Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 24.04.2024, 15:17

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ П.ЧАЙКОВСКОГО ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель диагностики — изучить особенности восприятия музыкальных произведений П. И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности художественного восприятия детьми музыки П.И.Чайковского изучаем в единстве трех компонентов художествен­ного восприятия:

^ эмоциональной отзывчивости на музыку;

^ сформированности интереса к слушанию музыки; музыкальной эрудиции.

Диагностическое задание № 1

Цель — изучение эмоциональной отзывчивости и сформирован­ное интереса к восприятию музыки.

Ход диагностики. Детям предлагается для прослушивания (1—1,5 минуты) два отрывка из произведений П. И.Чайковского «Песня жа­воронка» из «Детского альбома» и Марша из балета «Щелкунчик». В процессе наблюдения за поведением детей в процессе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

^ эмоциональный отклик на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

^ проявление ребенком интереса к слушанию музыки;

^ сосредоточенность (сохранение на протяжении всего процесса вос­приятия, устойчивость);

^ воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмичес­кого рисунка;

^ адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведе­нии настроению.

Результаты.

1 балл — низкий уровень, ребенок отвлекается, не слушает музыку.

2 балла — средний показатель, внешние реакции проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер.

3 балла — высокий уровень, реакции проявляются ярко, автоном­но от взрослого.

Уровень эмоциональной отзывчивости. Высокий уровень — 24—30 баллов. Средний уровень — 20—24 балла. Низкий уровень — до 20 баллов.

Диагностическое задание №2

Цель — изучение понимания детьми эмоционального настроения, передаваемого музыкальными средствами выразительности в произве­дении.

Ход диагностики. После прослушивания отрывков (задание №1) с каждым ребенком индивидуально организуется обсуждение, в про­цессе которого воспринятый отрывок ребенок характеризует через выбор (так как самостоятельный подбор слов для ребенка сложен) слов-эпитетов для определения характера музыкального произведе­ния. Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки» (по О. П. Радыновой).

Марш из балета «Щелкунчик»

Веселая

Спокойная

Отважная

Игривая

Гордая

Беспокойная

Задорная

Мужественная

Стремительная

Звонкая

Грозная

Осторожная

Забавная

Сердитая

Уверенная

Скачущая

Торопливая

Прозрачная

Солнечная

Праздничная

Суровая

Танцевальная

Маршевая

Грубая

 

«Песня жаворонка»

 

Мечтательная

Звонкая

Улыбающаяся

Ласковая

Жалобная

Тоскливая

Задумчивая

Протяжная

Обиженная

Светлая

Неторопливая

Сердитая

Легкая

Спокойная

Сказочная

Плавная

Тревожная

Волшебная

Печальная

Сдержанная

Осторожная

Шутливая

Утренняя

Скачущая

После выбора того или иного эпитета к отрывку ребенка просят обосновать свой выбор («Почему ты так думаешь?»).

Беседа с детьми

Цель — изучение особенностей музыкальной эрудиции детей стар­шего дошкольного возраста.

Вопросы беседы:

Зачем людям нужна музыка? Какие чувства выражает музыка? Что ты любишь делать под музыку?

Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь?

Каких композиторов ты знаешь?

Какие жанры музыки ты знаешь?

Какой в музыке бывает ритм?

Опиши мелодию твоего любимого произведения.

Что в музыке можно передать с помощью темпа?

Критерии оценки.

Низкий уровень. Ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения, которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкаль­ных средствах выразительности. Не может объяснить их назначение.

Средний уровень. Ребенок понимает средства музыкальной вырази­тельности, но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку. В своих ответах не уверен. Имеет музы­кальные предпочтения, хорошо объясняет на примере любимых про­изведений свое понимание музыкального образа.

Высокий уровень. Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкаль­ные средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит осознанный, системный ха­рактер. Имеет представления о жанрах классической музыки.

Диагностическое задание №3

Цель — изучение особенностей восприятия детьми музыкальных произведений и умений отражать впечатления через интеграцию ви­зуальных и слуховых впечатлений.

Ход диагностики. Методика заключается в выборе детьми из ряда цветовых стимулов-карточек (9 основных цветов спектра), предъявля­емых в процессе восприятия музыкальных фрагментов, цветового ин­дикатора эмоционального состояния, соответствующего характеру за­данного для прослушивания музыкального фрагмента.

Детям в процессе прослушивания небольшого отрывка из музы­кального произведения П.И.Чайковского («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва») предлагается выбрать карточку именно того цвета, каким бы они нарисовали данную мелодию. Задача для ребенка — посредством возникающего эмоционального отношения восстановить структуру отображения, то есть с помощью эмоциональ­ного кода воссоздать цветовой образ музыкальной композиции.

Единовременное воздействие активизирует процесс согласования информации различных сенсорных каналов, то есть позволяет ребенку выбрать из предложенного ряда цветовой стимул, наиболее соответст­вующий эмоциональному переживанию, возникшему в процессе му­зыкального восприятия.

Посредством введения цветовой символики изучается эмоциональ­ная реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии.

Результаты диагностики соотносятся с одним из типов художествен­ного восприятия музыки ребенком старшего дошкольного возраста.

Дети-фантазеры. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения проявляется в большом количестве мимических, двига­тельных реакций, проявлении интереса к ритмическому рисунку, бы­строй смене темпо-ритма. Для таких детей в значительной степени характерна эмоциональная активность в процессе слушания музыки — сопереживание проявляется очень бурно, выражены адекватные эмо­циональные реакции. Ребенок понимает и по-своему интерпретирует содержание музыкального произведения, которое для него более зна­чимо, представляет свои сюжеты, его захватывает процесс его интер­претации, то есть придумывания своего содержания к отрывку. Инте­рес ребенка к процессу слушания музыкального произведения ситуа­тивен, обусловлен близостью содержания к игровым интересам ребенка. У таких детей развито воображение, фантазия. Поэтому они в значительной степени сензитивны к бисенсорному воздействию. Од­нако само музыкальное произведение, его средства выразительности занимают второстепенное место. Тем не менее, именно через понима­ние средств музыкальной выразительности ребенок строит свое игро­вое содержание. Такие дети обладают достаточным запасом знаний о музыке и музыкальных средствах выразительности, но его объяснение носит субъективный, авторский характер.

Дети-мечтатели отличаются высокой восприимчивостью и чуткос­тью в проявлении эмоциональной отзывчивости на музыкальное произ­ведение. Характерны устойчивость сосредоточения и его длительное со­хранение. Ребенок слушает внимательно, почти отключается от внешних раздражителей. Ребенок познает музыкальное произведение как своеоб­разный, поэтичный мир, что доставляет ему удовольствие. Ребенок не пытается вникнуть в содержание или различить средства музыкальной выразительности. Для него ценно и значимо музыкальное произведение в целостности, в единстве всех компонентов. Ребенок не проявляет эмо­циональной активности в процессе слушания, эмоциональные реакции бедные. Ребенок точно отражает эмоциональный настрой произведения через слово (подбор эпитетов). Иногда затрудняется с ответом, так как не точно понимает содержание слова и тонкости лексических значений. Часто использует сравнения. Средства выразительности почти не диффе­ренцируются. Уровень знаний в области музыки незначителен. У ребен­ка не развито дифференцированное восприятие музыкального произве­дения. Имеет свои музыкальные предпочтения. Бисенсорное воздейст­вие продуктивно и индивидуализировано.

Дети-рационализаторы. Для детей данной группы характерен ин­терес к музыкальным произведениям, проявляющийся в условиях под­крепления слуховых зрительными или другими впечатлениями. Дети склонны опираться на известные образы, сравнивать с известными мелодиями. Ассоциативный ряд проявляется во взаимосвязи с явле­ниями общественной жизни: «Я уже слышал это по телевизору» и т. п. Музыкальное произведение привлекательно с точки зрения известнос­ти, «знакоместа», распространенности. Дети данной группы стараются средства музыкальной выразительности логизировать, пошагово объ­яснить, прокомментировать. Воображение развито слабо. Эмоцио­нальная активность проявляется в случае, если произведение знакомо, при многократном повторе. Устойчивость и сосредоточенность в про­цессе художественного восприятия выражены слабо. Внешние прояв­ления эмоциональных реакций чаще всего проявляются по инициати­ве взрослого. Настроение музыкального произведения понимается, но в значительной степени с опорой на содержание. Знания в области музыки поверхностны, ситуативны. Отражение музыкальных впечат­лений через интеграцию слуховых и зрительных впечатлений затруд­нено, впечатления выражаются часто через графический образ. Основ­ная особенность данной группы детей — стремление к логической интерпретации музыкального произведения.

Дети-потребители отличаются поверхностностью в восприятии музыки. Поведение и эмоциональные реакции неустойчивы, в значи­тельной степени ситуативны. Для ребенка затруднено зрительное со­средоточение при восприятии музыкального произведения. Эмоцио­нальные реакции, мимические и двигательные реакции неосознанны, наблюдается их частая смена, не всегда адекватная передаваемому настроению в музыкальном отрывке. Ребенок часто отвлекается, од­нако включение музыкальных произведений в повседневные режим­ные моменты способствует проявлению организованности, собранности, стимулирует деятельность. Эмоциональное настроение (через слово-эпитет) легче воспринимается через контрастные эпитеты. При этом часто дети стремятся угадать, ориентируясь на реакцию экспе­риментатора. Дети-потребители плохо ориентируются в средствах му­зыкальной выразительности, не проявляют интереса. Ценностное от­ношение к музыкальным произведениям не сформировано.

В результате использования вышеназванных диагностик воспри­ятия музыки детьми раннего и дошкольного возраста определяются особенности и уровень восприятия — первой ступени музыкально-ху­дожественной деятельности ребенка-дошкольника. Изучив специфику процесса восприятия музыки детьми, музыкальному руководителю, воспитателю станут очевидны возможные педагогические стратегии и тактики развития музыкальности ребенка, его музыкальных способ­ностей, музыкальной культуры и эрудиции не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни воспитанника.

 

ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предмет педагогической диагностики: субъектные проявления стар­шего дошкольника в музыкальной деятельности. Задачи диагностики:

1. Изучить особенности интереса и отношения детей старшего до­школьного возраста к музыке и к разным видам музыкальной деятель­ности.

2. Изучить особенности музыкальной субкультуры старших до­школьников.

3. Изучить особенности музыкальных способностей старших до­школьников.

4. Определить позиции детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Методы педагогической диагностики: индивидуальные беседы с ре­бенком, наблюдения за детьми в повседневной жизни и в музыкальной деятельности, диагностические игровые ситуации, диагностические игры, анкетирование родителей.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 6543 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru