Педагогическая диагностика обеспечивает воспитателя
оперативной информацией о характере детских представлений о труде как социальном
явлении.
В старших группах необходимо диагностировать, осознают ли
дети значимость труда людей разных профессий (строители, работники почты,
ателье, транспорта, сельского хозяйства и т. п.) и взаимосвязь различных видов
труда; сформировано ли обобщенное представление о роли машин в труде (ускорение
процесса получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда
человека), обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание
взаимосвязи между его компонентами; азы экономических представлений.
Используя наборы картинок о труде взрослых, педагог
проводит индивидуальную беседу с ребенком по вопросам: «Люди каких профессий
работают на стройке (в ателье)? Расскажи. Что делает каменщик (плотник,
маляр)? Почему на стройке много строителей? Какие машины нужны на стройке?
Зачем они нужны? Откуда в городе хлеб? Расскажи, как его выращивают. Какие
машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Откуда фермеры получают машины? Зачем люди
работают в городе и в деревне? Для чего все люди работают? Что будет, если все
люди перестанут работать? Зачем людям нужны деньги? Что такое реклама? Люди
каких профессий делают рекламу?»
Игровые тестовые задания
Игровая проблемная ситуация «Три поросенка».
Воспитатель рассказывает ребенку сказку, иллюстрируя ее
сюжетными картинками: «Жили-были три поросенка. Однажды они поспорили — что
на свете самое ценное. Ниф-Ниф сказал: „Деньги". Нуф-Нуф не согласился:
„Самое главное для меня — чтобы было много друзей". А Наф-Наф ответил:
„Для меня самое ценное — быть умелым". А что для тебя самое главное?»
Для выявления познавательного интереса к труду взрослых
ребенку предлагают индивидуально ответить на ряд вопросов: «Какие картинки ты
любишь рассматривать, о чем? Какие занятия в детском саду любишь? Какие книги
твои любимые? В какие игры ты любишь играть?»
Анализ детских ответов дает возможность определить, есть
ли у ребенка интерес к труду как социальному явлению.
Уровни социальной компетентности ребенка
Низкий уровень.
Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок
знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости
разных видов труда, установлении связи между ними. Речью-доказательством
владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители, в
чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний уровень.
Ребенок имеет представление о значимости разных
профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение
использования техники, современных машин и механизмов в труде, роль денег и
рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Интерес к труду взрослых
устойчив.
Высокий уровень.
Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности
взрослых, имеет отчетливое представление о многообразии профессий, образ
взрослого выступает для ребенка как единство личностных и деловых качеств.
Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость труда как
социального явления. Повседневное поведение ребенка свидетельствует о
зарождении экономически значимых личностных качеств — трудолюбии, бережливости,
добросовестности, честности.
|