Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического
развития и развития изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи диагностики:
1. Изучить особенности развития изобразительного творчества у
дошкольников.
2. Определить особенности развития эстетических способностей
детей.
3. Изучить особенности педагогических условий
художественно-эстетического развития дошкольников, существующие в практике дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
На выявление особенностей освоения дошкольниками изобразительной
деятельности нацелена ситуация, представленная ниже.
Диагностическая
ситуация «Научи рисовать!»
Цель — освоение дошкольниками изобразительной деятельности и
проявление творчества.
Проводятся анализ процесса продуктивной деятельности у дошкольников:
выявление особенностей освоения компонентов изобразительной деятельности — от
цели до результата, проявление творчества в процессе выполнения работы детьми
дошкольного возраста, а также анализ продукта детской деятельности.
Стимульные материалы: лист бумаги формата А4, изобразительные
материалы и инструменты, представленные в центре творчества; материалы для
создания изображения в различных изобразительных техниках. Например, если
диагностируется рисование: различные штампы, пипетка, трубочка, валик, вата,
красящие вещества, песок, пластилин и т.п. Соответственно, для
диагностирования других видов деятельности подбираются соответствующие
материалы.
Условия диагностирования.
Расширенный вариант задания требует некоторого количества свободного
времени, так как предполагает создание детьми трех работ: рисунков по теме,
предложенной взрослым, по самостоятельно определенной теме и в процессе
создания изображения различными (нетрадиционными) техниками. В связи с этим
задание может быть реализовано на занятиях деятельности в течение одного или
двух диагностических недель (сентябрь, повторное проведение — май). Для
проведения «быстрой» диагностики можно ограничиться рисованием по предложенной
взрослым теме.
Используется игровая ситуация — оказание помощи игровому персонажу,
который не умеет рисовать. В случае индивидуального проведения изобразительные
материалы и инструменты находятся в поле зрения ребенка (диагностирование лучше
проводить в Центре творчества). Но специально данные материалы перед ребенком
не выставляются. Фиксируются самостоятельный выбор материала и организация
ребенком рабочего места. Данные задания можно проводить в форме коллективного
(подфуппового) диагностического занятия, предварительно напомнив детям, чтобы
каждый попытался нарисовать «свое», не подглядывая и не показывая друг другу,
чтобы посмотреть, что получится. В данном случае предполагается использование
специально приготовленных материалов (карандашей, красок, кистей 2—3 размеров,
фломастеров) для каждого ребенка. Инструкция.
Ребенку предлагается научить игрового персонажа рисовать (лепить,
апплицировать, конструировать), рассказать, что для этого надо. Затем
предлагается выполнить работу.
A) По определенной теме, предложенной воспитателем. Возможные
темы: рисование и лепка «Мальчик, удерживающий на поводке собаку», «Мы помогаем
маме по дому», «Чем мы занимались в выходные», изображение эпизодов из сказок
(например, «Битва Ивана-царевича с Кощеем», «Колобок и лиса», «Буратино узнал
тайну Золотого ключика»).
Б) Через некоторое время (на следующем занятии, на следующий
день — в зависимости от наличия свободного времени) выполняется работа по
самостоятельно выбранной теме: «Ты любишь рисовать? Что интересно рисовать?
Нарисуй, что хочется. Все что захочешь!»
B) Выполнить работу «необычными материалами». Задание лучше
проводить после проведения беседы и для активизации деятельности предварительно
показать несколько работ, выполненных в нетрадиционных изобразительных
техниках. Это могут быть кляксография, пальцевая и ладонная техники, выдувание
из трубочки, с использованием приема «по-сырому», дорисовывание отпечатков
предметов и штампов и т. п. («Посмотри внимательно, как много материалов и
инструментов перед тобой! Как ты думаешь, ими можно рисовать? Рассмотри рисунки,
они нравятся тебе? Как ты думаешь, как их нарисовали? Ты сможешь нарисовать
что-нибудь также? Попробуй!»)
В процессе выполнения задания осуществляется наблюдение за процессом
создания дошкольниками изображения. Способы обработки и анализа материалов.
В процессе наблюдения фиксируются: особенности принятия задания
ребенком, сформированность изобразительной деятельности (от цели до
результата), особенности поведения в процессе выполнения задания
(сосредоточенность, организованность, аккуратность, умение организовать рабочее
место, планировать деятельность), эмоциональные проявления, самостоятельность,
активность, комментарии и другие показатели.
Протоколы могут заполняться на протяжении всего года, для
этого следует сделать графы для заполнения побольше. Так как ценно проводить
анализ работ, выполненных как на занятиях, так и самостоятельно ребенком,
возможно использование двух цветов (например, для обозначения результатов на
занятиях — синий, самостоятельной деятельности — красный). Результаты
фиксируются в один протокол. Это позволит наглядно представить различия в
рисовании по заданным условиям и в свободной деятельности. На основании
показателей заполняется протокол обследования.
Оценка развития
эмоционально-эстетических и творческих способностей дошкольников
В современных исследованиях большое внимание уделяется изучению
предпосылок освоения художественной деятельности детьми — развитию сенсорных,
интеллектуальных, творческих и эмоционально-эстетических способностей (во
взаимосвязи). Существуют известные диагностические методики, позволяющие изучить
особенности развития сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей
(например, методики, разработанные под руководством Л. А. Венгера), результаты
которых также следует учитывать при трактовке данных художественно-эстетического
развития дошкольников.
Далее представлены некоторые варианты диагностических заданий,
часто используемые психологами и воспитателями дошкольных образовательных
учреждений. Мы не претендуем на исчерпывающее (глубокое и многостороннее)
изучение творческих и эстетических способностей детей. Масштабное изучение
особенностей развития способностей дошкольников следует проводить
подготовленным специалистам (психологам, преподавателям изостудий,
воспитателям, работающим с одаренными детьми). В этой связи напомним, что часто
создатели тестов и заданий говорят о недопустимости «выхватывания» заданий из
разработанной ими серии (использование только одного задания) и необходимости
сопоставления результатов всех заданий для формулирования вывода о развитии
детей, а также о неправомерности не. апробированного использования «школьных»
тестов и заданий (прошедших апробацию применительно к школьному возрасту).
В связи с этим предлагаемые далее задания являются своего рода
ориентирами, их результаты могут лишь подсказать направления педагогической
работы. Это определило возможность дополнения некоторых показателей, не
внесенных авторами диагностик в задания, и унификацию используемой балльной
системы оценки (приведение разных балльных систем разных заданий к единым
баллам — 0—1—2). Это необходимо для простоты оценки результатов и
сопоставления данных.
В последнее время особое внимание уделяется развитию (и изучению)
воображения, восприятия, эстетической эмпатии, синестезии, умений восприятия
выразительности форм и т.п. (О.М.Дьяченко, С. К. Кожохина, Е. М.Торшилова и
др.). В современных программах и методических разработках представлены игры и
упражнения, обеспечивающие развитие данных эстетических и творческих способностей.
В связи с этим возможно использование следующих диагностических методик,
представленных далее.
Диагностическое задание
«Кто есть кто» («Повар, военный, балерина»)
Цель — измерение способностей опознавать выразительные формы
детьми дошкольного возраста.
Условия диагностирования. Проводится индивидуально.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагается опознавать в силуэтных абстрактных
фигурах характер представителей известных им профессий (повара, военного,
балерины). Задание формулируется в игровой форме: злой волшебник превратил
персонажей в предлагаемые детям фигуры. Дается пояснение, что некоторые черты
в фигурах напоминают представителей данных профессий и что можно догадаться,
кто в какую фигуру превращен волшебником.
Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на
вопросы, также могут фиксироваться: интерес детей, их эмоциональные
проявления.
Протокол обследования детей
Показатели для фиксации
|
Имена детей группы
|
Саша Т.
|
Катя П.
|
Опознание 1 фигуры
|
0
|
2
|
Опознание 2 фигуры
|
0
|
2
|
Опознание 3 фигуры
|
0
|
2
|
Комментарии (существенность доводов, развернутость)
|
1
|
2
|
Интерес к заданию
|
1
|
2
|
Эмоциональные проявления
|
0
|
1
|
Средний показатель баллов
|
0
|
2
|
|