Остановка 5. «Литературная гостиная»
Задачи:
1. Выявить источник литературного опыта детей.
2. Изучить интерес к разным видам деятельности на основе литературного
текста в условиях семейного воспитания.
3. Определить отношение детей к роли родителей в их литературном
развитии.
Методы:
1. Индивидуальная беседа с ребенком с использованием
диагностической игры «Литературная страна».
Вопросы:
— Где тебе чаще читают книги: дома или в детском саду?
— Читаешь ли ты сам книги?
— Любишь ли ты, когда тебе дома читают книги?
— Часто ли это бывает?
— Кто именно тебе дома чаще читает книги?
— Любят ли твои родители сами читать? Как часто читает книги
мама (папа, бабушка...)?
«Ты попал в Литературную гостиную, так называется место, где
люди „общаются с литературой", то есть читают книги, беседуют о них с
другими людьми...
Есть ли такое место в вашем доме?
Что там находится, чтобы читать книги было удобно и приятно?
Есть ли в вашей семье библиотека? Как она выглядит? Каких книг там больше; для
детей или для взрослых? Достаточно ли тебе тех детских книг, которые есть дома?
Где они хранятся?
Что ты любишь больше — когда тебе читают книги взрослые, читать
книги сам или смотреть по телевизору фильмы и мультфильмы по литературным
текстам? Почему?»
Результат
Низкий уровень: недостаточность литературного опыта ребенка,
отсутствие у него выраженного интереса к литературе определяется недочетами
семейного воспитания- По утверждению ребенка: ему мало и редко читают книги
дома, домашняя библиотека не богата, место для детской библиотеки отсутствует,
в ней немного книг. Дома родители и сами читают редко, они и ребенок предпочитают
просмотр телепередач.
Средний уровень: для ребенка характерно общеположительное отношение
к слушанию книг и совместному «чтению» с родителями. В семье ребенку читают
книги довольно часто, но непродолжительно. Местом для чтения является диван,
кровать ребенка или любое другое «случайное» место. Библиотека с книгами для
взрослых намного богаче детской библиотеки, для которой выделено место рядом с
играми и игрушками ребенка. Ребенку нравится слушать чтение взрослых, но, по
его признанию, гораздо чаше он смотрит телевизор.
Высокий уровень: литературный опыт ребенка достаточно богат и
разнообразен ввиду серьезного отношения к литературе и литературному развитию
в семье. Разные члены семьи проявляют к книгам устойчивый интерес, развивая его
и у дошкольника, постоянно читая ему книги. По словам ребенка, дома богатая
библиотека, для нее выделено специальное место, рядом расположены полки с
детскими книгами, которых тоже достаточное количество. Книги для взрослых и
детей постоянно пополняются. Дома есть специальное место для чтения и
обсуждения книг. Ребенок любит слушать чтение взрослых, сам немного читает (или
любит часто «смотреть» книги сам). В семье есть подборка аудио- и видеосредств
для ознакомления с литературными произведениями. |