Определение подходов к педагогической диагностике развития ребенка
как субъекта игровой деятельности требует обращения к специфике
сюжетно-ролевой и режиссерской игр — разновидностей сюжетных игр дошкольников.
Основной критерий игры — наличие воображаемой ситуации (Л. С.
Выготский, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.). Преобладание воображаемого
плана над реальным в сюжетных играх позволяет ребенку строить игровые действия
по логике игрового смысла воображаемой ситуации.
К старшему дошкольному возрасту игра становится совместным
видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые
объединения от двух до четырех-пяти человек, которые становятся устойчивыми по
составу. Устойчивость игрового объединения косвенно характеризует
удовлетворенность ребенка игровой деятельностью и отношениями со сверстниками.
Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры
как совместной деятельности. Поэтому игровой процесс старших дошкольников
выглядит как метакоммуникация — постоянный переход из плана игровых отношений в
план реальных отношений, обеспечивающих организацию и осуществление игровых
действий, проникновение в замысел и намерения партнера, реализацию замыслов
(Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова).
Следовательно, игра может рассматриваться как интегратная
деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно
связаны с общением, направленным на их организацию и осуществление.
Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов
деятельности. В то же время необходимо определить, субъектом какой именно
игровой деятельности становится ребенок старшего дошкольного возраста.
Классически дошкольный возраст определяется как период
сюжет-но-ролевой игры. По мнению А. Н. Леонтьева, только самый конец
дошкольного возраста характеризуется переходом к «рубежным» формам игры —
игре-фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный»
характер определяется тесной связью с другими видами деятельности: литературным
и художественным творчеством, учебной деятельностью, своеобразным сдвигом
мотива игры с процесса на ее результат.
В концепциях игровой деятельности конца XX века (Л. А. Венгер,
Е. М. Гаспарова, H.A. Короткова, Г. Г. Кравцов, Н. Я. Михайленко, Е. Е.
Кравцова и др.) убедительно доказано, что развитие игры в дошкольном детстве —
процесс сложный и неоднозначный. Развитие этой деятельности начинается с
сюжетно-отобразительной и индивидуальной режиссерской игр, которые затем
образуют две самостоятельные линии становления игры. Сюжетно-отобразительная игра
перерастает в сюжетно-ролевую, а индивидуальная режиссерская игра продолжает
развиваться и к старшему дошкольному возрасту достигает своих вершин.
Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
связано с переходом к сюжетосложению как способу построения этой деятельности.
Сюжетосложение основано на развертывании последовательности целостных игровых
ситуаций, включает их обозначение для партнера и совместное пошаговое
планирование. Роль «подчиняется» сюжету, происходят постепенное свертывание и
сокращение условных игровых действий, их переход в план воображения. Поэтому
игра становится все больше речевой деятельностью ребенка, в которую вплетаются
условные игровые действия. Ребенка все больше привлекает продукт сюжетной игры
— игровой сюжет. Часто у старших дошкольников возникает стремление
зафиксировать придуманный сюжет, поэтому в игру включаются рисование, создание
карт игрового пространства.
Наличие общества сверстников способствует тому, что из индивидуальной
режиссерская игра превращается в развернутую форму совместной детской
деятельности. По-видимому, по отношению к ребенку старшего дошкольного
возраста возможно говорить о развитии субъектной позиции — как в
сюжетно-ролевой, так и в режиссерской игре.
Режиссерская игра — это разновидность сюжетной игры, специфика
которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне,
как режиссер он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и
озвучивает их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет
собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).
Режиссерская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию
в развитии ребенка дошкольного возраста. Активно присваивая культуру, ребенок
отображает в режиссерской игре то, что представляет для него первостепенную
ценность. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребенок воплощает собственные
замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра —
важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих
средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации
ребенка, что его волнует, интересует.
Ребенок подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать
разные персонажи, что в результате этого произойдет; он смотрит на воображаемые
события и оценивает их с разных позиций — изнутри игры и извне — от самого
себя. Научившись действовать в режиссерской игре с разных точек зрения, ребенок
легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.
Режиссерская игра — естественное средство, обеспечивающее познание
и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника,
становление его самостоятельности.
Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен —
это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции
тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о
том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с
одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому
идет становление подлинной игры — символической деятельности.
В старшем дошкольном возрасте режиссерская игра принимает
совместный характер. По ходу деятельности возникает содержательное общение.
Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребенок получает возможность
самоутверждения, оценки своих возможностей, признания в кругу сверстников. Это
указывает на то, что освоение позиции субъекта этого вида игровой деятельности
является одним из необходимых условий эмоционального благополучия ребенка в
группе сверстников.
В режиссерской игре дети переходят к развернутому планированию
игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные
высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием
сюжетосложения. Режиссерские игры опираются на широкий социальный опыт —
впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. Как следствие,
сюжеты усложняются: от простейшей цепочки знакомых действий дети переходят к
разыгрыванию разного рода ситуаций, в которых участвует множество
взаимосвязанных реальных и фантастических персонажей. Игровой мир режиссерской
игры позволяет ребенку «опредмечивать» сюжет, видеть его как бы со стороны.
Таким образом, для сюжетно-ролевой и режиссерской игр старших
дошкольников общими являются направленность на создание игрового сюжета как
самоценного продукта игры, совместный характер этих видов игр. Различие
проявляется в игровой позиции ребенка, где в первом случае она выступает как
ролевая, а во втором — как режиссерская. При этом средства создания игровых образов
достаточно близки — речь, мимика и жесты, комментирование проявлений игрового
персонажа. Это позволяет выдвинуть единые позиции для определения субъектных
проявлений ребенка в сюжетно-ролевой и режиссерской играх. Следует учитывать
специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые
игровые действия с реальным общением участников игрового процесса.
Освоение ребенком старшего дошкольного возраста позиции субъекта
игровой деятельности может быть охарактеризовано как:
интерес к сюжетно-ролевой и режиссерской играм;
активность и избирательность, проявляемые в разных формах инициативности
участия в сюжетных играх;
самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов,
в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании
выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и
реализацию замыслов (владение планирующими, поясняющими, обозначающими
действиями);
владение коммуникативными умениями: аргументированность и
адресованность организационно-делового обращения к партнеру для развития
совместной игры, использование вербальных и невербальных способов общения,
способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает
общий эмоционально-положительный фон игры.
Показатели освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности
нарастают постепенно от группы к группе, что представлено в диагностических
картах.
Исследовательская диагностика развития игровой деятельности
старших дошкольников направлена на выявление особенностей освоения детьми
позиции субъекта.
Для выявления интереса ребенка к участию в сюжетных играх
может быть использована индивидуальная беседа по вопросам:
Любишь ли ты играть?
В детском саду ты любишь играть один или с ребятами? В
какие игры ты любишь играть больше всего? Кем ты чаще бываешь в играх? Кем бы
ты хотел быть?
В какую игру ты бы хотел поиграть, но тебе никак не
удается? Почему?
Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе? С
какими игрушками ты любишь играть?
Для выявления интереса детей к сюжетным играм, их
содержанию, желания играть со сверстниками или одному, половых предпочтений
может быть использована методика «Выбор картинки». Детям предлагается 10
карточек с изображениями разных видов игр и дается инструкция: «Разложи
карточки в порядке убывания так, чтобы в начале лежали карточки, на которых
изображены твои любимые игры, а в конце — игры, в которые ты любишь играть
меньше всего».
На карточках изображены:
дети, играющие в «дочки-матери»;
дети, играющие в «доктора»;
дети, играющие в «магазин»;
дети, играющие в «путешествие»;
дети, играющие в «корабль»;
дети, играющие в «строителей»;
дети, играющие в машинки;
дети, разыгрывающие сказку;
дети, играющие в настольно-печатные игры;
ребенок, играющий один. |