Цель диагностики: изучить особенности отношения детей среднего
и старшего дошкольного возраста к традиционной русской культуре и влияние на
них взрослых: педагогов и родителей.
Комплексная методика включает два направления: диагностическое
исследование отношения к русской народной культуре дошкольников и
диагностическое исследование взрослых (воспитателей детского сада и родителей
детей).
Цель первого направления дополнительной диагностики — определить
особенности отношения к традиционной русской культуре детей 4—7 лет.
Задачи:
1. Выявить интерес детей к истории России, к некоторым составляющим
ее материальной и духовной культуры.
2. Изучить своеобразие представлений детей 4—7 лет о традиционных
предметах быта, народной русской одежде, знание народных игр и игрушек,
сказок, колыбельных песен, потешек, пословиц.
3. Изучить специфику представлений детей 5—7 лет о некоторых
особенностях старинного русского быта, отдельных обрядовых праздниках и
наиболее важных нравственных ценностях русского народа.
4. Выявить желание детей отражать вышеназванные представ-леьия
в разных видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной.
Для их реализации используются следующие методы: беседы,
экспериментальные ситуации, наблюдение.
Далее представлено содержание методов для изучения отношения
к традиционной русской культуре детей среднего дошкольного возраста.
Индивидуальная беседа №
1
Цель — выявить особенности отношения к России, ее истории,
народной игровой культуре (народным играм и игрушкам).
Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы:
В каком городе ты живешь? Как он называется?
Как называется страна, где ты живешь?
Что такое Родина?
Где ты родился?
Кто тебе рассказывал о России?
Что интересного о прошлом страны ты знаешь? Откуда ты это
узнал?
Во что ты любишь играть?
Ты знаешь, во что играли раньше девочки и мальчики? Какие
народные игрушки ты знаешь? Какие народные игры ты знаешь?
Индивидуальная беседа
№2
Цель: выявить особенности отношения к устному народному
творчеству.
Стимульный материал: иллюстрированные детские книги с текстами
русских народных сказок, колыбельных песенок, потешек, прибауток, загадок.
Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы:
Что такое колыбельная песня?
Какую колыбельную поет тебе мама?
Какую колыбельную ты можешь спеть кукле Маше9
Какие русские народные сказки ты знаешь?
Назови самую любимую русскую народную сказку. Почему она тебе
нравится?
Какие маленькие народные стишки-потешки ты знаешь? Почему они
так называются?
Какие загадки ты знаешь? Почему они так называются?
Кто придумал русские народные сказки, потешки, колыбельные,
загадки?
В случае затруднения внимание детей обращается на приготовленные
заранее книги, и задаются вопросы:
Узнаешь ли ты по картинкам сказки? Назови, какие из них тебе
знакомы?
Посмотри: на картинке спят детки и зверюшки... Как ты думаешь,
какие песенки им пели, чтобы они скорее заснули? Спой одну.
Читали ли тебе эти книжки с короткими стишками-потешками?
Помнишь ли ты их? Расскажи одно из них.
К каким загадкам нарисованы в этой книге отгадки? Вспомни народные
загадки о... (зайчике, морковке и т.д.).
Диагностическая
ситуация «Узнай предмет»
Цель — изучит!» своеобразие представлений о традиционных предметах
быта.
Стимульный материал: коллаж с изображениями предметов народного
быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, сарафан, косоворотка, кокошник,
фуражка, лапти, чугунок, люлька, лавка.
Предъявление задания. Назови, что ты узнаешь на картинках.
Диагностическая ситуация «Посели детей в домики»
Цель — изучить своеобразие представлений о традиционных предметах
быта и народной одежды русского ребенка.
Стимульный материал: картинки с изображениями русской избы и
современного дома, отдельно вырезанные фигурки мальчика и девочки в народной
одежде и в современной одежде; пары предметов традиционного народною и
современного быта; разные игрушки: русская печь и газовая плита, чугунный и
электрический утюги, чугунок и кастрюля, ухват и прихватки, деревянная ложка и
столовые приборы, миски и столовая посуда, соломенная, тряпичная куклы и
современная куклы, вырезанная из дерева лошадка и машинка, чурочки и
конструктор и т. п.
Предъявление задания. Посели героев (мальчиков и девочек) в их
домики вместе с предметами, которые им подходят. Объясни, почему ты именно так
расположил предметы, назови их.
Диагностическая
ситуация «Выбери книгу»
Цель — определить особенности интереса детей к книгам с русской
народной тематикой.
Стимульный материал: книги «Сборник русских народных сказок»,
«Сборник малых форм русского фольклора», «Книга о русских народных
праздниках», «Сборник волшебных сказок разных авторов»,
«Стихи о природе»,
«Разные машины», «Книга о жизни животных», «Комиксы», «Книга с рассказами из
жизни современных детей».
Предъявление задания. Рассмотри книги. Выбери те, которые тебе
читали. Расскажи, о чем они?
Выбери те, которые тебе хотелось бы почитать. Почему именно
эти?
Выбери одну (самую интересную), которую ты хотел бы иметь
дома. Чем она тебе интересна?
Диагностическая
ситуация «Выбери игрушку»
Цель — определить особенности интереса детей к русским народным
игрушкам.
Стимульный материал: 2 дымковские игрушки, 2 филимоновские игрушки,
2 каргопольские сюжетные игрушки, 2 народные деревянные двигающиеся
игрушки-забавы (клюющие курочки, медведи на качелях ит. п.), соломенная и
тряпичная куклы; современные игрушки (пластмассовые и резиновые животные,
куклы небольшого размера, машинки разных видов и т. п.). Всего по 10 народных и
современных игрушек.
Предъявление задания. Рассмотри игрушки. Выбери из них три,
которые тебе больше других нравятся. Чем они тебе нравятся?
Выбери из них три, которые тебе кажутся самыми красивыми.
Почему они красивые?
Выбери из них три, которые ты видишь первый раз, которые не
похожи на знакомые тебе игрушки. Нравятся ли они тебе? Хотел бы ты узнать о них
что-либо (как они называются, кто их придумал, как в них можно играть)? Хотел
бы ты с ними поиграть?
Выбери из них три, с которыми тебе больше всего хочется поиграть.
Почему выбрал их? Как будешь играть?
Наблюдение за детской
деятельностью
Цель — выявить желание детей отражать имеющиеся представления
о русской народной культуре в разных видах деятельности: игровой,
изобразительной, театрализованной.
Наблюдение в уголке художественно-изобразительной деятельности
Цель — выявить наличие интереса к предметам народного быта и
игрушкам, выраженного в желании раскрасить изображения определенных видов.
Стимульный материал: заранее в уголок изобразительной
деятельности вносятся раскраски с изображениями девушки в русском народном
костюме, юноши в русском народном костюме, реалистичные изображения девочки и
мальчика, силуэты дымковских игрушек (лошадка, козочка, барышня), реалистичные
изображения лошадей, коз, изображение народных и классических музыкальных
инструментов, цветные карандаши.
Наблюдение за игровой деятельностью детей в течение дня
Цель — выявить наличие у детей интереса к народным подвижным
играм, наличие игровых умений и характер использования стихотворных текстов в
играх, а также желание и возможности использовать тексты народных потешек,
колыбельных песен в самостоятельных сюжетных играх.
Стимульный материал: заранее предметно-развивающая среда дополняется
атрибутами для подвижных народных игр, например шапочки-маски «кот», несколько
«мышек» (для игры в кошки-мышки), шапочка-маска «медведь» (для игры «У медведя
во бору»), яркий платок (для игры «Платочек»), люлька с тряпичной
куклой-младенцем, предметы народной деревянной и глиняной посуды (в уголок для
сюжетно-ролевой игры «семья»).
Наблюдение в книжном
уголке
Цель — выявить интерес к книгам с текстами русских народных
сказок, загадок, песенок, потешек и способы проявления интереса к ним у детей.
Стимульный материал: заранее предметно-развивающая среда дополняется
книгами соответствующей тематики: «Сборник русских народных сказок о
животных», «Сборник русских народных волшебных сказок», «Сборник малых форм
русского фольклора», «Сборник народных загадок», «Сборник с русскими народными
небылицами», «Книга о русских народных праздниках» и т. п.
Критерии анализа особенностей развития интереса детей среднего
дошкольного возраста к традиционной русской культуре.
^ интерес детей к истории России, к некоторым составляющим ее
материальной и духовной культуры;
^ представления детей 4—7 лет о традиционных предметах быта,
народной русской одежде, знание народных игр и игрушек, сказок, колыбельных
песен, потешек, пословиц;
^ желание детей отражать представления в разных видах
деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной;
^ самостоятельность суждений.
В целом диагностические задания способствуют выявлению особенностей
отношения детей 4—5 лет к традиционной русской культуре.
Далее представлено содержание методов для изучения отношения к
традиционной русской культуре детей старшего дошкольного возраста.
Индивидуальная беседа
№3
Цель — выявить особенности отношения к России, ее истории.
Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы;
Как называется страна, где ты живешь?
Что такое Родина?
Где ты родился?
Кто тебе рассказывал о России?
Что интересного о прошлом страны ты знаешь? Откуда ты это
узнал?
Знаешь ли ты, как называлась Россия в древние времена? Знаешь
ли ты, как называлась столица Древней Руси? Как ты понимаешь пословицу «Человек
без Родины — что соловей без песни»?
Вспомни, какими словами называют Россию в сказках, пословицах,
поговорках.
Диагностическая
ситуация «Раньше было.., а сейчас...»
Цель — изучить своеобразие представлений о традиционных предметах
быта.
Предъявление задания: «Я буду называть старинные предметы, а
ты говори, какие сейчас есть похожие предметы: лапти (ботинки, туфли), чугунок
(кастрюля), сарафан (платье), печь (плита), кокошник (шляпка), кафтан (куртка),
рукомойник (раковина), лавка (стул, табурет, диван), люлька (кроватка) и т.
п.»
Индивидуальная беседа
№4
Цель — выявить особенности представлений детей о традиционном
русском жилище и о старинном русском костюме.
Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы:
Как называлось жилище на Руси?
Знаешь ли ты, из какого материала строилось старинное русское
жилье?
Как ты думаешь, почему избы строились именно из дерева?
Вспомни сказки, загадки, пословицы, где рассказывается о жилье
русского крестьянина.
Объясни пословицы: «Без печи хата — не хата» (в случае затруднения
взрослый сам или совместно с ребенком объясняет пословицу: на Руси в избах печь
занимала почти пол-избы, с печью связан весь быт крестьянина); «Когда в печи
жарко — тогда и варко» (в случае затруднения взрослый сам или совместно с
ребенком объясняет пословицу: хорошая печь — гордость хозяина, печь должна
дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше).
Знаешь ли ты, во что одевался русский крестьянин?
Что ты знаешь о том, как изготовлялась ткань для одежды?
Объясни пословицу: «Не поносишь старого — не носить и нового»
(в случае затруднения взрослый сам или совместно с ребенком объясняет
пословицу: крестьяне одежду донашивали, перешивали и латали до полной
ветхости).
Скажи, что можно узнать о старинном русском костюме из произведений
устного народного творчества.
Диагностическая
ситуация «Одень кукол»
Цель — изучить своеобразие представлений о старинном русском
костюме.
Стимульный материал: 6 плоскостных кукол (юноши и девушки),
изображающих русских людей, современных людей, людей другой национальности.
Отдельно комплекты современной и старинной национальной одежды (русский,
украинский, грузинский костюмы, костюм северных народов).
Предъявление задания. Рассмотри фигурки людей, объедини их в
пары. Рассмотри и разложи одежду людей разных национальностей и современную
одежду. Узнаешь ли ты, людям каких народов подходят эти национальные костюмы?
Наряди кукол в подходящие костюмы. Объясни свой выбор.
Индивидуальная беседа
№5
Цель — выявить особенности представлений детей о национальной
русской еде, кухне.
Предъявление задания.
Назови блюда, которые употреблял в пищу русский народ.
Назови самые известные русские блюда.
Назови самые известные русские напитки.
Какие из этих блюд готовят у тебя дома? Любишь ли ты их?
Что можно узнать о традиционной русской еде (той, которую обычно
едят русские люди) из произведений устного народного творчества?
Назови сказки, в которых описываются традиционные продукты,
обычная, повседневная и праздничная еда и блюда русского народа. В каких
отрывках? Что ты помнишь об этом?
Назови пословицы, поговорки о еде.
Объясни пословицу «Хлеб да каша — пища наша».
Как ты думаешь, почему нет пословиц о картошке, которую сейчас
мы так любим?
Диагностическая
ситуация «Узнай праздник»
Цель — выявить особенности представлений детей об основных
обрядовых праздниках русского народа.
Стимульный материал: подборка иллюстраций с изображениями
обрядовых праздников: Пасха, Рождество, Масленица, Троица.
Предъявление задания. Рассмотри картинки. На них изображены
четыре самых известных русских народных праздника. Назови их.
Как ты узнал, что на этих картинках изображено празднование
Пасхи? Расскажи, что ты знаешь об этом празднике. Зачем его празднуют?
Празднуется ли он в детском саду? Как? Празднуется ли он у тебя дома? Как?
Как ты узнал, что на других картинках изображено празднование
Рождества? Расскажи, что ты знаешь об этом празднике. Зачем его празднуют?
Празднуется ли он в детском саду? Как? Празднуется ли он у тебя дома? Как?
Как ты узнал, что на этих картинках изображено празднование
Масленицы? Расскажи, что ты знаешь об этом празднике. Зачем его празднуют?
Празднуется ли он в детском саду? Как? Празднуется ли он у тебя дома? Как?
Как ты узнал, что на этой картинке изображено празднование
Троицы? Расскажи, что ты знаешь об этом празднике. Зачем его празднуют?
Празднуется ли он в детском саду? Как? Празднуется ли он у тебя дома? Как?
Какой из этих праздников тебе .больше нравится? Почему?
Диагностическая
ситуация «Разложи игрушки»
Цель — выявить особенности представлений детей о некоторых
видах народных игрушек.
Стимульный материал: подборка разных видов русских народных
промысловых игрушек и/или их изображений (дымковская, филимо-новская,
семеновская игрушка, каргопольская сюжетная игрушка, народные деревянные
двигающиеся игрушки-забавы и т.п.).
Предъявление задания. Рассмотри русские народные игрушки. Разложи
их по видам, назови игрушки разных видов. Что ты знаешь о них?
Какие из них тебе больше всего нравятся? Почему? Какие
народные игрушки ты еще знаешь?
Есть ли народные игрушки в твоей группе детского сада? Есть ли
народные игрушки у тебя дома?
Для чего можно использовать народные игрушки? Для чего они
нужны лично тебе?
Знаешь ли ты сказки, в которых рассказывается о народных игрушках?
Знаешь ли ты пословицы, поговорки об игрушках?
Диагностическая
ситуация «Пословица недаром молвится»
Цель — изучить специфику представлений детей 5—7 лет о наиболее
важных нравственных ценностях русского народа, выраженных в пословицах.
Предъявление задания.
Индивидуально детям предлагается объяснить пословицы. Как ты
понимаешь слова «Пословица недаром молвится»? Верно, в пословицах русский
народ выразил свою мудрость, свое понимание законов, по которым должны жить
люди. Поэтому если можешь объяснить пословицу — значит, знаешь о том, что русский
человек считает правильным, честным, полезным для всех. Постарайся объяснить
пословицы.
«Семья в куче — не страшна туча» (в случае затруднения
взрослый сам или совместно с ребенком объясняет пословицу: семья — самое главное,
и когда люди вместе, легче переживать трудности).
«Труд человека кормит, а лень портит» (в случае затруднения
взрослый сам или совместно с ребенком объясняет пословицу: если человек будет
трудиться, то у него будет и пища, и одежда, на трудолюбивого человека приятно
смотреть).
«Умеешь в гости звать — умей и угощать» {в случае затруднения
взрослый сам или совместно с ребенком объясняет пословицу: на Руси дорогому
гостю давали самое лучшее).
Все это — гостеприимство, дружная семья, трудолюбие — ценности
русского народа.
Назови, какие ты знаешь сказки, в которых рассказывается про
эти ценности.
Индивидуальная беседа №
6
Цель — выявить особенности представлений детей о природе России
и об отношении к ней русских людей.
Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы:
Как ты думаешь, почему Россию называют «краем рек и озер»?
Какое дерево считается в России самым главным?
В каких стихах и песнях упоминаются береза и другие деревья?
Какие животные в России имели самое большое значение?
Какие загадки о русских животных ты знаешь?
В каких сказках участвуют животные и помогают людям?
Какое время года самое красивое в России?
Как времена года описываются в сказках?
Почему о природе и животных придумано так много сказок,
загадок? |