Остановка 4. «Поэтическая роща»
Предмет диагностики: поэтическое развитие детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи:
1. Выявить отношение детей к поэтическим произведениям, оценить
богатство поэтического опыта.
2. Определить предпочтение детей в выборе поэтической или прозаической
формы аналогичного текста.
3. Исследовать особенности восприятия поэтических средств выразительности
(эпитеты, сравнения, рифма).
Методы:
1. Индивидуальная беседа с ребенком с использованием
диагностической игры «Литературная страна».
«Ты оказался в Поэтической роще. Тебя окружают стройные деревья.
Их листья шелестят на ветру, и деревья шепчутся друг с другом и задают тебе вопросы:
Как ты думаешь, почему роща называется Поэтической? Что такое
поэзия? Нравятся ли тебе стихи? Какие стихи ты знаешь?
Есть ли у тебя любимое стихотворение? Прочти его (или другое,
которое помнишь)».
2. Диагностические задания.
«Через Поэтическую рощу может пройти только тот, кто знает
стихи, чувствует их красоту. Например, о березе можно рассказать стихами Сергея
Есенина:
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно
серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. И заря лениво,
обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
Но вот в роще появился Незнайка. Он не любит поэзию, он рассказал
о березе так: „Напротив моего окна стоит береза. На ее ветки упал снег и висит
на ветках. Вокруг все тихо. Снежинки сверкают. Наступает заря, и опять на ветки
падает снег".
Какое описание березы тебе понравилось больше? Почему?
Чем отличается стихотворение от рассказа?
Как ты понимаешь выражения „принакрылась снегом, точно серебром",
„горят снежинки в золотом огне", „на пушистых ветках снежною каймой
распустились кисти белой бахромой"?
А теперь, чтобы пройти сквозь Поэтическую рощу ты тоже должен
досочинять стихи-загадки А. Шибаева:
Слон шагает по дороге.
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный... (рост).
— Почему корова эта маленького роста?
Отвечает Вове Света:
— Очень даже просто:
Это же — ребенок,
Это же — ,.. (теленок).
Молодец! Ты успешно прошел через Поэтическую рощу!»
Результат
Низкий уровень: не может вспомнить ни одного стихотворения или
вспоминает 1—2 стихотворения для младшего и раннего возраста; затрудняется в
прочтении стихотворения наизусть; не демонстрирует предпочтений стихотворной
формы; не может объяснить образных выражений; ошибается в договаривании
рифмующихся строк.
Средний уровень: вспоминает 2—3 стихотворения, соответствующих
возрасту, но не может прочесть наизусть ни одного стихотворения; выбирает
стихотворную форму описания; объясняет 1—2 образных выражения; допускает 1
ошибку в рифмующихся отгадках.
Высокий уровень: вспоминает более 3-х стихотворений, соответствующих
возрасту, выразительно читает любимое стихотворение, выбирает стихотворную
форму описания, эмоционально аргументируя свой выбор; объясняет все образные
выражения, проявляя творчество и используя средства выразительности; весело и
правильно договаривает отгадки. |