Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 17.10.2018, 08:11

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстети­ческого развития и развития изобразительной деятельности дошколь­ников.

Задачи диагностики:

1. Изучить особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.

2. Определить особенности развития эстетических способностей детей.

3. Изучить особенности педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников, существующие в практике до­школьного образовательного учреждения и семьи.

На выявление особенностей освоения дошкольниками изобрази­тельной деятельности нацелена ситуация, представленная ниже.

 

Диагностическая ситуация «Научи рисовать!»

Цель — освоение дошкольниками изобразительной деятельности и проявление творчества.

Проводятся анализ процесса продуктивной деятельности у до­школьников: выявление особенностей освоения компонентов изобра­зительной деятельности — от цели до результата, проявление творче­ства в процессе выполнения работы детьми дошкольного возраста, а также анализ продукта детской деятельности.

Стимульные материалы: лист бумаги формата А4, изобразительные материалы и инструменты, представленные в центре творчества; ма­териалы для создания изображения в различных изобразительных тех­никах. Например, если диагностируется рисование: различные штам­пы, пипетка, трубочка, валик, вата, красящие вещества, песок, плас­тилин и т.п. Соответственно, для диагностирования других видов деятельности подбираются соответствующие материалы.

Условия диагностирования.

Расширенный вариант задания требует некоторого количества сво­бодного времени, так как предполагает создание детьми трех работ: рисунков по теме, предложенной взрослым, по самостоятельно опре­деленной теме и в процессе создания изображения различными (не­традиционными) техниками. В связи с этим задание может быть реа­лизовано на занятиях деятельности в течение одного или двух диа­гностических недель (сентябрь, повторное проведение — май). Для проведения «быстрой» диагностики можно ограничиться рисованием по предложенной взрослым теме.

Используется игровая ситуация — оказание помощи игровому пер­сонажу, который не умеет рисовать. В случае индивидуального проведения изобразительные материалы и инструменты находятся в поле зрения ребенка (диагностирование лучше проводить в Центре творче­ства). Но специально данные материалы перед ребенком не выставля­ются. Фиксируются самостоятельный выбор материала и организация ребенком рабочего места. Данные задания можно проводить в форме коллективного (подфуппового) диагностического занятия, предвари­тельно напомнив детям, чтобы каждый попытался нарисовать «свое», не подглядывая и не показывая друг другу, чтобы посмотреть, что получится. В данном случае предполагается использование специаль­но приготовленных материалов (карандашей, красок, кистей 2—3 раз­меров, фломастеров) для каждого ребенка. Инструкция.

Ребенку предлагается научить игрового персонажа рисовать (ле­пить, апплицировать, конструировать), рассказать, что для этого надо. Затем предлагается выполнить работу.

A) По определенной теме, предложенной воспитателем. Возмож­ные темы: рисование и лепка «Мальчик, удерживающий на поводке собаку», «Мы помогаем маме по дому», «Чем мы занимались в выход­ные», изображение эпизодов из сказок (например, «Битва Ивана-ца­ревича с Кощеем», «Колобок и лиса», «Буратино узнал тайну Золотого ключика»).

Б) Через некоторое время (на следующем занятии, на следующий день — в зависимости от наличия свободного времени) выполняется работа по самостоятельно выбранной теме: «Ты любишь рисовать? Что интересно рисовать? Нарисуй, что хочется. Все что захочешь!»

B) Выполнить работу «необычными материалами». Задание лучше проводить после проведения беседы и для активизации деятельности предварительно показать несколько работ, выполненных в нетрадици­онных изобразительных техниках. Это могут быть кляксография, паль­цевая и ладонная техники, выдувание из трубочки, с использованием приема «по-сырому», дорисовывание отпечатков предметов и штампов и т. п. («Посмотри внимательно, как много материалов и инструментов перед тобой! Как ты думаешь, ими можно рисовать? Рассмотри ри­сунки, они нравятся тебе? Как ты думаешь, как их нарисовали? Ты сможешь нарисовать что-нибудь также? Попробуй!»)

В процессе выполнения задания осуществляется наблюдение за про­цессом создания дошкольниками изображения. Способы обработки и анализа материалов.

В процессе наблюдения фиксируются: особенности принятия за­дания ребенком, сформированность изобразительной деятельности (от цели до результата), особенности поведения в процессе выполне­ния задания (сосредоточенность, организованность, аккуратность, умение организовать рабочее место, планировать деятельность), эмо­циональные проявления, самостоятельность, активность, коммента­рии и другие показатели.

Протоколы могут заполняться на протяжении всего года, для этого следует сделать графы для заполнения побольше. Так как ценно про­водить анализ работ, выполненных как на занятиях, так и самостоя­тельно ребенком, возможно использование двух цветов (например, для обозначения результатов на занятиях — синий, самостоятельной дея­тельности — красный). Результаты фиксируются в один протокол. Это позволит наглядно представить различия в рисовании по заданным условиям и в свободной деятельности. На основании показателей за­полняется протокол обследования.

 

Оценка развития эмоционально-эстетических и творческих способ­ностей дошкольников

В современных исследованиях большое внимание уделяется изуче­нию предпосылок освоения художественной деятельности детьми — развитию сенсорных, интеллектуальных, творческих и эмоционально-эстетических способностей (во взаимосвязи). Существуют известные диагностические методики, позволяющие изучить особенности разви­тия сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей (напри­мер, методики, разработанные под руководством Л. А. Венгера), ре­зультаты которых также следует учитывать при трактовке данных ху­дожественно-эстетического развития дошкольников.

Далее представлены некоторые варианты диагностических заданий, часто используемые психологами и воспитателями дошкольных образо­вательных учреждений. Мы не претендуем на исчерпывающее (глубокое и многостороннее) изучение творческих и эстетических способностей детей. Масштабное изучение особенностей развития способностей до­школьников следует проводить подготовленным специалистам (психо­логам, преподавателям изостудий, воспитателям, работающим с одарен­ными детьми). В этой связи напомним, что часто создатели тестов и заданий говорят о недопустимости «выхватывания» заданий из разрабо­танной ими серии (использование только одного задания) и необходи­мости сопоставления результатов всех заданий для формулирования вы­вода о развитии детей, а также о неправомерности не. апробированного использования «школьных» тестов и заданий (прошедших апробацию применительно к школьному возрасту).

В связи с этим предлагаемые далее задания являются своего рода ориентирами, их результаты могут лишь подсказать направления педа­гогической работы. Это определило возможность дополнения некото­рых показателей, не внесенных авторами диагностик в задания, и уни­фикацию используемой балльной системы оценки (приведение разных балльных систем разных заданий к единым баллам — 0—1—2). Это не­обходимо для простоты оценки результатов и сопоставления данных.

В последнее время особое внимание уделяется развитию (и изуче­нию) воображения, восприятия, эстетической эмпатии, синестезии, умений восприятия выразительности форм и т.п. (О.М.Дьяченко, С. К. Кожохина, Е. М.Торшилова и др.). В современных программах и методических разработках представлены игры и упражнения, обес­печивающие развитие данных эстетических и творческих способнос­тей. В связи с этим возможно использование следующих диагности­ческих методик, представленных далее.

 

Диагностическое задание «Кто есть кто» («Повар, военный, балерина»)

Цель — измерение способностей опознавать выразительные фор­мы детьми дошкольного возраста.

Условия диагностирования. Проводится индивидуально.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагается опознавать в силуэтных абстрактных фигурах характер представителей известных им профессий (повара, военного, балерины). Задание формулируется в игровой форме: злой волшебник превратил персонажей в предлагаемые детям фигуры. Дается поясне­ние, что некоторые черты в фигурах напоминают представителей дан­ных профессий и что можно догадаться, кто в какую фигуру превра­щен волшебником.

Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, также могут фиксироваться: интерес детей, их эмоциональ­ные проявления.

Протокол обследования детей

Показатели для фиксации

Имена детей группы

Саша Т.

Катя П.

Опознание 1 фигуры

0

2

Опознание 2 фигуры

0

2

Опознание 3 фигуры

0

2

Комментарии (существенность доводов, развернутость)

1

2

Интерес к заданию

1

2

Эмоциональные проявления

0

1

Средний показатель баллов

0

2

 

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 8247 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 3.5/2
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru