Предмет диагностики: особенности сюжетно-ролевой игры
мальчиков и девочек пятого года жизни. Задачи диагностики:
1. Изучить процесс тендерной социализации детей пятого
года жизни:
— выявление тендерных установок у детей;
— выявление тендерных представлений у педагогов.
2. Изучить особенности отношения к сюжетно-ролевой игре и
игровые интересы мальчиков и девочек пятого года жизни.
3. Изучить особенности развития игровых умений мальчиков
и девочек пятого года жизни:
— сюжетосложения;
— распределения ролей;
— вступать в игровое взаимодействие.
4. Изучить особенности реального взаимодействия мальчиков
и девочек пятого года жизни в детском саду.
5. Изучить уровень игрового творчества мальчиков и
девочек пятого года жизни.
Для решения выделенных задач используются следующие
методы:
интервьюирование;
беседа;
опросник;
наблюдение;
социометрические методы.
Данные диагностические методы позволят выделить
особенности возраста и игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года
жизни.
Интервьюирование детей
(полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)
Для выявления тендерных установок детей используется
интервьюирование детей по следующим вопросам.
Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать
эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в
остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу
испытуемого, например для мальчиков — «дядя», «папа» и т. д.)
Когда ты вырастешь, кем ты будешь:
а) дядей или тетей;
б) мужем или женой;
в) папой или мамой?
Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком
(девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?
А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть
мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (Если
вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: «Мальчики или девочки — это
одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаешь — кто мальчик, а кто девочка?»)
Анализ ответов детей предполагает выявление соответствия
ребенка своему полу, а также наличие знаний ребенка об отличии мальчика от
девочки.
Методика «Незаконченные предложения» для педагогов
Цель — выявление гендерных представлений у педагогов.
Инструкция. Вам предлагаются незаконченные предложения.
Необходимо дополнить каждое из них так, как вы считаете нужным. Нам важно ваше
собственное мнение. Здесь нет правильных и неправильных ответов.
Воспитательница детского сада — это...
Я бы в поведении девочки поощряла...
Я бы в поведении мальчика поощряла...
Следует ругать девочку за...
Следует ругать мальчика за...
Мне приходится говорить родителям девочки о ее...
Мне приходится говорить родителям мальчика о его...
Мне приятно видеть девочку, одетую в...
Мне приятно видеть мальчика, одетого в...
Для меня девочка, играющая в паровозики, — это...
Для меня мальчик, играющий в куклы, — это...
Я обычно на занятиях уделяю больше внимания мальчикам,
потому что...
Я обычно на занятиях уделяю больше внимания девочкам,
потому что...
Предпочтительнее видеть девочку, играющую с...
Предпочтительнее видеть мальчика, играющего с...
Ваши фамилия, имя, отчество...
Ваш возраст (полное число лет)...
Дата заполнения...
Ваш стаж работы в детском саду...
|