Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 18.04.2024, 02:37

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстети­ческого развития и развития изобразительной деятельности дошколь­ников.

Задачи диагностики:

1. Изучить особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.

2. Определить особенности развития эстетических способностей детей.

3. Изучить особенности педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников, существующие в практике до­школьного образовательного учреждения и семьи.

На выявление особенностей освоения дошкольниками изобрази­тельной деятельности нацелена ситуация, представленная ниже.

 

Диагностическая ситуация «Научи рисовать!»

Цель — освоение дошкольниками изобразительной деятельности и проявление творчества.

Проводятся анализ процесса продуктивной деятельности у до­школьников: выявление особенностей освоения компонентов изобра­зительной деятельности — от цели до результата, проявление творче­ства в процессе выполнения работы детьми дошкольного возраста, а также анализ продукта детской деятельности.

Стимульные материалы: лист бумаги формата А4, изобразительные материалы и инструменты, представленные в центре творчества; ма­териалы для создания изображения в различных изобразительных тех­никах. Например, если диагностируется рисование: различные штам­пы, пипетка, трубочка, валик, вата, красящие вещества, песок, плас­тилин и т.п. Соответственно, для диагностирования других видов деятельности подбираются соответствующие материалы.

Условия диагностирования.

Расширенный вариант задания требует некоторого количества сво­бодного времени, так как предполагает создание детьми трех работ: рисунков по теме, предложенной взрослым, по самостоятельно опре­деленной теме и в процессе создания изображения различными (не­традиционными) техниками. В связи с этим задание может быть реа­лизовано на занятиях деятельности в течение одного или двух диа­гностических недель (сентябрь, повторное проведение — май). Для проведения «быстрой» диагностики можно ограничиться рисованием по предложенной взрослым теме.

Используется игровая ситуация — оказание помощи игровому пер­сонажу, который не умеет рисовать. В случае индивидуального проведения изобразительные материалы и инструменты находятся в поле зрения ребенка (диагностирование лучше проводить в Центре творче­ства). Но специально данные материалы перед ребенком не выставля­ются. Фиксируются самостоятельный выбор материала и организация ребенком рабочего места. Данные задания можно проводить в форме коллективного (подфуппового) диагностического занятия, предвари­тельно напомнив детям, чтобы каждый попытался нарисовать «свое», не подглядывая и не показывая друг другу, чтобы посмотреть, что получится. В данном случае предполагается использование специаль­но приготовленных материалов (карандашей, красок, кистей 2—3 раз­меров, фломастеров) для каждого ребенка. Инструкция.

Ребенку предлагается научить игрового персонажа рисовать (ле­пить, апплицировать, конструировать), рассказать, что для этого надо. Затем предлагается выполнить работу.

A) По определенной теме, предложенной воспитателем. Возмож­ные темы: рисование и лепка «Мальчик, удерживающий на поводке собаку», «Мы помогаем маме по дому», «Чем мы занимались в выход­ные», изображение эпизодов из сказок (например, «Битва Ивана-ца­ревича с Кощеем», «Колобок и лиса», «Буратино узнал тайну Золотого ключика»).

Б) Через некоторое время (на следующем занятии, на следующий день — в зависимости от наличия свободного времени) выполняется работа по самостоятельно выбранной теме: «Ты любишь рисовать? Что интересно рисовать? Нарисуй, что хочется. Все что захочешь!»

B) Выполнить работу «необычными материалами». Задание лучше проводить после проведения беседы и для активизации деятельности предварительно показать несколько работ, выполненных в нетрадици­онных изобразительных техниках. Это могут быть кляксография, паль­цевая и ладонная техники, выдувание из трубочки, с использованием приема «по-сырому», дорисовывание отпечатков предметов и штампов и т. п. («Посмотри внимательно, как много материалов и инструментов перед тобой! Как ты думаешь, ими можно рисовать? Рассмотри ри­сунки, они нравятся тебе? Как ты думаешь, как их нарисовали? Ты сможешь нарисовать что-нибудь также? Попробуй!»)

В процессе выполнения задания осуществляется наблюдение за про­цессом создания дошкольниками изображения. Способы обработки и анализа материалов.

В процессе наблюдения фиксируются: особенности принятия за­дания ребенком, сформированность изобразительной деятельности (от цели до результата), особенности поведения в процессе выполне­ния задания (сосредоточенность, организованность, аккуратность, умение организовать рабочее место, планировать деятельность), эмо­циональные проявления, самостоятельность, активность, коммента­рии и другие показатели.

Протоколы могут заполняться на протяжении всего года, для этого следует сделать графы для заполнения побольше. Так как ценно про­водить анализ работ, выполненных как на занятиях, так и самостоя­тельно ребенком, возможно использование двух цветов (например, для обозначения результатов на занятиях — синий, самостоятельной дея­тельности — красный). Результаты фиксируются в один протокол. Это позволит наглядно представить различия в рисовании по заданным условиям и в свободной деятельности. На основании показателей за­полняется протокол обследования.

 

Оценка развития эмоционально-эстетических и творческих способ­ностей дошкольников

В современных исследованиях большое внимание уделяется изуче­нию предпосылок освоения художественной деятельности детьми — развитию сенсорных, интеллектуальных, творческих и эмоционально-эстетических способностей (во взаимосвязи). Существуют известные диагностические методики, позволяющие изучить особенности разви­тия сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей (напри­мер, методики, разработанные под руководством Л. А. Венгера), ре­зультаты которых также следует учитывать при трактовке данных ху­дожественно-эстетического развития дошкольников.

Далее представлены некоторые варианты диагностических заданий, часто используемые психологами и воспитателями дошкольных образо­вательных учреждений. Мы не претендуем на исчерпывающее (глубокое и многостороннее) изучение творческих и эстетических способностей детей. Масштабное изучение особенностей развития способностей до­школьников следует проводить подготовленным специалистам (психо­логам, преподавателям изостудий, воспитателям, работающим с одарен­ными детьми). В этой связи напомним, что часто создатели тестов и заданий говорят о недопустимости «выхватывания» заданий из разрабо­танной ими серии (использование только одного задания) и необходи­мости сопоставления результатов всех заданий для формулирования вы­вода о развитии детей, а также о неправомерности не. апробированного использования «школьных» тестов и заданий (прошедших апробацию применительно к школьному возрасту).

В связи с этим предлагаемые далее задания являются своего рода ориентирами, их результаты могут лишь подсказать направления педа­гогической работы. Это определило возможность дополнения некото­рых показателей, не внесенных авторами диагностик в задания, и уни­фикацию используемой балльной системы оценки (приведение разных балльных систем разных заданий к единым баллам — 0—1—2). Это не­обходимо для простоты оценки результатов и сопоставления данных.

В последнее время особое внимание уделяется развитию (и изуче­нию) воображения, восприятия, эстетической эмпатии, синестезии, умений восприятия выразительности форм и т.п. (О.М.Дьяченко, С. К. Кожохина, Е. М.Торшилова и др.). В современных программах и методических разработках представлены игры и упражнения, обес­печивающие развитие данных эстетических и творческих способнос­тей. В связи с этим возможно использование следующих диагности­ческих методик, представленных далее.

 

Диагностическое задание «Кто есть кто» («Повар, военный, балерина»)

Цель — измерение способностей опознавать выразительные фор­мы детьми дошкольного возраста.

Условия диагностирования. Проводится индивидуально.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагается опознавать в силуэтных абстрактных фигурах характер представителей известных им профессий (повара, военного, балерины). Задание формулируется в игровой форме: злой волшебник превратил персонажей в предлагаемые детям фигуры. Дается поясне­ние, что некоторые черты в фигурах напоминают представителей дан­ных профессий и что можно догадаться, кто в какую фигуру превра­щен волшебником.

Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, также могут фиксироваться: интерес детей, их эмоциональ­ные проявления.

Протокол обследования детей

Показатели для фиксации

Имена детей группы

Саша Т.

Катя П.

Опознание 1 фигуры

0

2

Опознание 2 фигуры

0

2

Опознание 3 фигуры

0

2

Комментарии (существенность доводов, развернутость)

1

2

Интерес к заданию

1

2

Эмоциональные проявления

0

1

Средний показатель баллов

0

2

 

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 15948 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 3.5/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru