Цель диагностики — изучить особенности восприятия музыки
детьми третьего года жизни. Задачи диагностики:
1. Изучить особенности проявления интереса к музыке у детей
третьего года жизни.
2. Выявить особенности музыкального развития детей третьего
года жизни.
Направление диагностики: изучить особенности проявления интереса
к музыке у детей третьего года жизни.
Наблюдение за детьми в
экспериментальных ситуациях
Ход диагностики. Выявление особенностей реагирования на музыку
у детей третьего года жизни в следующих ситуациях.
Ситуация 1. Звучание музыки во время свободной деятельности
детей (любая популярная детская песня).
Ситуация 2. Звучание музыки во время свободной деятельности
детей (фрагмент классического произведения, например А. Вивальди «Времена года.
Весна»).
Ситуация 3. Звучание музыки во время свободной деятельности
детей (любая популярная современная музыка).
Ситуация 4. Внесение в музыкальный уголок нового, но знакомого
музыкального инструмента, например дудочки.
Ситуация 5. Внесение в музыкальный уголок нового, незнакомого
музыкального инструмента, например трещотка.
Ситуация 6. Игра воспитателя на музыкальном инструменте.
Ситуация 7. Пение воспитателем знакомой детской песни.
Ситуация 8. Проблемно-игровая ситуация: «В гости пришла кукла
Таня. Она хочет, чтобы мы устроили ей музыкальный концерт. Что будем делать:
петь, танцевать или играть на дудочке? А может быть, послушаем музыку?»
Ситуация 9. Одеваемся на прогулку под музыку.
Ситуация 10. Собираемся ко сну под музыку.
Критерии наблюдения за детьми во время организации диагностических
ситуаций:
^ избирательность, предпочтение вида музыкальной деятельности;
^ сила и устойчивость эмоциональной реакции на музыку.
Анкетирование родителей
Примерные вопросы анкеты:
Часто ли в вашем доме звучит музыка? Укажите, как часто
(каждый день, несколько раз в неделю, по праздникам).
Музыка является «фоном» или звучит целенаправленно?
Предпочтительные музыкальные направления (поп, рок, джаз,
классика, ретро).
Есть ли у вашего ребенка специальные кассеты с детскими песенками?
Есть ли у вашего ребенка детские музыкальные инструменты, музыкальные
игрушки? Укажите, какие.
Есть ли у вашего ребенка любимая песня? Какая?
Как ваш ребенок реагирует на музыку (подпевает,
пританцовывает, внимательно слушает, никак)?
Просит ли ваш ребенок включить понравившуюся песню еще раз,
напеть ее?
Считаете ли вы музыкальное развитие важным для своего ребенка?
Почему?
2 направление диагностики: выявить особенности музыкального
развития детей третьего года жизни.
Игровые диагностические индивидуальные ситуации
Диагностику рекомендуется проводить в два этапа:
1 этап — задания 1, 2, 5, 7, 9;
2 этап — задания 3, 4, 6, 8.
№ п/п
|
Цель задания
|
Материал
|
Ход задания
|
1
|
Изучение немузыкального звукового опыта ребенка
|
Бумага, баночка с горохом, кружка с ложкой, 2 деревянных
кубика
|
Ребенку показывают приготовленные предметы; затем педагог за
ширмой извлекает из них звуки, а ребенок угадывает
|
2
|
Изучение знаний ребенком названий музыкальных инструментов
|
Бубен, погремушка, колокольчик, музыкальный молоточек, 4
игрушки
|
«Сегодня к нам в гости пришли зверята, каждый хочет
научиться играть на инструменте. Дай мышке колокольчик, зайчику — музыкальный
молоточек, медведю — бубен, а белке — погремушку»
|
3
|
Различение инструментов по звучанию
|
Бубен, дудочка, колокольчик, кукла
|
«В гости пришла кукла Таня, она принесла с собой
инструменты. Угадай, какие?»
Педагог за ширмой извлекает звуки из инструментов, а ребенок
угадывает
|
4
|
Выявление умений играть на музыкальных инструментах
|
Бубен, дудочка, колокольчик, 3—4 игрушки
|
«К нам пришли гости (игрушки). Давай устроим им концерт:
сыграй по очереди на бубне, дудочке и колокольчике»
|
5
|
Выявление умений различать звуки по высоте
|
Металлофон, 2 птички-игрушки (большая и маленькая)
|
«К нам в окошко залетели две птички: одна большая, а другая
маленькая. Они сейчас споют тебе песенку, а ты угадай,
|
№ п/п
|
Цель задания
|
Материал
|
Ход задания
|
|
|
|
какая птичка поет». Педагог стучит молоточком по
металлофону, ребенок угадывает
|
6
|
Выявление умений подпевать
|
Магнитофон, кассета с записью («Птичка» муз. М. Раухвегера,
сл. А. Барто)
|
«Я сейчас буду петь песенку, а ты мне подпевай»
|
7
|
Выявление умений двигаться в соответствии с характером
музыки
|
Магнитофон, кассета с записями («Чок да чок!» сл. и муз. Е.
Макшан-цевой), игрушки
|
«Сегодня у нас будут танцы, мы будем танцевать, а игрушки —
смотреть». Если ребенок стесняется, то сначала возможен танец с педагогом
|
8
|
Выявление танцевальных умений
|
Магнитофон, кассета с записями («Летняя», сл. Т. Сауко на
русскую народную мелодию «Жили у бабуси»)
|
«Я тебе покажу движения (хлопать в ладоши и одновременно
притоптывать одной ногой, поворачивать кисти рук), а ты повторяй за мной».
Вначале движения выполняются совместно с педагогом
|
9
|
Выявление умений слушать музыку
|
Магнитофон, кассета с записями («Воробушки и кошка», сл.
А.Ануфриевой, немецкая плясовая мелодия)
|
Ребенку предлагают послушать песенку. Вопросы после
прослушивания: «Понравилась песенка? Она грустная или веселая? Про кого
песенка? Что воробушки делали? Кто крался к воробушкам?»
|
|
|
|
|
|
Результаты.
2 балла — ребенок полностью справился с заданием без особых
затруднений.
1 балл — ребенок частично справился с заданием, путался, отвечал
не на все вопросы.
0 баллов — ребенок не справился с заданием.
Баллы суммируются, и делается вывод об уровне музыкального развития
ребенка.
Низкий уровень — 0—9 баллов.
Средний уровень — 10—14 баллов.
Высокий уровень — 15—18 баллов.
Наблюдение за детьми во время свободной и специально
организованной музыкальной деятельности
Критерии наблюдения (выделены Т. С. Бабаджан):
^ перед Началом занятия дети называют любимые песни и пьесы,
просят сыграть их, настраиваются на слушание;
^ просят повторить понравившиеся песни, обмениваются впечатлениями
друг с другом;
^ узнают знакомые произведения и различают их по характерному
вступлению;
^ громко смеются при незадачливых действиях персонажей комических
сценок, дают им советы;
^ помогают взрослому петь незнакомые песни (шевелят губами,
подражают интонациям, пропевают целые фразы); запоминают слова песен, более
или менее правильно и внятно произносят текст; вместе правильно передают ритм и
воспроизводят отдельные интонации мелодии;
^ быстро запоминают и под музыку воспроизводят показанные
взрослыми движения; переходят самостоятельно от одних движений к другим в
соответствии со сменой контрастных частей произведения;
^ пробуют самостоятельно извлекать звуки из инструментов, на
которых ранее играл взрослый, сами себе «аккомпанируют» на воображаемом
музыкальном инструменте; воспроизводят движения, разученные на музыкальных
занятиях, часто напевая при этом. Результаты.
За каждое соответствие критерию — 1 балл, за частичное соответствие
— 0,5 балла.
Уровень музыкального развития. Низкий уровень — 0—2,5 балла.
Средний уровень — 3—5,5 баллов. Высокий уровень — 6—8 баллов |