Для определения социальной компетенции важно выяснить,
понимают ли дети значимость труда сотрудников детского сада (няни, повара,
дворника), знают ли названия данных профессий, понятны ли трудовые процессы,
выполняемые этими людьми (направленность, содержание, структура).
В индивидуальной беседе с ребенком целесообразно показать
картинки с изображениями няни, повара, дворника, врача, продавца и задать
следующие вопросы: «Кем работают эти люди? Как ты догадался? Кем работает
(имя, отчество няни, повара)? Что делает няня (повар) в детском саду? Зачем
нужна няня (повар, дворник) в детском саду?» Предложить рассказать о любом
трудовом процессе няни или повара: «Расскажи, как няня моет посуду (как повар
жарит блины)».
Игровые тестовые задания
«Помоги гномику».
С помощью сюжетных и предметных картинок создаются проблемные
игровые ситуации, требующие помощи в выборе материалов и инструментов.
Например: «Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему
выбрать и почему?» На предметных картинках изображены: топор, ножовка, нож,
ножницы, электрическая пила.
«Гномик пригласил на день рождения всех своих
многочисленных друзей-зверюшек. Что лучше выбрать, чтобы приготовить фарш для
котлет?» На предметных картинках изображены: электрическая мясорубка, ручная
мясорубка, пила, пылесос, нож.
«Гномик хочет сшить для зимы новые штанишки. Из чего штанишки
сшить?» На 3—4 карточках — образцы материалов (бумага, ткань разного цвета и
плотности). Воспитатель прикрепляет к карточкам образцы материалов так, чтобы
ребенок имел возможность определять их плотность на ощупь. «Какой материал
лучше выбрать, почему? Какие инструменты нужны гномику?» На предметных картинках
изображены: швейная машинка, иголка с ниткой, ножницы, циркуль, компьютер.
Уровни социальной компетентности ребенка
Низкий уровень.
Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с
конкретным человеком (Н.П.— повар, 3. И. — няня). Отвечая на вопросы, может
рассказать о трудовом процессе. В поведении отмечаются случаи небрежного отношения
к результатам чужого труда; помогает взрослым неохотно.
Средний уровень.
Ребенок различает виды труда людей на основе существенных
признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. В описательном
рассказе о трудовом процессе испытывает затруднения, делает ошибки. В
поведении проявляется уважение к взрослым, бережное отношение к результатам их
труда.
Высокий уровень.
Ребенок различает профессии по существенным признакам,
верно обосновывая свои суждения. Свободно рассказывает о трудовых процессах.
Ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, технике; ребенок
интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе. Образ
взрослого складывается из деловых и личностных характеристик. Охотно помогает
старшим, стремится подражать умелому человеку, с уважением относится к труду
взрослых.
|