Цель диагностики: изучить особенности музыкальности детей раннего,
младшего и среднего дошкольного возраста. Задачи диагностики:
1. Изучить особенности сформированности восприятия детьми
звуков.
2. Изучить особенности развития умений детей определять и воспроизводить
музыкальные звуки.
3. Изучить особенности восприятия детьми темпа и интенсивности
звучания мелодии, их изменений.
4. Изучить особенности восприятия детьми тембра музыкальных
звуков.
5. Изучить особенности умений детей различать длительность звучания
музыкальных звуков.
Для решения диагностических задач используется ряд диагностических
игр.
Дидактическая игровая
ситуация «Кто как поет»
Цель — выявление уровня сформированности восприятия звука как
одного из свойств окружающего мира.
Диагностический материал: домик, в окнах которого изображены
птицы (гусь, утка, цыпленок, курица, петух, ворона); окна закрыты ставнями.
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.
Ход диагностики. Ребенку предлагается заглянуть в окна домика
и поздороваться с его жителями. Ему задается вопрос: «Как тебе споет в ответ
эта птичка?» или «Как с тобой поздоровается в ответ эта птичка?» Ребенок
самостоятельно озвучивает ответ. Ответы фиксируются в таблице.
Результаты.
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Уровень
сформированности.
Высокий уровень — 5—6 баллов. Средний уровень — 3—4 балла.
Низкий уровень — 0—2 балла.
Дидактическая игровая ситуация «Кто как говорит» Цель
аналогична цели предыдущей игры.
Диагностический материал: домик, в окнах которого изображены
животные (лошадь, свинья, кошка, собака, мышка, корова), окна со с створками.
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.
Ход диагностики. Ребенку предлагается заглянуть в окна домика
и поздороваться с его жителями. Ему задается вопрос: «Как с тобой
поздоровается... (название животного)?» Ответ ребенок озвучивает
самостоятельно.
Ответы детей фиксируются в таблице.
Результаты: За каждый правильный ответ ребенку присваивается 1
балл.
Уровень сформированноети.
Высокий уровень — 6—7 баллов. Средний уровень — 3—5 балла.
Низкий уровень — 0—2 балла.
Дидактическая игровая
ситуация «Отгадай, кто это?»
Цель — выявить уровень развития умения определять звучание
голосов животных и птиц.
Диагностический материал: аудиозапись с голосами животных и
птиц (гусь, утка, цыпленок, курица, петух, ворона, лошадь, свинья, кошка, собака,
мышка, корова), картинки с изображениями этих животных и птиц.
Диагностическая игра проводится с подгруппой детей (2—3
ребенка).
Ход диагностики. Детям предлагается отгадать загадки, но
загадки не простые, а звуковые. Диагностическая задача — отгадать, кто с ними
здоровается именно такими звуками.
Продолжительность звучания каждого отрывка — 5 секунд.
Ответы детей фиксируются в таблице.
Результаты.
1 балл — ребенок назвал правильно животное (птицу) или точно
показал на картинку с изображением данного животного (птицы).
0,5 балла — ребенок показал на картинку с изображением животного
(птицы) неуверенно или с помощью взрослого.
0 баллов — ребенок не назвал животное (птицу) и не смог
показать его на картинке или показал неправильно.
Уровень развития.
Высокий уровень — 9,5—12 баллов.
Средний уровень — 6,5—9 баллов.
Уровень ниже среднего — 3,5—6 баллов.
Низкий уровень — 0—3 балла.
Дидактическая игровая
ситуация «Что звучит?»
Цель — изучение уровня развития запоминания, узнавания звуков
окружающего мира.
Диагностический материал: аудиозапись со звуками окружающего
мира: шум транспорта (трамвай, машина, поезд), стук, скрип двери, голоса людей,
шелест листвы, пение птиц, жужжание пчел, пылесос, чайник, шуршание бумаги,
битое стекло, кашель человека, аплодисменты; картинки с изображением звучащих
предметов.
Диагностическая игра проводится с подгруппой детей (2—3
ребенка).
Ход диагностики. Дети отгадывают загадки, но загадки не
простые, а звуковые. Ответы фиксируются в таблице.
Продолжительность звучания каждого отрывка — 5 секунд.
Продолжительность ответов детей 20—30 секунд. Результаты.
1 балл — ребенок назвал правильно предмет или точно показал на
картинку с изображением данного предмета.
0,5 балла — ребенок показал на картинку с изображением предмета
с сомнением или не сразу (со второй попытки), назвал с подсказкой.
0 баллов — ребенок не назвал предмет и не смог показать на картинке
или показал неправильно.
Уровень развития
Высокий уровень — 14—17 баллов.
Средний уровень — 9,5—13,5 баллов.
Уровень ниже среднего — 5,5—9 баллов.
Низкий уровень — 0—5 баллов.
Дидактическая игровая ситуация «Быстро — медленно, громко —
тихо»
Цель — изучение особенностей восприятия детьми темпа звучания
через различение движений со сменой быстрого и медленного темпов и изучение
восприятия интенсивности звучания и изменения характера движений в
соответствии с ним.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с контрастными фрагментами
музыки.
Диагностика проводится с подгруппой детей (4—5 человек).
Ход диагностики. Детям предлагается потанцевать под музыку.
Особенно подчеркивается, что танцевать нужно так, как подскажет музыка. На
быструю музыку дети могут бегать, быстро передвигаться, на медленную выполнять
плавные, не резкие движения, когда звучит громкая музыка, дети могут бегать,
прыгать, громко хлопать в ладоши, когда зазвучит тихая музыка — дети идут на
носочках, тихонечко, осторожно. Дается установка — слушать музыку внимательно.
Результаты заносятся в таблицу.
Уровень восприятия.
Высокий уровень (+) — ребенок не медля сменяет быстрые
движения на медленные, быстро и правильно реагирует на смену музыкальных
фрагментов, самостоятельно выполнят задание, проявляет эмоциональную
отзывчивость на музыку.
Средний уровень (+—) — ребенок сменяет характер движения через
2—3 секунды после начала звучания нового музыкального фрагмента, смотрит на
выполнение задания другими детьми, копирует их, репродуктивно выполняет
поставленную перед ним задачу, несамостоятелен, иногда требуется подсказка
взрослого.
Низкий уровень (-) — ребенок не справляется с заданием, не
меняет характер движений, не реагирует на смену музыкальных фрагментов.
Дидактическая игровая
ситуация «Отгадай, какой это музыкальный инструмент»
Цель — изучение восприятия тембра музыкальных звуков.
Диагностический материал: музыкальные инструменты (дудочка,
погремушка, барабан, колокольчик, гармошка), ширма, изображения музыкальных
инструментов.
Игра проводится с подгруппой детей (4—5 человек).
Ход диагностики.
Детям предлагается отгадать, что за музыкальный инструмент
звучит. За ширмой разложены музыкальные инструменты, которые не видны детям. На
ширме располагаются изображения этих инструментов. Педагог воспроизводит звук
на каком-либо музыкальном инструменте и спрашивает у воспитанников: «Какой
музыкальный инструмент звучит?» или «На каком музыкальном инструменте я
играю?»
Ответы детей фиксируются в таблице.
Результаты:
1 балл присваивается, если ребенок правильно назвал музыкальный
инструмент.
0,5 балла — если ребенок, сомневаясь, показал на картинку с
изображением звучащего музыкального инструмента или со второй попытки показал
правильно, назвал его с подсказкой.
0 баллов — ребенок не назвал музыкальный инструмент и не смог
показать его на картинке или показал неправильно.
Оценка результатов осуществляется в соответствии с таблицей.
Ранний возраст (1—2 музыкальных инструмента)
|
Младший дошкольник (3—4 музыкальных инструмента)
|
Средний дошкольный возраст (5—6 музыкальных инструментов)
|
1,5—2 балла — высокий
уровень;
0,5—1 балла — средний уровень; 0 баллов — низкий уровень
|
3,5—4 балла —
высокий уровень;
2,5—3 балла — средний уровень; 0—2 баллов — низкий уровень
|
5—6 баллов — высокий уровень; 3—4,5 балла — средний уровень;
0—2,5 балла — низкий уровень
|
Дидактическая игровая
ситуация «Длинная или короткая дорожка?»
Цель — выявить особенности умений детей различать длительность
звучания.
Диагностический материал: дудочка, триола или пианино, длинная
и короткая полоски одного цвета каждому ребенку.
Игра проводится с подгруппой детей (10 человек).
Ход диагностики: Детям предлагается поиграть с Колобком, который
покатился в Страну Звуков, где все дорожки музыкальные — короткие и длинные.
Педагог говорит: «Послушайте и покажите, по какой дорожке сейчас покатился
Колобок». Далее он играет на инструменте либо длинный, либо короткий звук. Дети
в ответ поднимают соответствующую продолжительности звука дорожку (длинную или
короткую). Проводится 4—5 повторов.
Результаты заносятся в таблицу.
Уровень умений.
Высокий уровень (+) — ребенок быстро и самостоятельно показывает
верные полоски, уверенно и заинтересованно выполняет задание. На вопрос «Почему
ты выбрал эту дорожку?» отвечает правильно: долго, больше звучит; потому что
так... (имитирует голосом).
Средний уровень (+—) — ребенок может несколько раз поменять
полоску, но в конце показать правильную дорожку, может посмотреть на ответы
других детей, то есть несамостоятельно выполняет задание, иногда с небольшой
подсказкой взрослого; на уточняющий вопрос не отвечает.
Низкий уровень (—) — ребенок поднял не верную полоску, не справился
с заданием даже с подсказкой взрослого, повторяет за детьми неуверенно.
По результатам диагностики педагог делает вывод об особенностях
развития музыкальности воспитанников. Исходя из них, продолжается развивающая
работа, музыкальное воспитание детей в детском саду. |