Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 24.04.2024, 10:33

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Остановка 1. «Книжкин дом»
В дошкольном детстве художественная литература является важ­нейшим средством развития ребенка. К старшему дошкольному воз­расту наблюдается углубление и дифференциация читательских инте­ресов детей, появляются предпочтения в выборе видов и жанров ли­тературы, расширяются возможности дошкольников в передаче результатов восприятия художественного текста в разных видах твор­ческой деятельности.

Литературное развитие дошкольника можно определить как про­цесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художе­ственных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.

Первым компонентом литературного развития является читатель­ский интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осо­знанности и избирательности.

Центральным компонентом литературного развития выступают восприятие и интерпретация художественного произведения. Воспри­ятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуально-познава­тельной, образной и эмоциональной сфер личности. Дошкольный воз­раст — период активного становления художественного восприятия ребенка. Развитие отношения ребенка к художественному произведе­нию идет от непосредственного наивного соучастия в изображенных событиях к ступеням собственной эстетической деятельности. В стар­шем дошкольном возрасте дети начинают осмысливать художествен­ные произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, эмоциональный подтекст.

Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем знакомых ему ли­тературных текстов.

Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Дошкольник как бы воплощает в реальные образы возникающие в его воображении события, связанные с сюжетом ли­тературных произведений. Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является еще одним компонентом литературного развития дошкольника.

Изучение актуальной зоны литературного развития ребенка в един­стве всех составляющих компонентов позволит педагогу организовать интересный, личностно-ориентированный, развивающий процесс ли­тературного образования детей в детском саду.

Предмет диагностики: литературное развитие детей старшего до­школьного возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить особенности литературного опыта детей.

2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.

3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов разных жанров.

4. Выявить возможности использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

Методика диагностики. Для проведения педагогической диагности­ки литературного развития ребенка предлагается форма настольно-печатной игры «Литературная страна». Игра предполагает сюжет-путешествие с «посещением» ребенком «Книжки-ного дома», «Дворца сказок», «Дома художника», «Бульвара историй», «Площади поэтов, писателей, сказочников», «Литературной гостиной», «Поэтической рощи». Путешествуя по Литературной стране (при помо­щи кубика и фишек) и останавливаясь на каждой из остановок, ребенок выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, про­ходит сказочные «испытания». Воспитатель фиксирует успешность вы­полнения заданий и оценивает их результаты по разработанным крите­риям и представленным уровневым характеристикам.


Остановка 1. «Книжкин дом»

Задачи:

1. Изучить особенности литературного опыта детей.

2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.

3. Определить уровень элементарных литературных знаний о видах и жанрах художественных текстов.

Метод — диагностическое задание.

«Смотри, какой необычный дом! Как его можно назвать? Как ты догадался, что в нем находятся книги? Это — Книжкин дом — главный дом Литературной страны, потому что тут хранятся все-все книги. Обычно тут порядок, но недавно был ремонт, и теперь все книги пере­путались, и пока ты не наведешь здесь порядок — дальше путешество­вать невозможно!

В Книжкином доме — несколько комнат, в каждой живут одинако­вые книги, ты можешь их расположить по своему желанию!

— Начнем?

— Любишь ли ты книги?

— Какие книги ты любишь больше всего?

— Во всех книгах напечатаны литературные произведения. Какие литературные произведения ты знаешь?

— Как называются выдуманные фантастические истории и те, ко­торые могут происходить в жизни?

— Что тебе нравиться больше: сказки или рассказы? Почему? Какие сказки ты помнишь? И какие рассказы слышал? Что больше нравится, то и расположи на первом этаже в первой комнате.

— Что будет в следующей комнате? То, что тебе больше нравится: проза или поэзия? Чем они отличаются? Какие стихи ты знаешь?

— О чем ты любишь слушать книги? Расположи в разных комна­тах книги по разным темам. Приведи примеры.

— Какие книжки ты расположишь ближе, а какие дальше: весе­лые, поучительные, познавательные (объяснить ребенку при необхо­димости), с картинками или „толстые" повести?

— Ты здесь поселишь только детские книги? А какие „взрослые" книги ты знаешь?

Молодец, полный порядок в Книжкином доме навел! Дальше тебя ждут новые интересные задания».

Результат

Низкий уровень: проявляется в бедности литературного опыта ре­бенка, отсутствии у него выраженного интереса к литературе. Ребенок с трудом называет знакомые книги, иногда ограничиваясь формули­ровкой «про то, как...», «где этот герой был». Не знает жанров лите­ратуры. Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может. Предпочтение отдает одному виду литературы, как правило сказкам. Ребенок без особого интереса уча­ствует в задании, отвлекается, стремится перейти к следующей «оста­новке» на карте.

Средний уровень: для ребенка характерно общеположительное, не­достаточно осознанное отношение к литературе. Читательские инте­ресы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированы. Ребе­нок называет по 1—2 примера литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные. В ходе выполнения заданий ребенок начинает интересоваться темой, задает взрослому во­просы, стремится к совместному обсуждению.

Высокий уровень: литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребенок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики. Стремится объяснить свой выбор. Пока­зывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текс­тов, особенно любимых. Охотно и эмоционально участвует в задании, задает вопросы на выяснение позиции взрослого по теме.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 8598 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru