Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 20.04.2024, 18:40

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДОВ ЖИЗНИ

Примерная диагностическая программа включает в себя задачи, связанные с изучением:

^ особенностей звукового опыта ребенка;

^ своеобразия восприятия им музыкальных и немузыкальных звуков; / специфики индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку.

^ Наблюдение за проявлениями детей в экспериментальных ситуациях

Цель — изучить особенности звукового опыта детей, выявить свое­образие отношения и восприятия детьми немузыкальных и музыкаль­ных звуков. (Под «немузыкальными» понимаются звуки различных предметов, явлений, голоса природы, зверей, птиц. Под «музыкальны­ми» понимаются звуки, источником которых являются музыкальные инструменты.)

Организация игры. Во время свободной деятельности детей в груп­пе включают аудиокассету, содержащую различные звуки («Звуки при­роды», «Звучащий дом», «Звучащий город» и др.). Следует обратить внимание на реакцию детей, их комментарии, поведение.

Через некоторое время включают кассету с музыкальными произве­дениями для детей (П. Чайковский «Детский альбом», Р. Шуман «Альбом для юношества», С. Прокофьев «Детская музыка», И.-С. Бах «Шутка», оркестровая сюита си минор, С. Рахманинов «Музыкальный момент» ми бемоль минор, соч. 16, №2; А. Дворжак «Юмореска», И. Гайдн «Соната ре мажор», № 7). Следует наблюдать за реакцией детей. Если педагогу хо­рошо знакомы музыкальные предпочтения детей, то можно поэкспери­ментировать, включив кассету с любимыми детскими песнями, мелодия­ми. Осуществить то же самое, только предварительно настроив детей на восприятие немузыкальных звуков и музыки.

Результаты наблюдения лучше оформить в таблицу.

Ф. И. ребенка, возраст

Реакция на звуки и музыку в естественной обстановке / подготовленное восприятие

 

 

Проявляет интерес к звукам и музыке

Узнает звуки и музыкальные произведения

Эмоционально

отзывчив к услышанному, самовыражается

Дополнительные комментарии

Обработка таблицы осуществляется в процессе сопоставления дан­ных каждого ребенка по горизонтали: «+» — проявляет, узнает, отзыв­чив; «?» — реакции ребенка неоднозначные; «—» — не проявляет, не узнает, не отзывчив.

При анализе таблицы следует обратить особое внимание на вос­приятие детьми звуков и музыкальных произведений в естественной обстановке, без подготовки.

Серия следующих диагностических заданий осуществляется в иг­ровой форме. Предлагается использовать игры «Угадай-ка», «Поси­дим, помолчим, послушаем», «Звучащий ларец», «Кукла спит — кукла пляшет», «Что за зверь?».

 

Диагностическая игровая ситуация «Угадай-ка»

Цель — изучение особенностей немузыкального звукового опыта детей третьего года жизни.

Оборудование: листы бумаги различного качества, 2 хрустальные рюмки, крышки от кастрюль, баночка с витаминами или горохом, баночка с любой крупой, медный кувшин или тазик, деревянные бру­сочки или любой деревянный предмет.

Организация игры. Приготовленные предметы показывают детям заранее. Затем педагог прячет предметы или дети закрывают глаза (либо отворачиваются от стола, на котором расположены предметы). Педагог, извлекая звуки из предметов, задает детям вопрос: «Угадайте, что звучит?»

Исчерпывающие ответы ребенка свидетельствуют о богатстве его звукового опыта.

Диагностическая игровая ситуация «Посидим, помолчим, послушаем»

Игру рекомендуется проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально с ребенком. В каком-либо помещении педагог распола­гается с детьми и предлагает им послушать тишину. Воспитатель также обращает внимание детей на то, чтобы они постарались запомнить звуки, которые услышат, сидя в тишине. Через некоторое время детям задаются вопросы: «Что вы услышали? Какие предметы так звучат?»

Обратите внимание на способность ребенка слушать и интерпре­тировать звуки, его подготовленность к процессу восприятия.

Диагностическая игровая ситуация «Угадай, на чем играет кукла Катя»

Цель — изучение особенностей музыкального звукового опыта детей.

Рекомендуемые музыкальные инструменты: колокольчик, дудочка, бубен.

Организация игры. Ребенку предлагается послушать звучание ко­локольчика, бубна или дудочки, спрятанных за ширмой, и потом вы­брать звучащий инструмент, «на котором играла кукла Катя».

Диагностическая игровая ситуация «Звучащий ларец»

Цель — изучение особенностей детского музыкального звукового опыта.

Рекомендуемые музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, тарелочки, маракасы, деревянные коробочки, ларец.

Организация игры. Детям заранее демонстрируют музыкальные ин­струменты. Затем завуалированно педагог извлекает музыкальные звуки и просит детей угадать, какой инструмент прозвучал (возможен показ инструментов детьми, для этого расположите дополнительный комплект на столе перед «звучащим ларцом»).

Обратите внимание на реакцию детей, их ответы, характер затруд­нений, какие музыкальные инструменты хорошо знакомы дошколь­никам, а какие не знакомы.

Диагностическая игровая ситуация «Кукла спит — кукла пляшет»

Цель — выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку.

Организация игры. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (плясовая и колыбельная) в аудиозаписи:

^ «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой;

^ «Колыбельная», муз. В. Агафонникова.

После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пляшет).

Для детей младшего дошкольного возраста музыкальный репертуар может быть расширен. Рекомендуются произведения:

^  «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко;

^ «Дождик», русская народная песня в обработке Т. Попатенко;

^ «На парад идем», муз. Ю. Слонова;

^ «Праздничная», муз. Т. Попатенко.

Детям предлагаются следующие игровые действия: кукла играет с лошадкой, кукла под дождем, кукла идет на парад, у куклы праздник.

Критериями оценки реакции ребенка на музыку являются:

^ эмоциональность (проявление эмоций в процессе слушания);

^ сопровождение звучания музыки непроизвольными движениями;

^ внимание и сосредоточенность;

^ появление вокализации, голосовых реакций;

^ адекватность игрового действия музыкальному произведению.

Диагностическая игровая ситуация «Что за зверь?»

Цель — изучить особенности восприятия детьми низкого и высо­кого звучания музыки.

Организация игры (первый вариант). После звучания музыки ре­бенку предлагается выбрать игрушку, которой подходит музыка высо­кого или низкого звучания (мишку или зайку). Рекомендуются про­изведения:

^ «Зайка», русская народная мелодия, обраб. А. Александрова;

^ «Мишка», муз. Е. Тиличеевой.

Организация игры (второй вариант). Детям предлагается прослу­шать фрагмент мелодии «Собачка» М. Раухвергера в фортепианном исполнении, в высоком и низком регистрах (возможно использовать аудиозапись). Затем педагог просит детей выбрать соответственно большую или маленькую собачку: «Ребятки, какая собачка лает — маленькая или большая?» Учитывая особенности восприятия и мыш­ления детей данного возраста, приготовьте игрушки или плоскостные изображения собачек, фланелеграф.

Результаты данной диагностики рекомендуется дополнить резуль­татами диагностики родителей.

Примерные вопросы для анкеты:

Как часто в вашем доме звучит музыка?

Какие именно произведения звучат?

Охотно ли ваш ребенок реагирует на музыку?

Каким образом чаше всего ваш ребенок воспринимает музыку (пританцовывает, пытается подпевать, внимательно слушает и т.п.)?

Знаете ли вы музыкальные предпочтения вашего ребенка?

Часто ли ребенок выражает желание послушать музыку?

Слушаете ли вы с ребенком детскую музыку?

Вы поете (танцуете) с ребенком?

Обобщив диагностические результаты, вы получите необходимую информацию об особенностях музыкального восприятия своих воспи­танников. Исходя именно из этих особенностей следует определить круг задач, которые необходимо решать, музыкально развивая ребен­ка, и выбрать возможные средства их решения, доступные воспитате­лю детей раннего возраста.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 1523 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru