Выявить успешность освоения программы детьми и
последовательно переходить от решения одной образовательной задачи к другой
воспитателю позволяет экспресс-диагностика.
Определяя социальную компетентность ребенка младшего дошкольного
возраста, требуется выявить, различает ли он трудовые и нетрудовые процессы,
видит ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, может ли с
помощью вопросов взрослого выделить компоненты (цель, мотив труда, предмет
труда, инструменты, трудовые действия, результат труда) в простейших трудовых
процессах, которые дети неоднократно наблюдали в повседневной жизни.
Для выявления знаний с ребенком проводится индивидуальная
беседа с использованием картинок: «Расскажи, что мама (папа) делает дома.
Отбери те картинки, где человек работает, трудится. Расскажи, как Н. А.
(воспитатель) шила шапочку для. куклы (лепила мисочку для Мишки, делала лодочку
и пр.)». Дополнительные вопросы: «Что Н. А. задумала сделать? Зачем? Из чего
шила (лепила, делала лодочку)? Какие инструменты были нужны для работы? Что
сначала сделала, что потом? Что получилось? Для чего сшили шапочку (слепили мисочку,
сделали лодочку)?»
Уровни социальной компетентности ребенка
Низкий уровень.
Ребенка затрудняет дифференцированное восприятие
трудового процесса. Интерес к результату труда выражен слабо, обусловлен
игровыми потребностями.
Средний уровень.
Дифференцированное восприятие ребенком трудового
процесса. Затруднения, ошибки в ответах на вопросы о том, как делали предмет,
какие нужны были материалы, инструменты и т. д.
Высокий уровень.
Дифференцированное восприятие простейших трудовых
процессов по созданию и преобразованию предметов. Ребенок может самостоятельно
рассказать о хорошо знакомых трудовых процессах, назвать компоненты и
установить связи между ними (по вопросам взрослого). Бережное отношение к
результатам труда, благодарное чувство к взрослым за работу и заботу.
|