Остановка 6. «Театр»
Задачи:
1. Выяснить представления детей о театре (устройстве здания
театра, его видах и жанрах, о деятельности людей, работающих в нем и пр.).
2. Изучить интерес к театрализованным играм разных видов.
3. Исследовать умения театрализованной деятельности у детей (в
том числе умение воссоздавать в воображении картины из литературных текстов,
умение целостно воспринимать образ героя и использовать адекватные
выразительные средства для воплощения художественного образа произведения).
Методы:
1. Индивидуальная беседа с ребенком с использованием
диагностической игры «Литературная страна».
Вопросы:
— Как ты думаешь, как называется эта часть Литературной
страны?
— Как ты догадался, что это театр?
— Какие еще помещения есть в настоящем театре?
— Был ли ты в театре? Как часто ты ходишь в театр? С кем?
— Нравится ли тебе бывать в театре?
— Какие виды театра ты знаешь? (Драматический, музыкальный,
кукольный, театр зверей, клоунада и пр.)
— Какие виды театра тебе нравятся больше? Почему?
— Есть ли маленький «театр» в вашей группе детского сада?
— Нравится ли тебе там играть?
— Как ты играешь?
— Какие роли тебе нравится исполнять?
— Умеешь ли ты выразительно исполнять роли?
— Какие виды игрушечных театров тебе больше нравятся?
— Умеешь ли ты показывать кукольные спектакли?
2. Диагностическое задание.
«Представь, что ты оказался в этом театре. Кем бы ты хотел в
нем быть: зрителем, артистом, режиссером, костюмером, декоратором? Почему?
Что бы ты делал? Умеешь ли ты это делать?
В этом театре очень не хватает артистов, и тебя просят помочь!
Но для этого надо пройти небольшое испытание: исполнить какую-либо роль на
пробу.
Помни: театр — место перевоплощений! И чтобы хорошо сыграть,
надо перевоплотиться в своего героя, стать понарошку им самим.
(Вариант 1 используется,
если ребенок в ответ на вопросы беседы говорит о своем интересе и умении
исполнять роли).
Готов — начинай! (Ребенок исполняет роль выбранного героя.)
(Вариант 2 целесообразен, если ребенок сомневается в своих
артистических возможностях или если, начав исполнять роль, затрудняется и
требует помощи взрослого.)
Постарайся это сделать, а я тебе буду помогать.
Что надо сделать сначала? (Вспомнить какое-либо литературное
произведение, выбрать героя.) Предложи текст и выбери героя.
О чем надо подумать, чтобы выразительно исполнить роль (каков
внешний вид героя, какой у него характер, каким голосом он говорит, как
двигается...)? Расскажи о том герое, роль которого хочешь сыграть.
Далее надо выбрать самый интересный (веселый, страшный) случай,
который произошел с твоим героем, и хорошо его вспомнить! Достаточно выбрать
маленький фрагмент, вспомнить несколько фраз этого героя. Но надо представить
это как будто реально происходящее! Выбери отрывочек, скажи слова героя.
Теперь закрой глаза и расскажи, что бы ты увидел, услышал, почувствовал,
если бы был на месте своего героя в этот момент. (Словесное рисование ребенком
„видений".)
Можешь использовать костюмы, декорации. Если надо — принеси их
(надень, расставь...).
Ты готов к исполнению роли, как настоящий артист! Начинай!
(Ребенок исполняет роль выбранного героя.)»
Результат
Низкий уровень: у ребенка имеются недостаточные, фрагментарные
знания о театре. Он проявляет положительное отношение к театрализованным
играм, но признается в том, что редко в них играет. Интерес к театрализованной
деятельности неустойчив, недифференцирован, немотивирован. Умения
театрализованной деятельности находятся в стадии становления. Воображение
развито недостаточно, что не дает возможности целостно воспринять содержание,
сюжет и образы героев. В игре-драматизации создает простой «типичный» образ,
выбирая героев-животных из хорошо знакомых простых сказок. Характерно
маловыразительное исполнение роли.
Средний уровень: ребенок имеет общее представление о театре,
его устройстве и людях, работающих в нем, акцент делает на роли артиста в
театральном спектакле. Опыт посещения театра небогат, но такой вид досуга
привлекает ребенка. У ребенка наблюдается более яркий, устойчивый интерес к
театрализованным играм, проявляется его первичная дифференциация, которая
заключается в предпочтении определенного вида игры (драматизации или
режиссерской). Умения театрализованной деятельности развиты на разных уровнях,
зависят от внешних условий. Ребенок сразу включается в театрализованную игру,
без предварительного обдумывания. Проявляет умения использовать средства
невербальной и интонационной выразительности для передачи образа героя, его
эмоций, реже — для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт
его характера. С помощью взрослого обнаруживает интерес к творчеству в
процессе воображения и воплощения задуманного образа с помощью средств
выразительности.
Высокий уровень: у ребенка более глубокие представления о
театре, он (на доступном уровне) знает назначение театра, знаком с устройством
здания театра, с деятельностью людей, работающих в театре, с жанрами
театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и
пр.). Ребенок проявляет избирательный интерес к определенному виду
театрализованной игры, образу героя, сюжету. Ребенок активен и самостоятелен в
выборе содержания игр, в поиске способов выражения образа героя. Проявляет
творчество и стремится к импровизации. |