Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 18.12.2018, 17:42

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Остановка 1. «Книжкин дом»
В дошкольном детстве художественная литература является важ­нейшим средством развития ребенка. К старшему дошкольному воз­расту наблюдается углубление и дифференциация читательских инте­ресов детей, появляются предпочтения в выборе видов и жанров ли­тературы, расширяются возможности дошкольников в передаче результатов восприятия художественного текста в разных видах твор­ческой деятельности.

Литературное развитие дошкольника можно определить как про­цесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художе­ственных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.

Первым компонентом литературного развития является читатель­ский интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осо­знанности и избирательности.

Центральным компонентом литературного развития выступают восприятие и интерпретация художественного произведения. Воспри­ятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуально-познава­тельной, образной и эмоциональной сфер личности. Дошкольный воз­раст — период активного становления художественного восприятия ребенка. Развитие отношения ребенка к художественному произведе­нию идет от непосредственного наивного соучастия в изображенных событиях к ступеням собственной эстетической деятельности. В стар­шем дошкольном возрасте дети начинают осмысливать художествен­ные произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, эмоциональный подтекст.

Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем знакомых ему ли­тературных текстов.

Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Дошкольник как бы воплощает в реальные образы возникающие в его воображении события, связанные с сюжетом ли­тературных произведений. Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является еще одним компонентом литературного развития дошкольника.

Изучение актуальной зоны литературного развития ребенка в един­стве всех составляющих компонентов позволит педагогу организовать интересный, личностно-ориентированный, развивающий процесс ли­тературного образования детей в детском саду.

Предмет диагностики: литературное развитие детей старшего до­школьного возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить особенности литературного опыта детей.

2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.

3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов разных жанров.

4. Выявить возможности использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

Методика диагностики. Для проведения педагогической диагности­ки литературного развития ребенка предлагается форма настольно-печатной игры «Литературная страна». Игра предполагает сюжет-путешествие с «посещением» ребенком «Книжки-ного дома», «Дворца сказок», «Дома художника», «Бульвара историй», «Площади поэтов, писателей, сказочников», «Литературной гостиной», «Поэтической рощи». Путешествуя по Литературной стране (при помо­щи кубика и фишек) и останавливаясь на каждой из остановок, ребенок выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, про­ходит сказочные «испытания». Воспитатель фиксирует успешность вы­полнения заданий и оценивает их результаты по разработанным крите­риям и представленным уровневым характеристикам.


Остановка 1. «Книжкин дом»

Задачи:

1. Изучить особенности литературного опыта детей.

2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.

3. Определить уровень элементарных литературных знаний о видах и жанрах художественных текстов.

Метод — диагностическое задание.

«Смотри, какой необычный дом! Как его можно назвать? Как ты догадался, что в нем находятся книги? Это — Книжкин дом — главный дом Литературной страны, потому что тут хранятся все-все книги. Обычно тут порядок, но недавно был ремонт, и теперь все книги пере­путались, и пока ты не наведешь здесь порядок — дальше путешество­вать невозможно!

В Книжкином доме — несколько комнат, в каждой живут одинако­вые книги, ты можешь их расположить по своему желанию!

— Начнем?

— Любишь ли ты книги?

— Какие книги ты любишь больше всего?

— Во всех книгах напечатаны литературные произведения. Какие литературные произведения ты знаешь?

— Как называются выдуманные фантастические истории и те, ко­торые могут происходить в жизни?

— Что тебе нравиться больше: сказки или рассказы? Почему? Какие сказки ты помнишь? И какие рассказы слышал? Что больше нравится, то и расположи на первом этаже в первой комнате.

— Что будет в следующей комнате? То, что тебе больше нравится: проза или поэзия? Чем они отличаются? Какие стихи ты знаешь?

— О чем ты любишь слушать книги? Расположи в разных комна­тах книги по разным темам. Приведи примеры.

— Какие книжки ты расположишь ближе, а какие дальше: весе­лые, поучительные, познавательные (объяснить ребенку при необхо­димости), с картинками или „толстые" повести?

— Ты здесь поселишь только детские книги? А какие „взрослые" книги ты знаешь?

Молодец, полный порядок в Книжкином доме навел! Дальше тебя ждут новые интересные задания».

Результат

Низкий уровень: проявляется в бедности литературного опыта ре­бенка, отсутствии у него выраженного интереса к литературе. Ребенок с трудом называет знакомые книги, иногда ограничиваясь формули­ровкой «про то, как...», «где этот герой был». Не знает жанров лите­ратуры. Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может. Предпочтение отдает одному виду литературы, как правило сказкам. Ребенок без особого интереса уча­ствует в задании, отвлекается, стремится перейти к следующей «оста­новке» на карте.

Средний уровень: для ребенка характерно общеположительное, не­достаточно осознанное отношение к литературе. Читательские инте­ресы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированы. Ребе­нок называет по 1—2 примера литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные. В ходе выполнения заданий ребенок начинает интересоваться темой, задает взрослому во­просы, стремится к совместному обсуждению.

Высокий уровень: литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребенок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики. Стремится объяснить свой выбор. Пока­зывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текс­тов, особенно любимых. Охотно и эмоционально участвует в задании, задает вопросы на выяснение позиции взрослого по теме.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 4209 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru