в произвольном порядке в разных точках зала на большом расстоянии друг от друга. В руках у них инструменты для ак­компанемента, уже выбранные ими в предыдущей игре. У «листочков» завязаны глаза (яркими разноцветными лоскутками, символизирующи­ми осенние листья), и каждый из них стоит рядом со своим «деревом». С началом звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листочек» кружится в медленном танце вокруг него или рядом. «Листочек» должен ориентироваться на звуки своего «дерева», чтобы не заблудиться. При повторе игры дети меняются ролями.

Прием завязывания глаз во время исполнения двигательной импро­визации приводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоцио­нального вчувствования в нее. Кроме того, дети лишаются возможности копировать друг друга в движениях и действуют более самостоятельно, что позволяет педагогу объективнее оценивать их способности.

Диагностическое задание «„Рисование" музыки»

Музыкальный ряд: N. Vanaelis. «La petite fille de la mer».

Описание задание. Дети «рисуют» звучащую музыку, самостоятель­но выбирая сюжет, цветовую гамму и материал для рисования. Задание оценивается в соответствии с предложенной схемой.

После выполнения задания все детские рисунки оформляются в виде выставки. Педагог проводит обсуждение рисунков вместе с детьми, находя слова поощрения для каждого. Высказывания детей по поводу своих работ и работ сверстников также учитываются педагогом при оценивании результатов.

Анализ результатов выполнения детьми диагностических заданий производится в соответствии с таблицей (см. следующий материал).

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 1179 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru