Предмет диагностики: особенности эмпатии детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить особенности процессов сопереживания,
сочувствия, содействия у старших дошкольников.
2. Изучить особенности проявления эмпатии старшими
дошкольниками во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Обоснование системы предлагаемых методов. В современной
педагогике развитие эмпатии как способности человека к сочувствию и
сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний является одним из
важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.
Изучением проблемы появления и развития эмпатии в
дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи: А. В. Запорожец,
Л.П.Стрелкова, В. В. Абраменкова, А.Б.Николаева, Т. П. Гаврилова, А. А. Рояк и
др. Результаты исследований показали, что именно в дошкольном детстве
закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности,
поэтому актуальным на сегодняшний день является определение эффективных путей
развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявления в повседневной
жизнедеятельности у детей, начиная с дошкольного возраста.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения,
обучения чувствованию ребенка — это путь через игру, которая является основным
видом деятельности старших дошкольников, в процессе которой они могут развивать
способность чувствовать и выражать душевное состояние окружающих (Л. С.
Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. Г. Якобсон). Понимание
игры как «эмоционально-действенного освоения мира» (А. Н.Леонтьев) чрезвычайно
важно не только для теории, но и для практики дошкольного образования.
Для решения выделенных задач педагогической диагностики
используется комплекс диагностических методов.
Представленные диагностические методы позволяют изучить
особенности сопереживания, сочувствия, содействия с разных позиций: на уровне
представлений детей об эмоциях и чувствах (включающих знания о причинах и
способах выражения эмоций), на уровне восприятия и понимания эмоций детьми
(включающих их вербальное определение, соотнесение с конкретной ситуацией), на
уровне переживания эмоций и чувств (включающих их интерпретацию и проявление в
поведении ребенка по отношению к ситуации, игровым персонажам, сверстникам).
Предложенные методы можно назвать психолого-педагогическими, поскольку
изучением эмпатии преимущественно занимались психологи. Адаптация методов к
деятельности воспитателя детского сада или детского педагога-психолora позволяет
использовать их в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Охарактеризуем каждый из методов.
Беседа с использованием проективных заданий
(«Зазеркалье»).
Беседа включает прямые и косвенные вопросы к ребенку в
сочетании с использованием проективных заданий. В контексте данного метода
такое сочетание позволяет изучить не только особенности эмоционального опыта
ребенка, но и его знания об эмоциональной жизни человека, а также особенности
его эмоциональных отношений, что в целом позволяет сделать вывод об
особенностях представлений ребенка об эмоциях и чувствах.
|