Цель педагогической диагностики: изучить особенности
восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста.
Наблюдение за детьми на музыкальном занятии (за процессом
слушания музыки)
Цель — изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей
старшего дошкольного возраста на музыку.
Наблюдение проводится в соответствии с критериями:
V отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие,
удовольствие, увлеченность, неприязнь);
V экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания
(хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен);
^ сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши,
покачивается в такт мелодии, пританцовывает, неподвижен (сосредоточен),
отвлекается на другую деятельность, не связанную с музыкой);
^ эстетическая оценка музыкального произведения
(самостоятельно, с помощью воспитателя, не происходит);
^ разнообразие вербальной оценки (использует множество прилагательных,
сравнения, ассоциации, 1—2 типичных прилагательных, другие средства оценки, не
стремится к оценке произведения, не участвует);
^ реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после
прослушивания, отсрочено в других видах деятельности).
Беседа с детьми
Цель — изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей
при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений.
Детям предлагается прослушать произведения П. Чайковского
«Похороны куклы» и «Итальянская песенка». После прослушивания проводится беседа
об эмоционально-образном содержании музыки.
Примерные вопросы:
Понравилась ли тебе музыка? Почему? Какая музыка понравилась
больше?
Какое настроение выражено в первом произведении? Во втором?
Когда у тебя бывает такое настроение, такие чувства? Чаще ты испытываешь
настроение как в первом произведении или как во втором? Почему?
Какой характер у музыки (каждого произведения)!
Что тебе хочется делать после того, как прозвучала музыка?
По результатам наблюдения и беседы с детьми делаются выводы об
особенностях эмоциональной отзывчивости детей к музыке и определяется, к какой
из условно выделенных групп принадлежит ребенок.
ГРУППА А.
В процессе слушания дети выражают удовольствие, радость,
увлеченность, при этом, ярко проявляя эмоции (улыбаются, смеются, хмурятся,
плачут — в зависимости от характера произведения). Часто сопровождают музыку
движениями (хлопают в ладоши, покачиваются в такт, поют), дают эстетическую
оценку музыкальному произведению самостоятельно в процессе слушания или сразу
после прослушивания, используя при этом достаточное количество прилагательных,
сравнения, примеры из жизни. Дети адекватно определяют характер обоих
произведений, используя при их оценке разнообразные прилагательные.
Музыкальные произведения вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, а также
желание выражать эмоции посредством адекватных движений, показа, примеров из
личного опыта. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это
свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.
ГРУППА В.
Дети получают удовольствие от процесса слушания музыки, но
при этом остаются равнодушными или сосредоточенно слушают, покачиваясь в такт
или сохраняя статичность. Им трудно дать оценку музыкального произведения
самостоятельно. С помощью воспитателя называют 1—2 типичных прилагательных,
характеризующих произведение, сразу после прослушивания. Дети адекватно
определяют эмоциональный характер произведений. Они затрудняются объяснить,
почему понравилось то или иное произведение, однако внешне достаточно ярко
реагируют на контрастность музыки. Это свидетельствует о среднем уровне
эмоциональной отзывчивости на музыку.
ГРУППА С.
В процессе слушания музыки дети обычно равнодушны или
сосредоточены на других видах деятельности. Не сопровождают музыку движениями,
оставаясь в статичном, индифферентном положении. Дети чувствуют характер
произведений, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью
воспитателя или постоянно отказываются от оценки. Это свидетельствует о низком
уровне эмоциональной отзывчивости к музыке.
Проективный метод (рисование)
Цель — изучение особенностей выражения детьми эмоций и чувств
при прослушивании музыки в рисунках.
Детям
предлагается прослушать музыкальное
произведение
П.Чайковского «Игра в лошадки» и изобразить то, что они
увидели,
почувствовали во время слушания.
Рисунки, анализируются в соответствии с критериями:
^ адекватность настроения образа рисунка образу музыки;
^ адекватность средств выразительности (цвет, форма,
расположение на бумаге и др.) настроению рисунка, эмоциональной характеристике
образа;
^ передача динамичности, движения, характера музыки в рисунке.
Анализ детских рисунков позволит сделать вывод об адекватности
понимания детьми образа музыки, эмоциональной отзывчивости на нее, а значит, и
о сформированное представлений об эмоциях и чувствах, которые выражаются в
продукте изобразительной деятельности. |