В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим
средством развития ребенка. К старшему дошкольному возрасту наблюдается
углубление и дифференциация читательских интересов детей, появляются
предпочтения в выборе видов и жанров литературы, расширяются возможности
дошкольников в передаче результатов восприятия художественного текста в разных
видах творческой деятельности.
Литературное развитие дошкольника можно определить как процесс
качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и
способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной
деятельности.
Первым компонентом литературного развития является читательский
интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и
избирательности.
Центральным компонентом литературного развития выступают
восприятие и интерпретация художественного произведения. Восприятие
литературного текста представляет собой сложный психический процесс,
характеризующийся активностью интеллектуально-познавательной, образной и
эмоциональной сфер личности. Дошкольный возраст — период активного становления
художественного восприятия ребенка. Развитие отношения ребенка к
художественному произведению идет от непосредственного наивного соучастия в
изображенных событиях к ступеням собственной эстетической деятельности. В старшем
дошкольном возрасте дети начинают осмысливать художественные произведения не
только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают
проникать в их внутренний смысл, эмоциональный подтекст.
Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства
литературного опыта ребенка, включающего объем знакомых ему литературных
текстов.
Деятельная природа ребенка предполагает активное использование
накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной,
игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Дошкольник
как бы воплощает в реальные образы возникающие в его воображении события,
связанные с сюжетом литературных произведений. Способность к отражению
литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является еще
одним компонентом литературного развития дошкольника.
Изучение актуальной зоны литературного развития ребенка в единстве
всех составляющих компонентов позволит педагогу организовать интересный, личностно-ориентированный,
развивающий процесс литературного образования детей в детском саду.
Предмет диагностики: литературное развитие детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить особенности литературного опыта детей.
2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов
разных жанров.
4. Выявить возможности использования детьми литературного
опыта в самостоятельной творческой деятельности.
Методика диагностики. Для проведения педагогической диагностики
литературного развития ребенка предлагается форма настольно-печатной игры
«Литературная страна». Игра предполагает
сюжет-путешествие с «посещением» ребенком «Книжки-ного дома», «Дворца сказок»,
«Дома художника», «Бульвара историй», «Площади поэтов, писателей, сказочников»,
«Литературной гостиной», «Поэтической рощи». Путешествуя по Литературной стране
(при помощи кубика и фишек) и останавливаясь на каждой из остановок, ребенок
выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, проходит
сказочные «испытания». Воспитатель фиксирует успешность выполнения заданий и
оценивает их результаты по разработанным критериям и представленным уровневым
характеристикам.
Остановка 1. «Книжкин дом»
Задачи:
1. Изучить особенности литературного опыта детей.
2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3. Определить уровень элементарных литературных знаний о видах
и жанрах художественных текстов.
Метод — диагностическое задание.
«Смотри, какой необычный дом! Как его можно назвать? Как ты
догадался, что в нем находятся книги? Это — Книжкин дом — главный дом
Литературной страны, потому что тут хранятся все-все книги. Обычно тут порядок,
но недавно был ремонт, и теперь все книги перепутались, и пока ты не наведешь
здесь порядок — дальше путешествовать невозможно!
В Книжкином доме — несколько комнат, в каждой живут одинаковые
книги, ты можешь их расположить по своему желанию!
— Начнем?
— Любишь ли ты книги?
— Какие книги ты любишь больше всего?
— Во всех книгах напечатаны литературные произведения. Какие
литературные произведения ты знаешь?
— Как называются выдуманные фантастические истории и те, которые
могут происходить в жизни?
— Что тебе нравиться больше: сказки или рассказы? Почему?
Какие сказки ты помнишь? И какие рассказы слышал? Что больше нравится, то и
расположи на первом этаже в первой комнате.
— Что будет в следующей комнате? То, что тебе больше нравится:
проза или поэзия? Чем они отличаются? Какие стихи ты знаешь?
— О чем ты любишь слушать книги? Расположи в разных комнатах
книги по разным темам. Приведи примеры.
— Какие книжки ты расположишь ближе, а какие дальше: веселые,
поучительные, познавательные (объяснить ребенку при необходимости), с
картинками или „толстые" повести?
— Ты здесь поселишь только детские книги? А какие
„взрослые" книги ты знаешь?
Молодец, полный порядок в Книжкином доме навел! Дальше тебя
ждут новые интересные задания».
Результат
Низкий уровень: проявляется в бедности литературного опыта ребенка,
отсутствии у него выраженного интереса к литературе. Ребенок с трудом называет
знакомые книги, иногда ограничиваясь формулировкой «про то, как...», «где этот
герой был». Не знает жанров литературы. Различает сказку, рассказ и стихи на
интуитивном уровне, объяснить их отличий не может. Предпочтение отдает одному
виду литературы, как правило сказкам. Ребенок без особого интереса участвует в
задании, отвлекается, стремится перейти к следующей «остановке» на карте.
Средний уровень: для ребенка характерно общеположительное, недостаточно
осознанное отношение к литературе. Читательские интересы более разнообразны,
но неглубоки и слабо мотивированы. Ребенок называет по 1—2 примера
литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда
адекватные. В ходе выполнения заданий ребенок начинает интересоваться темой,
задает взрослому вопросы, стремится к совместному обсуждению.
Высокий уровень: литературный опыт ребенка достаточно богат и
разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный.
Ребенок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики.
Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых
особенностей литературных текстов, особенно любимых. Охотно и эмоционально
участвует в задании, задает вопросы на выяснение позиции взрослого по теме. |