Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 28.09.2022, 12:28

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ И РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРЫ)

Определение подходов к педагогической диагностике развития ре­бенка как субъекта игровой деятельности требует обращения к специ­фике сюжетно-ролевой и режиссерской игр — разновидностей сюжет­ных игр дошкольников.

Основной критерий игры — наличие воображаемой ситуации (Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.). Преобладание воображаемого плана над реальным в сюжетных играх позволяет ре­бенку строить игровые действия по логике игрового смысла вообра­жаемой ситуации.

К старшему дошкольному возрасту игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения от двух до четырех-пяти человек, которые ста­новятся устойчивыми по составу. Устойчивость игрового объединения косвенно характеризует удовлетворенность ребенка игровой деятель­ностью и отношениями со сверстниками. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как со­вместной деятельности. Поэтому игровой процесс старших дошколь­ников выглядит как метакоммуникация — постоянный переход из плана игровых отношений в план реальных отношений, обеспечива­ющих организацию и осуществление игровых действий, проникнове­ние в замысел и намерения партнера, реализацию замыслов (Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова).

Следовательно, игра может рассматриваться как интегратная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане не­разрывно связаны с общением, направленным на их организацию и осуществление.

Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. В то же время необходимо определить, субъектом какой именно игровой деятельности становится ребенок старшего дошколь­ного возраста.

Классически дошкольный возраст определяется как период сюжет-но-ролевой игры. По мнению А. Н. Леонтьева, только самый конец дошкольного возраста характеризуется переходом к «рубежным» фор­мам игры — игре-фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный» характер определяется тесной связью с другими видами деятельности: литературным и художественным твор­чеством, учебной деятельностью, своеобразным сдвигом мотива игры с процесса на ее результат.

В концепциях игровой деятельности конца XX века (Л. А. Венгер, Е. М. Гаспарова, H.A. Короткова, Г. Г. Кравцов, Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцова и др.) убедительно доказано, что развитие игры в до­школьном детстве — процесс сложный и неоднозначный. Развитие этой деятельности начинается с сюжетно-отобразительной и индиви­дуальной режиссерской игр, которые затем образуют две самостоя­тельные линии становления игры. Сюжетно-отобразительная игра перерастает в сюжетно-ролевую, а индивидуальная режиссерская игра продолжает развиваться и к старшему дошкольному возрасту достигает своих вершин.

Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связано с переходом к сюжетосложению как способу построения этой деятельности. Сюжетосложение основано на развертывании последова­тельности целостных игровых ситуаций, включает их обозначение для партнера и совместное пошаговое планирование. Роль «подчиняется» сюжету, происходят постепенное свертывание и сокращение условных игровых действий, их переход в план воображения. Поэтому игра ста­новится все больше речевой деятельностью ребенка, в которую вплета­ются условные игровые действия. Ребенка все больше привлекает про­дукт сюжетной игры — игровой сюжет. Часто у старших дошкольников возникает стремление зафиксировать придуманный сюжет, поэтому в игру включаются рисование, создание карт игрового пространства.

Наличие общества сверстников способствует тому, что из индиви­дуальной режиссерская игра превращается в развернутую форму со­вместной детской деятельности. По-видимому, по отношению к ребен­ку старшего дошкольного возраста возможно говорить о развитии субъ­ектной позиции — как в сюжетно-ролевой, так и в режиссерской игре.

Режиссерская игра — это разновидность сюжетной игры, специ­фика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер он выстраивает и развивает сюжет, управ­ляет игрушками и озвучивает их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).

Режиссерская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию в развитии ребенка дошкольного возраста. Активно при­сваивая культуру, ребенок отображает в режиссерской игре то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и «ожив­ляя» предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра — важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок подобно режиссеру представляет, как будут взаимодей­ствовать разные персонажи, что в результате этого произойдет; он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций — изнутри игры и извне — от самого себя. Научившись действовать в режиссерской игре с разных точек зрения, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной дея­тельностью.

Режиссерская игра — естественное средство, обеспечивающее по­знание и оценку окружающей действительности, децентрацию лич­ности дошкольника, становление его самостоятельности.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообра­зен — это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры — символической де­ятельности.

В старшем дошкольном возрасте режиссерская игра принимает совместный характер. По ходу деятельности возникает содержатель­ное общение. Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребенок по­лучает возможность самоутверждения, оценки своих возможностей, признания в кругу сверстников. Это указывает на то, что освоение позиции субъекта этого вида игровой деятельности является одним из необходимых условий эмоционального благополучия ребенка в груп­пе сверстников.

В режиссерской игре дети переходят к развернутому планиро­ванию игровых событий, в речь включаются описательные и по­вествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Режиссерские игры опи­раются на широкий социальный опыт — впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. Как следствие, сюжеты усложняются: от простейшей цепочки знакомых действий дети переходят к разыгрыванию разного рода ситуаций, в которых уча­ствует множество взаимосвязанных реальных и фантастических пер­сонажей. Игровой мир режиссерской игры позволяет ребенку «оп­редмечивать» сюжет, видеть его как бы со стороны.

Таким образом, для сюжетно-ролевой и режиссерской игр стар­ших дошкольников общими являются направленность на создание игрового сюжета как самоценного продукта игры, совместный ха­рактер этих видов игр. Различие проявляется в игровой позиции ребенка, где в первом случае она выступает как ролевая, а во втором — как режиссерская. При этом средства создания игровых образов достаточно близки — речь, мимика и жесты, комментиро­вание проявлений игрового персонажа. Это позволяет выдвинуть единые позиции для определения субъектных проявлений ребенка в сюжетно-ролевой и режиссерской играх. Следует учитывать спе­цифику игры как интегративной деятельности, сочетающей вооб­ражаемые игровые действия с реальным общением участников иг­рового процесса.

Освоение ребенком старшего дошкольного возраста позиции субъек­та игровой деятельности может быть охарактеризовано как:

интерес к сюжетно-ролевой и режиссерской играм;

активность и избирательность, проявляемые в разных формах ини­циативности участия в сюжетных играх;

самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, в общении, направ­ленном на согласование и реализацию замыслов (владение плани­рующими, поясняющими, обозначающими действиями);

владение коммуникативными умениями: аргументированность и адресованность организационно-делового обращения к партнеру для развития совместной игры, использование вербальных и не­вербальных способов общения, способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает общий эмоционально-положительный фон игры.

Показатели освоения ребенком позиции субъекта игровой деятель­ности нарастают постепенно от группы к группе, что представлено в диагностических картах.

Исследовательская диагностика развития игровой деятельности старших дошкольников направлена на выявление особенностей освое­ния детьми позиции субъекта.

Для выявления интереса ребенка к участию в сюжетных играх может быть использована индивидуальная беседа по вопросам:

Любишь ли ты играть?

В детском саду ты любишь играть один или с ребятами? В какие игры ты любишь играть больше всего? Кем ты чаще бываешь в играх? Кем бы ты хотел быть?

В какую игру ты бы хотел поиграть, но тебе никак не удается? Почему?

Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе? С ка­кими игрушками ты любишь играть?

Для выявления интереса детей к сюжетным играм, их содержанию, желания играть со сверстниками или одному, половых предпочтений может быть использована методика «Выбор картинки». Детям пред­лагается 10 карточек с изображениями разных видов игр и дается ин­струкция: «Разложи карточки в порядке убывания так, чтобы в начале лежали карточки, на которых изображены твои любимые игры, а в конце — игры, в которые ты любишь играть меньше всего».

На кар­точках изображены:

дети, играющие в «дочки-матери»;

дети, играющие в «доктора»;

дети, играющие в «магазин»;

дети, играющие в «путешествие»;

дети, играющие в «корабль»;

дети, играющие в «строителей»;

дети, играющие в машинки;

дети, разыгрывающие сказку;

дети, играющие в настольно-печатные игры;

ребенок, играющий один.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 2158 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2022
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru