Остановка 3. «Бульвар историй»
Задачи.
1. Изучить особенности понимания идеи литературного произведения,
умения устанавливать связи, делать выводы.
2. Выявить особенности эмоционально-образного восприятия рассказа.
3. Изучить особенности понимания жанровых отличий рассказа.
Методы.
1. Индивидуальная беседа с ребенком с использованием
диагностической игры «Литературная страна».
«Ты пришел на Бульвар историй. По Бульвару гуляют люди и
рассказывают интересные истории из собственной жизни или о том, что они
наблюдали, что происходило у них на глазах.
Как называются такие истории из реальной жизни?
Чем рассказ отличается от сказки? (Обязательно имеет автора,
передает реальные события, нет волшебства, герои из жизни...)
О чем бывают рассказы?
Какие рассказы тебе читали? Кто их автор?»
2. Диагностическое задание на выявление особенностей
восприятия текста.
«Чтобы пройти по Бульвару, ты должен послушать историю и определить,
рассказ это или сказка.
(Чтение рассказа К.Ушинского „Сила — не право", М.
Пришвина „Еж", „Лисичкин хлеб', В.Осеевой „Просто старушка" и т.п.)»
Беседа после чтения:
1. Понравилась тебе история?
2. Что же сказал Мите отец?
3. Почему он так мог сказать?
4. Почему Таня заплакала?
5. Как автор показал, что Митя именно отнял куклу у Тани, а не
попросил ее? Какие слова использовал автор?
6. Почему Сережа смог отнять все игрушки у Мити?
7. Представь себе, что ты оказался в этом дворе и все видел.
Что бы ты сделал?
8. Почему произведение называется «Сила — не право»?
9. Как ты думаешь, сказка это или рассказ? Почему ты так думаешь?
Молодец! Ты прошел по Бульвару историй и можешь продолжать
свое путешествие».
Результат
Низкий уровень: не может определить жанр по определению, не
соотносит текст с жанром рассказа {неправильно отвечает на вопрос 9;
затрудняется в ответах на вопросы 2, 3, 4, 6, 8); к описываемому событию
равнодушен (отвечает на вопросы 1, 4; затрудняется в ответе на вопрос 7); не
осознает эмоциональной роли слова в произведении (не отвечает на вопрос 5).
Средний уровень: ошибается в названии жанра по определению, но
правильно соотносит текст с жанром рассказа (отвечает на вопрос 9); называет 1
—2 отличия рассказа от сказки; вспоминает 1 —2 рассказа или автора; не до конца
понимает идею рассказа (фрагментарно отвечает на вопросы 2, 3, 4, 6, 8);
нейтрально относится к событию (занимает пассивную позицию в событии — вопрос
7); эмоциональную роль слова чувствует, но объяснить не может (затрудняется в
ответе на вопрос 5).
Высокий уровень: узнает жанр рассказа по определению и аргументированно
соотносит текст с жанром (аргументированно отвечает на вопрос 9); называет 3—4
основных отличия рассказа от сказки; вспоминает и безошибочно называет 4—5
рассказов или авторов рассказов; понимает основную идею рассказа
(аргументированно и правильно отвечает на вопросы 2, 3, 4, 6, 8); эмоционально
относится к описываемому событию (отвечает на вопросы 1, 4, 7; занимает активную
позицию в событии); понимает эмоциональную роль слова в произведении (отвечает
на вопрос 5). |